Цель: знакомство с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Задачи.
- Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
- Развивать связную речь учащихся, учить анализировать и делать выводы.
- Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи, нравственные качества.
Оборудование: Т.Г. Рамзаева “Русский язык” учебник для 4 класса часть2, проектор, презентация к уроку, карточки с текстом “Зайчата”.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1. Презентация)
- Хочется начать наш сегодняшний урок древним китайским изречением: “Учитесь так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их”.
II. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 2)
- Прочитайте данные словосочетания, что их объединяет?
О близких друзьях, на просёлочных дорогах, по берёзовым аллеям, шустрым воробьям, свежие газеты, дальних деревень.
(Словосочетания стоят во множественном числе)
- Кто может определить тему нашего урока? (Ответы детей)
(Слайд 3)
- Тема урока “Склонение имён прилагательных во множественном числе”.
- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? (Ответы детей)
III. Работа по теме урока. (Слайд 4)
1. Повторение.
- Что вы уже знаете об имени прилагательном?
(Ответы детей.)
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
- Поставьте словосочетание во множественное число и просклоняйте:
1 ряд: весёлая звонкая песня;
2 ряд: яркий солнечный луч;
3 ряд: лёгкое белое облако.
(Слайд 5)
3. - Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)
Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.
4. Работа по учебнику.
- Откройте учебник и прочитайте вывод на стр.34.
5. (Слайд 6)
Снег
Великолепен был вид зимней природы. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни. Вдруг надвинулась пухлая белая туча. Большими хлопьями стал падать снег. Наступали зимние сумерки. Небо сыпало снежный пух.
- Прочитайте текст, найдите словосочетания прилагательных с существительными.
- Как распределить данные словосочетания на две группы. Запишите.
У имён прилагательных в единственном числе определим род и падеж, у имён прилагательных во множественном числе – падеж.
Физкультминутка
6. Работа с текстом. (Слайд 7)
- Прочитайте текст. Кто может сформулировать задание, которое я вам приготовила?
Зайчата
Ранн.. весной родились маленьк.. зайчата по утрам были крепк.. весенн.. морозы птиц и зверей держал на снегу плотн.. наст крепко прижались друг к другу маленьк.. зверьки они ждут свою мать.
Вот и зайчиха она накормит своих и чужих зайчат показалось солнышко ярк.. светом залилась поляна обрадовались тёпл… солнышку малыши высунулись из сух.. прошлогодн.. травы.
(Разделить текст на предложения, дописать окончания имён прилагательных)
- Прочитайте получившийся текст. (Слайд 8)
- Определите падеж имён прилагательных.
IV. Домашнее задание.
Уровень 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 3
а) Составьте и запишите словосочетания мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.
Хороший (люди, настроение, подарок, песня).
Синий (колокольчик, река, озёра, небо).
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
б) Выделите окончания имён прилагательных.
V. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу. В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?
- Сделайте вывод по схеме. (Слайд 9)