В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ "Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению [8].
Кроме вышеприведённого определения психологической безопасности образовательного процесса, дадим ещё несколько определений понятия “психологическая безопасность”: это недопустимость ущемления чувства собственного достоинства, личного статуса человека; состояние сохранности психики человека; сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения) [9]; возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [10].
Становится очевидным, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ “Я”. Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Разбирая потенциальные “критические точки”, можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника:
- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.).
Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах:
- это стрессовая тактика педагогических воздействий;
- несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
- нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;
- предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
- изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
- педагогический и родительский “психоз” отличных отметок;
- многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
- формализм программных знаний;
- нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
- недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
Особенно ярко и выражено влияют данные факторы на психологическое самочувствие детей с интеллектуальной недостаточностью, обостряя и закрепляя проблемы как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах развития.
Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, на уроках, поддерживающих и даже инициирующих процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого урок как образовательное пространство должен быть территорией безусловной психологической безопасности. Поэтому нельзя недооценить актуальность темы психологической безопасности школьников на уроках физкультуры, который имеет свою особо уязвимую учебную специфику, к тому же ещё никто не разработал условия для создания чувства психологической безопасности школьников на уроке физкультуры, а именно - перед уроком, во время урока и после него. Многие уроки физкультуры в школах похожи скорее не на обучающие спортивные или развивающие программы для детей, а на тренинги по выживанию в экстремальных условиях, потому как уроки физкультуры отличаются от других школьных предметов отсутствием многих поведенческих рамок, что одним детям даёт возможность почувствовать себя свободными и всемогущими, а другим – уязвимыми и беспомощными, причём первые зачастую самоутверждаются за счёт вторых.
Можно выделить 3 аспекта психологической безопасности на уроках физкультуры:
- Аспект психологической безопасности детей перед уроком физкультуры включает такие параметры, как поведение и взаимодействие учеников в раздевалке и перед ней, взаимодействие учеников в спортивном зале или на площадке до звонка на урок.
- Аспект психологической безопасности детей во время урока физкультуры включает ситуацию урока, в которой происходит взаимодействие учеников между собой и с учителем посредством выполнения команд и решения учениками учебных задач. При этом школьникам становятся доступными спортивные снаряды, которые могут использоваться не по назначению (мячи, палки, обручи, скакалки).
- Аспект психологической безопасности детей после урока физкультуры включает в себя переживание учениками событий, происходящих на уроке, поведение и взаимодействие учеников в раздевалке.
Почему школьные занятия физкультурой могут быть психологически небезопасны для учеников? Что вызывает страх у детей, когда им приходится идти на уроки физкультуры? Рассмотрим некоторые положения.
1) Раздевалка и атмосфера внутри неё. Находясь в привычной обстановке в классе, совладать с угрозой в виде отдельных учеников можно хотя бы потому, что можно сидеть от них подальше, к тому же в классе присутствует учитель, регулирующий возникающие в процессе урока поведение и отношения учеников. В раздевалке же каждый может сделать то, что он хочет и что ему дозволено. Отсутствие контроля за поведением учеников в раздевалке, и её тесное пространство позволяет особо опасным ученикам издеваться и унижать других сверстников. Как правило, для возникновения конфликтной ситуации в раздевалке повода искать не нужно. Достаточно того, что слабый и неуверенный в себе ученик начнёт переодеваться в физкультурную форму, и его одноклассник, пользуясь физической немощью “жертвы” и его оголением, начнёт над ним физически и психологически глумиться.
2) Необходимость не только находиться с классом, но и совершать телодвижения среди одноклассников. Зачастую скромному и замкнутому ребёнку сложно раскрыться среди своих одноклассников даже в самых стандартных социальных аспектах – во взгляде, в голосе. У него может быть страх говорить с места или отвечать у доски, боязнь смотреть людям в глаза. А на уроке физкультуры мало того, что надо будет на всеобщем обозрении переодеваться, кричать или говорить что-то по команде учителя, так ещё и двигаться. А ведь в нашем теле заключено множество блоков, которые образовались вследствие психофизического напряжения, зажимов и моральных запретов. Ребёнку справиться в одиночку с таким стрессом будет очень сложно. Вдобавок любая “неправильность” или неловкость движений будет встречаться насмешками и улюлюканьем сверстников.
3) Физические возможности учеников. Объектами насмешек и издевательств, как правило, становятся маленький рост (“лилипут”), избыточный (“жиртрест”) или недостаточный вес (“дистрофик”), отсутствие мускулов и заметных мышц (“слабак”, “хиляк”), плохая координация движений, физические недостатки. Школьники очень нетерпимы к отклонению от нормы, если это делает кого-то слабее, и непременно пользуются слабостями других, порождая у “жертв” глубокие переживания по поводу своих физических ограничений и недостатков.
4) Сведение счётов в условиях урока физкультуры. Уроки физкультуры предполагают под собой достаточную свободу действий учащихся для сведения счётов друг с другом во время выполнения упражнений, спортивных игр, соревнований и т.д. Это может происходить в форме вербальной и физической агрессии, умышленном нанесении повреждений и травм, преследовании во время урока и после него. Пострадать может не только ученик-“жертва”, но и его имущество – ранец, одежда, школьные принадлежности, деньги.
5) Провокации и непедагогичное поведение учителя физкультуры. Неизвестно, почему так сложилось, но все учителя физкультуры на моей памяти и на памяти тех, кто о них вспоминал, были ужасны по своей натуре. Отсутствие тренерского таланта, профессиональное выгорание, угасание педагогических навыков, агрессивность и чёрствость, грубость и кризис гуманизма были их визитной карточкой. И складывалось впечатление, что это профессионально важные качества для любой учительницы физкультуры. Как же мне хотелось это исправить! Но, будучи в то время учеником, приходилось лишь считать ошибки, допускаемые учителями физкультуры. Ведь от них же так много зависит! Самовыражение ученика на уроке физкультуре включает в себя и физический, и психологический, и интеллектуальный аспект, чего нет на других уроках. И к этому может быть проявлено непедагогичное отношение. Ведь сказанное учителем физкультуры про одного ученика во всеуслышание класса, подкреплённое увиденным его одноклассниками, может поставить на этом ребёнке клеймо, от которого потом очень сложно будет избавиться. И, конечно, породит у него массу психологических проблем.
Среди самых распространённых ошибок учителей физкультуры можно выделить:
а) порицание, унижение физических качеств ребёнка и его личности в целом (критика ученика во всеуслышание по поводу возможностей его тела и духа, интеллекта и сообразительности);
б) попустительское отношение к социальным процессам на уроке (безразличие к дедовщине, унижению учениками друг друга, неспособность создать комфортный психологический климат на уроке);
в) строгая ориентация на физические нормативы, которым должны соответствовать ученики (не все школьники смогут их выполнить ввиду своих разных физических возможностей);
г) неспособность понять ученика и его действия/бездействия (почему он не выполняет упражнение, почему выполняет его неправильно, почему плачет, убегает в раздевалку с урока и т.п.);
д) неспособность разговаривать спокойным тоном (громкий голос для учителя физкультуры – это важно, но ещё важнее общаться неконфликтным тоном);
е) предвзятое отношение к некоторым ученикам (это может быть как залог излишней критики одного ученика, не заслуживающего этого, так и подкрепление поведения хулиганистого авторитета, которого необходимо опустить с небес на землю).
6) Отсутствие охраны раздевалки в отсутствие учеников. Вещи и одежду могут украсть, испачкать, испортить. Для примера: неизвестные могут насыпать земли или песку в обувь, разбросать одежду по раздевалке, повредить школьные принадлежности и учебники в портфелях, подвергшимся пинкам и броскам хулиганов. Поэтому данный пункт вызывает опасение у учеников, которые переживают за сохранность своих вещей, оставленных в раздевалке. Некоторые носят вещи с собой, что вызывает множество неудобств на уроке и подколы сверстников, а также недовольство учителя-физрука.
7) Неудачный исход спортивной игры. Часто можно услышать, как кого-то обвиняют в поражении всей команды, сваливают всю вину. Это проще сделать с теми учениками, кто не способен постоять за себя, к тому же, как правило, успешные в спортивных играх дети не допускают ошибок, из-за которых их команда проигрывает. Кроме того, такие дети более подготовлены физически, чем те, которым эти игры даются с трудом, и поэтому они подвержены огромному давлению более развитых одноклассников. Самое страшное в том, что ребёнок под давлением класса верит, что он виноват, и смиренно принимает укоры, гонения и даже побои, ощущение своей неумелости и никчёмности. Начаться это может на самой спортивной площадке или в зале, а продолжаться уже в раздевалке, где “козлу отпущения” уже никто не поможет. Если же учесть, что школьники ничего быстро не забывают и стараются при любом удобном случае попрекнуть “неудачника” прошлым, то его травля может зайти очень далеко. В свою очередь, если неформальный лидер или главный хулиган класса приведёт свою команду к поражению, например, из-за слишком частого злоупотребления индивидуальными действиями (в футболе и баскетболе - нежелание отдать пас, в волейболе – прыжки к мячу наперехват своим же игрокам и т.д.), то его оправдают и никаких санкций к нему применять не будут – страшно же. Попробуй скажи такому что-нибудь, сразу получишь сдачи в ответ. Поэтому, если кто-то действиями этого авторитета и недоволен, то им приходится роптать между собой.
Есть и другой аспект опасности неудачного исхода спортивного состязания. Речь о том, что многие хулиганы совсем не умеют проигрывать, ведь они очень самолюбивы, и настроены только на победу, причём разгромную, чтобы соперник был унижен ими. И если целая команда таких девиантных личностей (например, футбольная) проигрывает, то можно ждать от них как минимум угроз и давления. Чтобы этого не было, учитель физкультуры, судящий игру, должен настроить команды на доброжелательное отношение к соревнованиям и сопернику (“главное не победа, главное – участие”, “победит дружба”, “команде напротив - физкульт привет” и др.). Возможно, что это в итоге снизит агрессивность команд, настроит их на добросовестную конкуренцию, и в таком случае учитель может сказать, что он сделал всё, что мог.
8) Возможность получения физической травмы на уроке. Известно, что любая травма у ребенка – это стресс не только для него, но и для его родителей. Физическая травма, в отличие от психологического воздействия, легче наблюдается: ребёнок хромает, жалуется на боли, не может использовать травмированную часть тела и т.д. Родители, узнав об этом, могут запретить ребёнку посещать физкультуру, не сказав ничего учителю. В результате ребёнок оказывается в затруднительном положении: ходить надо – иначе поставят “двойку”, но ходить и нельзя – родители поругают. Кроме того, школьнику прививается страх находиться в местах или заниматься делом, которое может быть чем-то для него опасно, пусть даже и не объективно. Такие дети очень трудно потом социализируются, что порождает массу новых проблем. Что касается самих травм, то основными причинами повреждений на уроках физкультуры выступают недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, недостаток врачебного контроля и нарушение его правил, а также скученность детей во время занятий. Однако, устранив все перечисленные недочеты, учитель физкультуры всё равно не будет застрахован от того, что ученики не получат травмы. Рассмотрим некоторые психологические аспекты травмоопасного поведения детей и подростков [6]. Обстоятельства возникновения травм у детей существенно отличаются от таковых у взрослых. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности. В возрастном аспекте наиболее “травмируемым” является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (7 лет, 11–12 лет, 15 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой, это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. Психологические причины травм у детей на физкультуре можно разделить на 3 основные группы [2].
А) Поведение самого ребенка, получившего травму:
1) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;
2) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
3) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
4) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.
Б) Действия окружающих сверстников. Чаще дети травмируют сверстников во время игры либо непреднамеренно вне игры, как правило, не заметив сверстника (например, наткнулся, бегая). Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям [3]. Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств. В случаях, когда действия сверстников, повлекшие за собой травмы, были преднамеренными, то речь пойдёт уже о мотивах такого поведения, почему была умышленно нанесена травма [1].
В заключение хочу добавить, что проблема психологической безопасности учеников во время уроков физкультуры имеют своё продолжение в вузе, где очень многие студенты игнорируют занятия физкультурой и спортом, предпочитают прогуливать эти пары, а в конце семестра давать взятки преподавателям за пропущенные физкультурные занятия. Немногие школьники, выросшие в неблагоприятных условиях для занятий физкультурой, найдут в себе силы справиться с пренебрежительным и отторгающим отношением к физкультуре и спорту в целом. Эффективной работа станет только при условии комплексного подхода, когда в едином ключе работают педагоги, психологи и администрация школы. На каждом уроке физкультуры учитель должен обращать внимание на поведение учеников, их физическое и психологическое состояние, назначать старших дежурных в раздевалке из других классов или сотрудников школы. При проведении уроков можно ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока [5], направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
Для реализации данных принципов можно использовать следующие педагогические методы и приёмы обучения [7]:
1. Повышение двигательной активности детей.
2. Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
3. Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона урока физической культуры и как сопровождение отдельных его моментов. Тихая мелодичная музыка, используемая в заключительной части урока, обладает седативным (успокаивающим действием, способствующим развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная музыка, применяемая учителем во вводной части урока, вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии на уроке физической культуры придадут школьнику бодрость, улучшат самочувствие, психоэмоциональное состояние.
4. Организация саморефлексии. Ведение дневника здоровья. Каждый урок физической культуры можно начинать и заканчивать фиксацией в специальном дневнике здоровья (Дневнике настроения) состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни для укрепления здоровья за пределами класса и школы
Литература
1. Горлов Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. – 1991, № 1.
2. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 1997, № 2.
3. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
4. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
6. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. – 2001, № 4.
7. Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования. Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 , с.40.
8. http://termin.bposd.ru/publ/17-1-0-15700
9. moodle.mmc.rightside.ru/mod/resource/view.php?id=1245...1
10. http://psychosafety.ru/