Цель:
- Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.
- Развитие памяти, внимания.
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, динамика, штрих, тембр, мелодия.
- Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.
Оборудование: мультимедиа проектор или компьютер, фортепиано, шумовые инструменты (погремушки, бубны, трещотки, ложки и т.д.), USB проигрыватель.
Ход урока
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем, обратите внимание на слайд (слайд 2):
- Обратите внимание на эти рисунки. Что на них изображено? Да, движение с разной скоростью. А есть какое–нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?
Ответы детей:
- Темп.
- Действительно, это темп, давайте дадим точное определение темпу, что же это такое?
Ответы детей: (слайд 3)
- А какие обозначения темпов вы знаете?
- Allegro, moderato, lento (слайд 4)
- Что это означает?
Ответы детей: (слайд 5)
- Следующее средство музыкальной выразительности (слайд 6), что обозначается этими знаками?
Ответы детей:
- Динамика
- Что значит динамика?
- А как называется каждый из этих знаков, что они означают?
Ответы детей: (слайд 7)
- А что изображено на следующем слайде? Что это за обозначения? (слайд 8)
Ответы детей:
- Крещендо, диминуэндо.
- Совершенно верно (слайд 9), а теперь обратите внимание на следующий слайд (слайд 10), что означает это слово?
- Штрих – это способ звукоизвлечения. (слайд 10)
- Да, а что это значит?
Ответы детей:
- Способ пения, способ игры на инструментах…
- А какие вы знаете способы звукоизвлечения?
- Легато, нон легато, стаккато (слайд 11, 12, 13)
- Что это значит, как это нужно исполнять, как это обозначается в нотах?
Ответы детей:
- Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем – тембр (слайд 14), что это значит
- Звуковая окраска голоса или инструмента (слайд 14)
- Вы видите на рисунках изображены певцы, а как называются их голоса и что это означает? (слайд 15)
Ответы детей:
- Сопрано, меццо сопрано, тенор, баритон, бас. Высокий женский голос, низкий, высокий мужской голос и т.д.
- Совершенно верно, а как эти же голоса называют в хоре?
Ответы детей:(слайд 15)
- Ещё нам осталось вспомнить о самом главном средстве музыкальной выразительности, посмотрите на следующий слайд, что на нём изображено (слайд 16)
Ответы детей:
- Нотный стан, ноты, мелодия…
- А что это такое?
- Главная музыкальная мысль, одноголосно выраженная музыкальная мысль…(слайд 17)
А теперь предлагаю вам обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности. Она нам уже знакома, но я вам её напомню: (слайд 18)
Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Руки хлоп, хлоп, хлоп,
Ноги топ, топ, топ,
Раз сюда, два сюда,
Это нет, а это да.
- Давайте исполним эту речёвку с показом, обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать ритм.
Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа, с использованием контрастной динамики, с использованием постепенно меняющейся динамики, с изменением тембра голоса, речевым и ритмическим каноном (слайд 19).
- Хорошо, мы поработали с вами над этим стихотворением с использованием каких средств музыкальной выразительности?
Ответы детей:
- Да, верно, а какого средства здесь не было?
- Мелодии
- Совершенно верно, предлагаю вам исполнить небольшую песенку, в ней мы также обратим внимание на средства музыкальной выразительности, в том числе и на мелодию. Давайте сначала пропоём эту песенку.
Исполняется английская народная песня “Кошка-Мурка”, обработка Ю.Иванова, русский текст В.Трусовой
- А теперь запомните вот такой ритмический рисунок (слайд 20):
- Простучите его все вместе.
- А теперь давайте я исполню вам эту песню, а вы простучите ритм.
Затем делятся на группы, одна группа простукивает ритм, другая поёт, затем придумывают ритмическое заполнение пауз между строками, исполняют по группам. Ещё одно исполнение с использованием импровизации на шумовых инструментах, обсудив тембровую окраску каждого из них.
- Хорошо, мы сейчас с вами повторили средства музыкальной выразительности, причём не только повторили, но и знания о них закрепили на практике. А теперь давайте поработаем над двумя песнями их спектакля “Волк и семеро козлят” Александра Ермолова, это вступление и финальная песня. Скажите, чем они отличаются?
- Словами
- Да, а ещё чем?
- Темпом.
- Совершенно верно. Давайте исполним эти произведения, не забывайте про динамику, штрих, ритм (уточняют динамические, тембровые, штриховые, темповые особенности).
Исполняются песни без остановки, затем обсуждаются недочёты в исполнении, при необходимости повторяются некоторые моменты.
- Ребята, вы молодцы, хорошо сегодня поработали, предлагаю в завершение урока, чтобы немного отдохнуть сыграть в небольшую игру. В ней мы активизируем своё внимание и в то же время продолжим работу над ритмом и темпом. Игра называется “Покажи походку”. Все должны встать в круг, каждый участник под музыку показывает походку в течение одной музыкальной фразы, остальные повторяют в течение следующей музыкальной фразы, игра продолжается, пока каждый не покажет походку.
Играют.
- Ребята, мы с вами обобщили сегодня свои знания о средствах музыкальной выразительности, надеюсь, что в дальнейшем вы будете пользоваться этими средствами в своей творческой деятельности. Большое спасибо за работу. До свидания.
Используемая литература.
1) Э. Финкельштейн, Музыка от “А” до “Я”, занимательное чтение с картинками и фантазиями, Л.: 1991;
2) А. Должанский, Краткий музыкальный словарь, М-Л.: “Музыка”, 1966;
3) Образовательная программа “Детский музыкальный театр”, автор-составитель Карпова А.И., Б.: 2010;
4) Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы – составители Е.Х.Афанасенко, С.А,Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И.Коняшов – В.: Учитель, 2009.