Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Буквы С, с"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • продолжать чтение слов с новыми буквами;
  • учить находить однокоренные слова и общую часть однокоренных слов;
  • знакомить с колыбельными песнями.

1. Орг. Момент

Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.

(Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация опорных знаний

Работа по Азбуке с. 74

Повторение звонких и глухих согласных.

- Найдите звуковые схемы.

  • Какие звуки обозначают эти схемы? (согл.)
  • На какие две группы они разделены? (звонк. И глух.)
  • Как вы догадались? (шляпы)
  • Назовите глухие согласные звуки , какие мы знаем? (т, п, с, К)
  • Какими буквами они обозначаются?
  • Напечатаем в схемах эти буквы, раскрасим шляпы , башмачки.
  • Какие звонкие согласные звуки мы знаем?(н, м, р. г, л)
  • Какими буквами они обозначаются?

Напечатаем в схемах эти буквы, закрасим шляпы и башмачки

3. Знакомство с новыми буквами и звуками.

  • Какие буквы вы видите на этой странице?
  • Какие звуки она обозначает?

Сегодня на уроке мы будем читать слова, в которых встречается буква С.

Чтение столбиков слогов.

Игра “Доскажи словечко” стр. 74

- Дополните слог, чтобы получилось слово.

4. Чтение слов, работа над их лексическим значением.

- Прочитайте слова 1 столбика. (про себя и вслух)

- Почему они написаны с большой буквы? (названия городов)

- Прочитаем слова 2 столбика.

- На какие группы их можно разделить?(слова имеющие одинаковую общую часть и общее схожее значение называют родственными или однокоренными)

- Какая одинаковая часть в слове слон- слоник?

Лом - поломка?

Выделим эту общую часть дугой. Это корень.

Прочитаем слова 3 столбика.

Что они обозначают?

Все ли слова однокоренные?

4 столбик - найди лишнее слово

5 столбик - Назови общую часть во всех словах.

6 столбик прочитайте слова про себя.

Все ли слова в этом столбике однокоренные?

Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет. (мост)

Прочитайте большое длинное слово, обозначающее большой маленький предмет.(мосток, мостик)

Когда говорят мостик, когда мосток? (мостик - это слово употребляется в уменьшительно- ласкательном значении в повседневной жизни)

Мосток - тоже употребляется в уменьшительно-ласкательном значении, но больше в сказках, потешках)

Прочитайте последние два столбика слов.

Подберите к ним однокоренные слова.

5. Работа с предложениями на стр. 74

- Прочитайте предложения.

- Докажите что это предложения, а не текст.

- О чем узнали из 1 предложения.

- Что такое ластик?

- Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?

- Прочитай имена детей?

- Прочитай клички животных.

- К какому предложению художник нарисовал иллюстрацию?

- Какие слова непонятны?

6. Чтение русских народных колыбельных песенок с. 75.

а) До чтения

- Прочитайте, что сегодня будем читать.

- Почему эти песенки называют колыбельными?

- Что такое колыбель? (качающая кровать, люлька для младенца

- Рассмотри рисунки.

О чем будут эти песенки? (о младенце, о котике)

Чтение 1-й песенки сначала про себя, а затем вслух.

б) Вопросы по ходу чтения

- Каким представляете котика?

- Как это “во печурочке поспать?” (Когда натопленная печка остывает, в ней тепло).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

плисовая шубка - бархатная

корки с мягоньком - корка с мягкой частью печеного хлеба (мякиш хлеба)

в) Вопросы после чтения

  • В какой форме написана песенка: в форме совета, просьбы, угрозы?
  • Какие слова использованы в песенке? (в уменьшительно-ласкательном значении)
  • Как вы думаете, кто исполняет эту песенку? Когда? (мама, бабушка. Поют на ночь, тихо, по-доброму. Чувствуется их любовь к малышу)

Постарайтесь при чтении передать напевность русских колыбельных песенок.

г) Выразительное чтение

Кто автор этих песенок? (нет автора)

Эти песенки появились очень давно. Кто-то их сочинил, другой человек услышал, запомнил и спе, добавляя свои слова, и так песенка передавалась от мамы к детям, а от тех своим детям. Так песенки стали народными.

7 . Итог:

  • О чем говорили на уроке?
  • Чем занимались?
  • Что нового узнали?

Урок окончен. Спасибо.