Интегрированный урок химии и биологии в 10-м классе. Тема: "Спирты как объект изучения химии и биологии"

Разделы: Химия, Биология


Цель: расширить и углубить знания о веществах органической природы – спиртах.

Задача образовательная: познакомить обучающихся с многообразием и значением спиртов.

Задача развивающая: развивать у обучающихся навыки совместной деятельности и выполнения практических работ.

Задача воспитательная: воспитывать бережное отношение к себе, окружающим и своему здоровью.

Тип урока: интегрированный (химия и биология).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа, мультимедия.

План урока

  1. Организационный этап;
  2. Актуализация темы;
  3. Изучение нового материала:
    • определение, гомологический ряд классификация спиртов;
    • изомерия и номенклатура спиртов;
    • лабораторная работа по теме «Физические свойства спиртов»;
    • применение спиртов (сообщения обучающихся и учителя);
    • отчёт обучающихся о влиянии этанола на живую ткань организма;
    • алкоголизм и его последствия, влияние алкоголя в онтогенезе человека (презентации обучающихся
  4. Закрепление материала;
  5. Выводы по уроку.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся.

Учитель, прежде чем озвучить тему и цель урока, предлагает обучающимся поговорить о гигиенических и косметических принадлежностях, а также лекарственных препаратах. На кафедре расставлено следующее «оборудование»: лосьон после бритья, гель для бритья, зубная паста, гель для душа, шампунь, дезодорант, валидол, настойка валерианы, прополиса, календулы, корвалол, мазь назальная «Эваменол», мятная жевательная резинка, ополаскиватель для полости рта «32 Айс энд Минт».

II. Актуализация темы

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
 
Что может быть общего между всеми этими предметами? Выдвигают разные гипотезы: использование в быту, средства гигиены, лекарства, парфюмерия
Из курса химии 8 класса вы знаете, что химия – это наука о веществах. Какие общие вещества содержатся во всех этих предметах? Для выяснения этого вопроса в парах изучают состав предметов и находят названия веществ, оканчивающиеся на -ол (-оль) или -овый.
В результате этой работы на доске составлен следующий список веществ:
этанол (этиловый спирт);
ментол;
линалоол;
бензиловый спирт;
феноксиэтанол;
бутиленгликоль;
2-бром-2-нитропропан-1,3-диол;
октадеканол
Молодцы! К этому списку следует ещё добавить глицерин или пропантриол – 1,2,3. Итак, что же общего между всеми этими веществами? А то, что данные вещества принадлежат к одному классу органических соединений под названием спирты. О значении каждого из этих спиртов мы поговорим попозже. Итак, тема нашего урока «Спирты как объект изучения химии и биологии». Записывают тему урока.

III. Изучение нового материала

Приложение 7

IV. Закрепление материала

Заранее заготавливается куб с вопросами, написанными на его плоскостях. Обучающимся предлагается поиграть в игру «Держи вопрос». Кубик кидается в класс. Обучающиеся должны ответить на вопросы.

Варианты вопросов:

  • Чем грозит высокое потребление алкоголя?
  • Почему введение «сухого закона» малодейственная мера?
  • Можно ли отказаться от производства спирта?
  • Образуется ли спирт в природе? Где и как?
  • Каковы перспективы использования спирта в будущем?
  • Спирт – это продукт прошлого, настоящего или будущего?
  • Спирт – лекарство или яд? Почему, объясните?!
  • По словам Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». А спирт?

После игры в тетради заполняется таблица «Положительная и отрицательная роль спиртов».

V. Выводы по уроку

  1. Спирты – органические вещества, в молекулах которых гидроксильная группа связана с радикалом;
  2. Спирты классифицируются в зависимости от строения радикала и от количества гидроксильных групп;
  3. Спирты имеют большое практическое значение;
  4. Этиловый спирт отрицательно влияет на живую ткань.

VI. Домашнее задание

§ 9, стр. 63 – 73. Составить структурные формулы всех изомерных спиртов состав С5Н11ОН. Составить кроссворд по теме «Спирты».

VII. Рефлексия

Каждому обучающемуся раздаются листочки с таблицей для последующего заполнения.

Понравился ли урок?

Что узнали нового?

Что хотели бы узнать?

Источники материалов

  1. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с.
  2. Габриелян, О.С. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методический пособие / О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина. – М. : Дрофа, 2005. – 208 с.
  3. Егоров, А.С. И др. Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/д: Феникс, 2011. – 762 с.
  4. Игнатьева, С.Ю. Профилактика алкоголизма: интегрированный урок в X классе / С.Ю. Игнатьева // Химия в школе. 2003. - №1 – С. 32–35.
  5. Макеева, А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образовательных учреждений: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами».- М.: Просвещение, 2003.
  6. Маркина, И.В. Соверменный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И. В. Маркина; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
  7. Рябов, М.А. Сборник заданий и упражнений по химии: 10-й Кл.: к учебнику О.С. Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / М.А. Рябов. – М.: Экзамен, 2008. – 255 с.
  8. Стельмах, Р.Р. Спирты: защищаем и обвиняем / Р.Р. Стельмах / Химия. – 2011. - №15. – С. 31–35.

Интернет-ресурсы

  1. city-soap.com.ua/artikel/details/461/37/kosmeticheskie-ingredienti/konservanti/benziloviy-spirt
  2. www.webapteka.ru/drugbase/name13348.html
  3. www.vamdieta.ru/znachenie-mentola/
  4. www.ecem.ru/products/bg13.html
  5. club.passion.ru/viewtopic.php?t=82839
  6. aroma-beauty.ru/product/7215.htm
  7. www. vodaspb.ru
  8. www.alkogoliki.com.ua
  9. www.urok.1sept.ru

Приложения 1–6.