Форма мероприятия: педагогическая мастерская.
Цель: показать детям возможность и необходимость целенаправленной работы над своими эмоциями, побудить их к такой работе; создать у учеников мотивацию к самопознанию и рефлексии.
Задачи:
- создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
- развивать у 6-классников интерес к себе, к своему внутреннему миру;
- содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке;
- показать двойственную, позитивно-негативную, природу любого чувства;
- обучить приёмам управления своими эмоциями;
- способствовать формированию нравственных качеств личности, способности к эмпатии;
- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
- воспитывать культуру общения;
- способствовать сплочению классного коллектива.
Форма деятельности учащихся: групповая.
В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции:
учитель – ученик,
ученик – ученик,
учитель – малая группа,
учитель – класс,
малая группа – класс,
малая группа – малая группа,
ученик – малая группа,
ученик – класс.
Ход занятия
Эпиграф (на доске): Юпитер, ты гневаешься? Значит, ты не прав!
I. Организационный момент
Задачи этапа – организация эффективного взаимодействия обучающихся, формирование малых групп, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.
Учитель заранее договаривается с ребятами, чтобы они по своему желанию разделились на 5 групп по 5 человек. В начале занятия группы придумывают себе название, выбирают командира и приветствуют друг друга.
II. Этап индукции
В качестве индуктора выступает музыкальный фрагмент.
Задача этапа – пробудить интерес к предстоящей работе.
Слово учителя:
– Мы все очень разные, но всем нам свойственно испытывать эмоции, чувства, особенно под влиянием музыки. Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и назовите чувства, которые он рождает у вас.
(Звучит спокойная музыка, вызывающая умиротворение, мечтательность, если дети перевозбуждены; или энергичная, бодрая, радостная, если дети пассивны и “зажаты”.)
– Сегодня я предлагаю вам поразмыслить над одной из тем большого разговора о самовоспитании: “Как стать хозяином своих чувств?”
Как вы думаете, вместе нам удастся найти ответы на вопросы (на доске):
- “Возможно ли стать хозяином своих чувств?”
- “Если возможно, как это сделать?”
III. Этап актуализации опыта
Задача этапа – предъявить знания себе и группе: самоконструкция, социоконструкция и афиширование.
Самоконструкция.
Учитель:
– Ребята, сначала я прошу каждого из вас с помощью цветных карточек (зелёный цвет означает “да”; красный – “нет”) ответить на вопросы анкеты (написаны на доске):
- Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
- Были ли случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
- Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
- Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
- Считаете ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
– Сравним эти ответы с теми, которые появятся у вас в конце урока.
Социоконструкция (работа в группах)
1. Игра “Рукопожатие по кругу”
Учитель:
– Протяните друг другу руки, сожмите ладони, замкните круг. Решите, кто будет начинающим. Пусть начинающий пошлёт рукопожатие соседу, а тот передаст его следующему, и, когда оно вернётся по кругу к начинавшему, он может сменить направление. Будьте внимательны! Начали!
(Звучит музыка)
– Достаточно, спасибо. Что вы чувствовали, когда вам передавали рукопожатие? Какие эмоции передаёт этот жест?
(Большинство учащихся называют дружелюбие, расположение, доверие; но некоторые чувствуют раздражение, им обидно от того, что сосед больно сжал руку.)
2. Игра “Пантомима”
Учитель:
– А как ещё, кроме жестов, человек может передать свои чувства?
(Словом, интонацией голоса, мимикой, жестами.)
Учитель:
– Подготовьте в группах задание: изобразите с помощью мимики, жестов чувства, которые названы на ваших карточках. Задание будет успешно выполнено, если все остальные узнают это чувство.
- Подозрительность.
- Самодовольство, гордость.
- Радость.
- Растерянность.
- Бодрость, уверенность.
Учитель:
– Запомните мимику бодрости. Вот вам мой рецепт: “надевать и носить” это выражение лица в самые неподходящие моменты: когда неуютно или страшно, когда ты расстроен, обижен, когда что-то не получается. Помните, что существует связь между эмоциями и жестами: мимика поможет обрести соответствующее чувство.
3. Коллективная работа “Оценка и группировка”
Учитель:
– Мне показалось, что, изображая чувства, вы попутно давали им положительную или отрицательную оценку. Давайте поразмышляем о пользе и вреде эмоций. Заполните, пожалуйста, колонки таблицы перечисленными ниже чувствами:
Полезные чувства |
Вредные чувства |
Веселье, страх, обида, лень, гнев, счастье, довольство собой, недовольство собой, беспечность, любопытство, зависть, уверенность в себе, удовольствие, чувство юмора.
Афиширование.
Группы представляют классу результаты своей работы. Как правило, ответы бывают очень похожи.
IV этап. Деконструкция (разрыв)
Задача этапа – убедить 6-классников в неполноте имеющихся знаний, дать толчок к поиску нового знания.
Учитель:
– По вашим ответам получается, что есть чувства. Которые хотят испытывать все, а есть такие, чувства, которых лучше бы и не было. Например, страх. Вы все сказали, что не хотите его испытывать. И стало обидно за чувство, которое и людям, и животным сослужило бесценную службу. Так что позвольте мне произнести речь в защиту страха.
Иногда, попадая в незнакомое место, я испытываю мгновенный страх. Он говорит мне: “Соберись! Будь особенно внимательна! Здесь что-то не так. Разберись в обстановке. Где-то притаилась опасность!”.
Даже если никакой опасности нет и бояться нечего, нужно время, чтобы в этом убедиться. Чувство же возникает мгновенно, быстрее, чем мысли, быстрее, чем глаза, уши собирают нужную информацию. Чувства, эмоции – самый быстрый источник информации, которым располагает человек.
Что было бы, если бы не было страха? Во-первых, нас ничто не предупреждало бы об опасности, и мы могли бы стать жертвой собственной неосмотрительности. Во-вторых, не было бы страха – не было бы и подвига. Ведь на подвиг способны лишь те, кто не теряет голову, кто может разумно действовать даже когда очень страшно, когда страх буквально парализует. Герой – это тот, кто умеет преодолевать свой страх.
А трусливый человек – это тот, кто позволяет страху завладеть собой, не слышит голоса своего разума, боится и не может действовать. Например, на уроке физкультуры боится прыгать в высоту, думает: “А вдруг не перепрыгну! А вдруг упаду!” вместо того, чтобы рассчитать разбег и толчок.
V. Этап созидания
Задача – совместный поиск нового знания.
Учитель:
– Предлагаю подвергнуть экспериментальной проверке утверждение о том, что всякое чувство, которое испытывает человек, несёт какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.
1. АМО (активный метод обучения) “Обвинители и адвокаты”.
Продолжительность проведения 9 минут:
- обсуждение в группах – 3 минуты;
- выступления представителей 5 групп – по 1 минуте;
- подведение итога учителем – 1 минута.
Предварительная подготовка:
- карточки с названиями определённых чувств: лень, веселье, любопытство, недовольство собой, гнев.
Таблицы для заполнения с полями:
- “Полезные стороны чувства”
- “Вредные стороны чувства”.
Технология проведения:
1. Учитель предлагает представителям групп вытянуть наудачу карточку с названием определённого чувства: лень, веселье, любопытство, недовольство собой, гнев.
2. Каждая группа должна совместно найти и полезные, и вредные стороны “своего” чувства и заполнить поля таблицы:
1) аргументы “обвинителя” (отрицательные последствия чувства),
2) аргументы “адвоката” (положительные последствия чувства).
Например,
лень:
1) не даёт реализовать свои способности, достичь успеха;
2) позволяет человеку отдохнуть и восстановить силы.
Веселье:
1) постоянно веселиться нельзя, это эгоистично, у человека есть и обязанности;
2) доставляет удовольствие.
Недовольство собой:
1) может вызвать закомплексованность;
2) побуждает к работе над своими недостатками.
Гнев:
1) обижает окружающих, заряжает их отрицательными эмоциями;
2) позволяет “разрядиться”, избавиться от отрицательных эмоций.
Любопытство:
1) мешает окружающим, может втянуть человека в неприятную историю;
2) заставляет действовать, проявлять инициативу.
3. Группа решает, кто будет выступать в роли обвинителя, кто в роли адвоката.
4. По очереди группы представляют “своё” чувство как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Речь обвинителя: “Страх – вредное чувство. Во-первых, он разрушительно влияет на здоровье человека. Во- вторых…”.
Речь адвоката: “Страх – необходимое человеку чувство. Во-первых, если бы не было страха, нас ничто не предупреждало бы об опасности и мы могли бы стать жертвой собственной неосмотрительности. Во- вторых…”.
5. Учитель делает вывод: каждое чувство человека может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Вредно и опасно душить свои чувства, но нельзя и давать им слишком разрастаться. Надо учиться управлять своими чувствами, “владеть собой”.
2. Игра “Закончи пословицу”.
Учитель:
– О том, что нужно знать меру в проявлении своих чувств, предупреждают нас пословицы и поговорки. Предлагаю командам поработать с карточками, на которых нужно вставить недостающие слова.
1) “У глаза велики” (страха).
2) “Труд человека кормит, а портит” (лень).
3) “Делу – время, – час” (потехе).
4) “ Варваре на базаре нос оторвали” (любопытной).
5) “Иной плачем отзывается” (смех).
6) “Юпитер, ты ? Значит, ты не прав!” (гневаешься).
VI. Этап корректировки
Задача – внести исправления в сделанное ранее.
Учитель:
– Давайте снова обратимся к анкете, с которой мы начали урок. На какой вопрос вы сейчас дали бы другой ответ?
(Большинство учащихся называет вопрос № 6: “Считаете ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?” Теперь на этот вопрос они дают отрицательный ответ.)
Учитель:
– Согласна с вами. Но надо научиться выражать свои эмоции так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим.
Анализ ситуации
Друг взял у меня книгу на 3 дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло 3 дня, а книги нет.
(Постепенное заполнение таблицы заготовленными карточками)
Факт | Мои чувства | Что делать с чувствами? | Последствия |
Невыполненное обещание |
Досада, обида, растерянность, огорчение, разочарование, гнев |
1) подавить, скрыть 2) выразить агрессивно 3) выразить мирно |
Моя обида растёт
разрушение отношений, здоровья “Чтоб всем стало обидно!” (плохо другим и мне). “Чтобы никому не было обидно”:
|
Задание группам.
Напишите своё обращение к необязательному другу, используя мирный способ выражения эмоций.
(“Извини, но мне очень нужна книга, потому что надо писать сочинение. Принеси мне её на два дня. А если ты не дочитал, то сможешь потом снова взять её у меня.”)
VII. Подведение итогов
Учитель:
– Мы все очень разные, но возможно ли стать хозяином своих чувств? (Да.)
– Как же это сделать? (По ходу ответов
учащихся учитель вывешивает на доске таблички.)
VIII. Этап рефлексии.
Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства.
Учитель:
– Заканчивая сегодняшний разговор о самовоспитании, я прошу вас оценить, насколько вам сегодня на занятии было трудно, интересно, комфортно, и сделать отметки на “Шкале оценки”:
1) трудно: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5
2) интересно: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5
3) комфортно: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5
Всем спасибо за сотрудничество!