Цель: актуализировать и углубить знания учащихся об уникальных особенностях строения молекул белка и ее свойствах.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Задачи.
- Раскрыть особенности строения белков.
- Углубить знания учащихся об уникальных особенностях строения молекулы белка.
- Изучить химические свойства белков.
Структура урока:
I этап: организационный момент;
II этап: подготовка учащихся к активному усвоению знаний;
III этап: изучение нового материала;
IV этап: закрепление;
V этап: итоги, д/з.
Оборудование: раствор куриного белка, куриные перья, раствор фенола, спиртовка, спички, зажим, пробирки, растворы: гидроксида натрия, сульфата меди, нитрата свинца, концентрированная азотная кислота.
Ход урока
I этап. Приветствие
II этап
Учитель приводит высказывание Ф.Энгельса о том, что такое жизнь: “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой…. Причем при прекращении обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка…”.
Ни одно из веществ не выполняет стль специфических и разнообразных функций в организме, как белок. В организме человека имеется более 10 000 видов белков.
Тема нашего урока: Белки с различных точек зрения.
III этап
. Изучение нового материалаВопросы.
- Какие соединения называют белками? (Природные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты)
- Изучение какого процесса помогло установить строение белков? (Изучение гидролиза белков)
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника биологии.
Задание: найти в тексте информацию о том:
- Сколько типов белковых молекул, отличающихся друг от друга, содержится в организме человека? (5 млн. типов белковых молекул)
- Сколько аминокислот входит в состав белка? (Двадцать)
- Рассмотрите формулу аминокислоты и ответьте на вопрос: “Почему аминокислоты являются амфотерными соединениями? (Потому что содержит одновременно аминогруппу и карбоксильную группу, обладающие противоположными свойствами)
- Рассмолтрите схему образования дипептида. Какие атомы образовали молекулу воды в результате соединения двух аминокислот? (Водород от аминогруппы и гидроксогруппа от карбоксильной группы)
- Сколько уровней организации может иметь белковая молекула? Назовите эти структуры.
Обсуждение материала учебника.
2. Работа с текстом учебника и рис. 1 по заполнению таблицы “Структуры белковых молекул”.
Структура белковой молекулы | Характеристика структуры | Тип связи, определяющий структуры |
Первичная | Последовательность аминокислот в полипептидной цепи | Пептидная связь между углеродом кислотной и азотом основной групп |
Вторичная | Белковая молекула принимает вид спирали или складчатого слоя гармошки | Водородная связь между остатками карбоксильных и аминогрупп разных аминокислот |
Третичная | Белковая спираль сворачивается и приобретает форму шарика или глобулы | Атомы серы двух аминокислот, находящихся на некотором расстоянии друг от друга в полипептидной цепи соединяются образуя так называемые дисульфидные связи |
Четвертичная | Функциональное объединение нескольких молекул белка обладающих третичной структурной организацией. |
3. Составление схемы “Классификация белков”.
По составу
- Простые – протеины (состоят только из аминокислот): альбумины, глобулины, гистоны.
- Сложные – протеиды (состоят из аминокислот и небелковой составляющей): фосфопротеиды, нуклеопротеиды, липопротеиды.
По функциям
- Структурные.
- Каталитические.
- Регуляторные.
- Транспортные.
- Защитные.
- Двигательные.
- Запасательные.
- Токсичные.
- Сигнальные.
По структуре
- Фибриллярные (коллаген).
- Глобулярные (ферменты и гормоны).
- Промежуточные (фибриноген).
4. Практическая работа по изучению химических свойств белков (работа в парах по инструкциям с предварительным повторением правил техники безопасности)
Обсуждение амфотерности белков можно начать с вопроса: аминокислоты – соединения амфотерные, будет ли присуще это свойство белкам?
- Растворимость белков. Различная растворимость белков в воде связана, прежде всего, с их молекулярной массой. Растворимость в большей степени зависит также от природы радикалов аминокислотных звеньев.
- Гидролиз белков – разрушение первичной структуры. В лаборатории этот процесс проводится в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходит под действием ферментов.
- Денатурация белков. Необратимая - полное разрушение пространственной структуры белка. Денатурация происходит под действием солей тяжелых металлов, высокой температуры, излучения – демонстрация видеофрагмента.
Обратимая денатурация - частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс называется ренатурация.
- Цветные реакции белков.
Цветные реакции применяются для установления белковой природы веществ, идентификации белков и определение их аминокислотного состава в различных биологических жидкостях. В клинической лабораторной практике эти методы используются для определения количества белка в плазме крови, аминокислот в моче и крови, для выявления наследственных и приобретенных патологий обмена у новорожденных.
- Биуретовая реакция на пептидную связь;
- Ксантопротеиновая реакция.
- Горение белков. Учащиеся поджигают шерстяную нитку и делают вывод.
Вывод. Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, а иногда и к полному блокированию ряда иммунологических реакций, к инактивации ферментов и нарушению обмена веществ. Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией. Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма.
1. Знакомство с основными функциями белков.
Белки – основная структурная часть любого живого организма, а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. При исключении из рациона белкового компонента, несмотря на достаточную калорийность пищи, у живых организмов наблюдаются патологические явления: остановка роста, изменение состава крови и т.д. С чем же связано огромное значение белков для живых организмов?
С сообщением “Функции белков в организме” выступают учащиеся:
- каталитическая функция,
- защитная функция,
- строительная функция,
- сигнальная функция,
- транспортная,
- двигательная.
Вывод. приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.
Учащиеся составляют краткий конспект по выступлениям.
Каталитическая функция белков. Опыт проводит учитель.
Прилейте по 2 мл Н2О2 в пробирке с кусочками мяса, картофелем (сырой, вареный).
Запишите наблюдаемые вами явления в таблицу. Предлагает записать уравнение, выполненной реакции.
Дайте объяснения вашим наблюдениям.
Что брали? Что делали? Что наблюдали? Объяснения.
Вывод. При варке картофеля, мяса произошла денатурация белка фермента каталазы, разрушилась 3-ая структура белка и это привело в разрушению активного центра фермента. Выделение кислорода при действии Н2О2 на сырой картофель и мясо свидетельствует о проявлении каталитической функции белка – фермента каталазы.
2Н2О2 = 2Н2О + О2
2. Выступление учащегося - превращение белков в организме. В качестве дополнения слово предоставляется специалистам врачебной практики (учащиеся заранее готовят сообщения, опираясь не только на учебную литературу, но и через беседы с врачами – практиками районной поликлиники).
Врач-генетик. Сообщение о том, что генетическими болезнями страдают не только жертвы этих болезней, но и их семьи. Родителей часто мучает чувство вины.
Генетические консультации врачей генетиков могут помочь супругам определить, на сколько велик риск рождения у них больного ребенка.
В ряде случаев медико-генетические консультации выявляют у новорожденных или у грудных детей наследственное предрасположение к наследственным болезням, возникновение которых в очень сильной степени зависит от определенных внешних условий.
Врач-эндокринолог. Сообщение о биохимии опухолей желудочно–кишечного тракта и их влиянии на процесс белкового обмена.
Врач-косметолог. Беды нашего организма отражаются на коже, а особенно на коже лица – самой уязвимой части тела.
Сообщение о влияние кремов на кожу.
Врач-невропатолог. Сообщение о том, что эндокринная и нервная системы действуют координировано, поддерживая постоянство внутренней среды организма. Взаимодействие между нервной и эндокринной системами осуществляется в основном посредством гипоталамуса. Оказывают стрессы, поэтому здоровый образ жизни, снижение стрессов является залогом здоровья.
Врач-терапевт. Белки в иммунной системе.
Иммунная система – это самостоятельная система организма, представленная своими функциями и органами.
Основные функции иммунной системы:
1) распознать “чужое”, разрушить, нейтрализовать, вывести из организма;
2) обеспечить препятствие внедрению и размножению чужеродных антигенов;
3) Запомнить строение, свойства “чужого”, быстрее встречать его как “чужое” и сохранять в иммунологической памяти;
Начальные события в клеточном взаимодействии включают два этапа:
Прямое физическое взаимодействие между клетками, либо действие лиманда (антигена) – этого белка на клетку. В результате следует второй этап.
Синтез и секреция биологически активных веществ на клетку-мишень. Это обеспечивает формирование иммунных реакций. Белки в крови обеспечивают защитные реакции организма. Например, антитела участвуют в формировании иммунных реакций. Тромбин обеспечивает свертываемость крови. Иммунная система состоит из В-системы и Т-системы, иначе происходят сбои в реализации иммунных реакций. Пагубное влияние на состояние иммунной системы оказывают внешние условия (природно-климатические, промышленное воздействие, изменение места жительства) и факторы риска (алкоголь, наркотики, курение).
3. Новости из области синтезирования нового вида белка - сообщение учителя.
США: учёные создали самоорганизующиеся белки.
Исследователи из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) создали новый класс белков, которые способны самостоятельно собираться в гель.
Этот гель представляет собой макромолекулярные белковые сети, погружённые в воду. При добавлении белков в ёмкость их подключение к растущей сети происходит автоматически, за счёт специальных концевых молекул-модулей, обеспечивающих стыковку.
Эти концевые модули могут быть трёх разных видов, и "сконструированы" так, чтобы притягивать друг друга. Так что каждая молекула в сети соединена с тремя соседями.
В середине нового искусственного белка учёные научились размещать произвольный набор аминокислот, способных выдавать определённые биохимические сигналы живым клеткам. В частности, это сигналы для поощрения дифференциации и роста клеток нужного типа.
Эта работа, как рассчитывают американцы, поможет найти новые методы восстановления повреждённых (или больных) тканей человека.
IV этап урока:
закрепление пройденного материалаДля закрепления новых понятий проводится логический брифинг. Учащимся в течение 3-х мин. необходимо заполнить таблицу.
Другие названия белка.
Мономеры белка.
Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства белков.
Связь, поддерживающая I структуру белков.
Структура белка, представляющая спираль.
Полное разрушение пространственных структур белков.
Реакция, лежащая в основе получения белков.
Гормон поджелудочной железы.
Биологические катализаторы.
Болезнь, вызываемая недостатком инсулина в организме.
Связи, поддерживающие вторичную структуру белка?
Структура белка, определяющая биологическую активность белка.
Процесс взаимодействия белков с водой.
Структура белка, которая разрушается при нагревании белка с водой.
Структура белка, которая поддерживается эфирными и дисульфидными мостиками.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод.
Итак, понятие “жизнь” и “белок” неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос “что такое жизнь?”, надо знать, что такое белок. Чем больше о белках мы узнаем, тем глубже проникаем в понятие “жизнь”. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь. Подтверждением служат слова Гете: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”.
V этап. Итоги, д/з.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: § 3.2.1 (учебник биологии) и § 27 (учебник химии).
Задания для проектов (рисунки, рассказы, схемы, сказки и т.д.):
- Какие характеристики живого (рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ) вы связали бы со свойствами белков?
- Какова взаимосвязь между функциями белков и необходимостью белковой пищи для человека?
- Как белки попадают в организм и что с ними происходит?
Положительные аспекты урока:
– интерес к предмету;
– взаимосвязь с другими предметами;
– умение делать обобщения, сравнение (логическое мышление);
– практические навыки для учащихся;
– применение в жизни.
Литература
- В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, “Общая биология” - учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений – Дрофа: Москва. 2010 года.
- О.С Габриэлян, И.Г.Остроумова “Химия. 10 класс” - ООО “Дрофа”: Москва. 2009 года.