Факультативный курс химии в 6-м классе. Тема: "Химия вокруг нас"

Разделы: Химия


При изучении пропедевтического курса “Химия вокруг нас” учащиеся получают общее представление о новом школьном предмете “Химия”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задач формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки химии учащиеся должны получить представления о составе вещества и химических явлениях, первоначальные сведения о химических элементах, формулах, простых и сложных веществах, признаках химических явлений и расширить кругозор в восприятии окружающих нас в повседневной жизни химических веществ и явлений. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой и реактивами. Знакомство учащихся с перечисленными вопросами позволяет в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.

Содержание факультативного курса “Химия вокруг нас” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 7-8 классах. Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 класса (возраст 11-13 лет). Курс основан на кругозоре учащихся и знаниях математики и естествознания (биологии, географии), полученных до 6 класса, в процессе обучения в школе.

Цель курса: обеспечение подготовки учащихся к обоснованному изучению химии с 7 класса и формирование мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.

Задачи курса:

- сформировать первоначальные химические знания;

- вооружить учащихся знаниями о веществах, окружающих в повседневной жизни, с целью дальнейшего правильно применения;

- вооружить учащихся пониманием экологических проблем, как результатом человеческой деятельности;

- формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности;

- развить внутреннюю мотивацию учащихся, вызвав интерес к познанию химии.

Учебный план.

  1. Первоначальные химические понятия – 12.
  2. Химические вещества в повседневной жизни – 13.
  3. Будущее в руках самого человека - 9.
  4. Всего - 34 часа.

    Поурочное тематическое планирование

  1. Первоначальные химические понятия
    1. ТБ в кабинете химии. ТБ при работах по химии.
    2. Правила пользования и знакомство с химической посудой и оборудованием.
    3. Введение. Предмет, задачи и значение химии.
    4. Явления физические и химические.
    5. Признаки химических явлений. Значения химических явлений.
    6. Чистые вещества и смеси.
    7. Способы очистки веществ.
    8. Атом. Молекула. Химический элемент.
    9. Химические формулы.
    10. Простые и сложные вещества.
    11. Уравнения химических реакций.
    12. Типы химических реакций.
  2. Химические вещества в повседневной жизни.
    1. Металлы. Сплавы.
    2. Применение металлов и сплавов.
    3. Неметаллы. Кислород. Воздух.
    4. Свойства кислорода и озона.
    5. Вода - источник жизни.
    6. Свойства воды. Круговорот в природе.
    7. Земная кора: полезные ископаемые.
    8. Белки. Жиры. Углеводы.
    9. Витамины и их роль.
    10. Химия и лекарства.
    11. Химия в быту.
    12. Химия в искусстве, в косметике.
    13. Экология жилища и здоровье человека.
  3. Будущее в руках самого человека.
    1. Кислотные дожди.
    2. Парниковый эффект.
    3. Озоновые дары.
    4. Простейшие способы очистки промышленных выбросов в атмосфере.
    5. Качество водопроводной воды.
    6. Способы очистки водопроводной воды.
    7. Влияние качества почвы на рост и развитие растений.
    8. Продукты питания. Рацион здорового питания.
    9. Заключительный урок-конференция “Будущее в руках самого человека”.

После изучения факультативного курса “Химия вокруг нас” учащиеся должны знать:

- ТБ при работах в школьной лаборатории;

- правила пользования химической посудой и правила обращения с химическими реактивами;

- свойства веществ, окружающих нас в повседневной жизни (кислорода, озона, воды, металлов и сплавов, белков, жиров, углеводов, полезных ископаемых (железных руд, угля, известняка, речного песка и глины), витаминов и т.д.);

- состав и значение вышеперечисленных веществ;

- признаки химических реакций;

- способы очистки веществ;

- что называется атомом, молекулой, химическим элементом, простым и сложным веществами, химическим уравнением, реакциями разложения, соединения, обмена и замещения, витаминами и полезными ископаемыми;

- экологические проблемы, возникающие в результате человеческой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- различать физические и химические явления, смеси и чистые вещества, типы реакций;

- писать простейшие формулы и уравнения реакций (соединения и разложения);

- использовать правильно в повседневной жизни простейшие лекарства, средства бытовой химии, косметики, витамины;

- ориентироваться в экологических вопросах и стремиться к ведению здорового образа жизни.

Литература:

Чернобельская Г.М., Дементьева А.И. “Введение в химию”, учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2006 г.