При изучении пропедевтического курса “Химия вокруг нас” учащиеся получают общее представление о новом школьном предмете “Химия”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задач формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки химии учащиеся должны получить представления о составе вещества и химических явлениях, первоначальные сведения о химических элементах, формулах, простых и сложных веществах, признаках химических явлений и расширить кругозор в восприятии окружающих нас в повседневной жизни химических веществ и явлений. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой и реактивами. Знакомство учащихся с перечисленными вопросами позволяет в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание факультативного курса “Химия вокруг нас” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 7-8 классах. Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 класса (возраст 11-13 лет). Курс основан на кругозоре учащихся и знаниях математики и естествознания (биологии, географии), полученных до 6 класса, в процессе обучения в школе.
Цель курса: обеспечение подготовки учащихся к обоснованному изучению химии с 7 класса и формирование мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи курса:
- сформировать первоначальные химические знания;
- вооружить учащихся знаниями о веществах, окружающих в повседневной жизни, с целью дальнейшего правильно применения;
- вооружить учащихся пониманием экологических проблем, как результатом человеческой деятельности;
- формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности;
- развить внутреннюю мотивацию учащихся, вызвав интерес к познанию химии.
Учебный план.
- Первоначальные химические понятия – 12.
- Химические вещества в повседневной жизни – 13.
- Будущее в руках самого человека - 9.
Всего - 34 часа.
Поурочное тематическое планирование
- Первоначальные химические понятия
- ТБ в кабинете химии. ТБ при работах по химии.
- Правила пользования и знакомство с химической посудой и оборудованием.
- Введение. Предмет, задачи и значение химии.
- Явления физические и химические.
- Признаки химических явлений. Значения химических явлений.
- Чистые вещества и смеси.
- Способы очистки веществ.
- Атом. Молекула. Химический элемент.
- Химические формулы.
- Простые и сложные вещества.
- Уравнения химических реакций.
- Типы химических реакций.
- Химические вещества в повседневной жизни.
- Металлы. Сплавы.
- Применение металлов и сплавов.
- Неметаллы. Кислород. Воздух.
- Свойства кислорода и озона.
- Вода - источник жизни.
- Свойства воды. Круговорот в природе.
- Земная кора: полезные ископаемые.
- Белки. Жиры. Углеводы.
- Витамины и их роль.
- Химия и лекарства.
- Химия в быту.
- Химия в искусстве, в косметике.
- Экология жилища и здоровье человека.
- Будущее в руках самого человека.
- Кислотные дожди.
- Парниковый эффект.
- Озоновые дары.
- Простейшие способы очистки промышленных выбросов в атмосфере.
- Качество водопроводной воды.
- Способы очистки водопроводной воды.
- Влияние качества почвы на рост и развитие растений.
- Продукты питания. Рацион здорового питания.
- Заключительный урок-конференция “Будущее в руках самого человека”.
После изучения факультативного курса “Химия вокруг нас” учащиеся должны знать:
- ТБ при работах в школьной лаборатории;
- правила пользования химической посудой и правила обращения с химическими реактивами;
- свойства веществ, окружающих нас в повседневной жизни (кислорода, озона, воды, металлов и сплавов, белков, жиров, углеводов, полезных ископаемых (железных руд, угля, известняка, речного песка и глины), витаминов и т.д.);
- состав и значение вышеперечисленных веществ;
- признаки химических реакций;
- способы очистки веществ;
- что называется атомом, молекулой, химическим элементом, простым и сложным веществами, химическим уравнением, реакциями разложения, соединения, обмена и замещения, витаминами и полезными ископаемыми;
- экологические проблемы, возникающие в результате человеческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- различать физические и химические явления, смеси и чистые вещества, типы реакций;
- писать простейшие формулы и уравнения реакций (соединения и разложения);
- использовать правильно в повседневной жизни простейшие лекарства, средства бытовой химии, косметики, витамины;
- ориентироваться в экологических вопросах и стремиться к ведению здорового образа жизни.
Литература:
Чернобельская Г.М., Дементьева А.И. “Введение в химию”, учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2006 г.