Цель урока:
- продолжать чтение слов с новыми буквами;
- учить находить однокоренные слова и общую часть однокоренных слов;
- знакомить с колыбельными песнями.
1. Орг. Момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
(Проверка готовности к уроку)
2. Актуализация опорных знаний
Работа по Азбуке с. 74
Повторение звонких и глухих согласных.
- Найдите звуковые схемы.
- Какие звуки обозначают эти схемы? (согл.)
- На какие две группы они разделены? (звонк. И глух.)
- Как вы догадались? (шляпы)
- Назовите глухие согласные звуки , какие мы знаем? (т, п, с, К)
- Какими буквами они обозначаются?
- Напечатаем в схемах эти буквы, раскрасим шляпы , башмачки.
- Какие звонкие согласные звуки мы знаем?(н, м, р. г, л)
- Какими буквами они обозначаются?
Напечатаем в схемах эти буквы, закрасим шляпы и башмачки
3. Знакомство с новыми буквами и звуками.
- Какие буквы вы видите на этой странице?
- Какие звуки она обозначает?
Сегодня на уроке мы будем читать слова, в которых встречается буква С.
Чтение столбиков слогов.
Игра “Доскажи словечко” стр. 74
- Дополните слог, чтобы получилось слово.
4. Чтение слов, работа над их лексическим значением.
- Прочитайте слова 1 столбика. (про себя и вслух)
- Почему они написаны с большой буквы? (названия городов)
- Прочитаем слова 2 столбика.
- На какие группы их можно разделить?(слова имеющие одинаковую общую часть и общее схожее значение называют родственными или однокоренными)
- Какая одинаковая часть в слове слон- слоник?
Лом - поломка?
Выделим эту общую часть дугой. Это корень.
Прочитаем слова 3 столбика.
Что они обозначают?
Все ли слова однокоренные?
4 столбик - найди лишнее слово
5 столбик - Назови общую часть во всех словах.
6 столбик прочитайте слова про себя.
Все ли слова в этом столбике однокоренные?
Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет. (мост)
Прочитайте большое длинное слово, обозначающее большой маленький предмет.(мосток, мостик)
Когда говорят мостик, когда мосток? (мостик - это слово употребляется в уменьшительно- ласкательном значении в повседневной жизни)
Мосток - тоже употребляется в уменьшительно-ласкательном значении, но больше в сказках, потешках)
Прочитайте последние два столбика слов.
Подберите к ним однокоренные слова.
5. Работа с предложениями на стр. 74
- Прочитайте предложения.
- Докажите что это предложения, а не текст.
- О чем узнали из 1 предложения.
- Что такое ластик?
- Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
- Прочитай имена детей?
- Прочитай клички животных.
- К какому предложению художник нарисовал иллюстрацию?
- Какие слова непонятны?
6. Чтение русских народных колыбельных песенок с. 75.
а) До чтения
- Прочитайте, что сегодня будем читать.
- Почему эти песенки называют колыбельными?
- Что такое колыбель? (качающая кровать, люлька для младенца
- Рассмотри рисунки.
О чем будут эти песенки? (о младенце, о котике)
Чтение 1-й песенки сначала про себя, а затем вслух.
б) Вопросы по ходу чтения
- Каким представляете котика?
- Как это “во печурочке поспать?” (Когда натопленная печка остывает, в ней тепло).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
плисовая шубка - бархатная
корки с мягоньком - корка с мягкой частью печеного хлеба (мякиш хлеба)
в) Вопросы после чтения
- В какой форме написана песенка: в форме совета, просьбы, угрозы?
- Какие слова использованы в песенке? (в уменьшительно-ласкательном значении)
- Как вы думаете, кто исполняет эту песенку? Когда? (мама, бабушка. Поют на ночь, тихо, по-доброму. Чувствуется их любовь к малышу)
Постарайтесь при чтении передать напевность русских колыбельных песенок.
г) Выразительное чтение
Кто автор этих песенок? (нет автора)
Эти песенки появились очень давно. Кто-то их сочинил, другой человек услышал, запомнил и спе, добавляя свои слова, и так песенка передавалась от мамы к детям, а от тех своим детям. Так песенки стали народными.
7 . Итог:
- О чем говорили на уроке?
- Чем занимались?
- Что нового узнали?
Урок окончен. Спасибо.