Праздник осени для 1–2-го класса

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • создать условия для закрепления и уточнения признаков осени в живой и неживой природе;
  • развивать внимание, кругозор, культуру общения;
  • привлекать детей и родителей к проведению совместных праздников.

Оборудование: слайдовая презентация, рисунки овощей и фруктов, выставка рисунков и поделок, музыка П.И. Чайковского

Ход праздника

I. Вступление

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» (Слайд 1)

Ведущий. Ребята, здравствуйте. Вы послушали сейчас отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Если бы мы говорили на языке музыки, то какое время года подошло бы к этому отрывку? Почему?

– Сегодня мы будем говорить об осени: проведем веселую викторину, посвященную осени, посмотрим ваши выступления, рисунки, поделки, поиграем. Готовы? Ну, тогда начинаем.

– Кто мне правильно назовет имена осенних месяцев? (ответы)

– А знаете ли вы, что в древности сентябрь имел несколько названий: (слайд 2)

  • ХМУРЕНЬ – за частое ненастье, ВЕРЕСЕНЬ – пора цветения вереска
  • Октябрь называли ГРЯЗНИК, ЗИМНИК, ЛИСТОБОЙ все эти названия отражали состояние погоды и природы.
  • Ноябрь – ПОЛУЗИМНИК, СТУДЕНЬ. По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.

II. 1-я станция «Вопросная»

А теперь начнем проверять ваши знания серьезно. Вопросы:

  1. Назовите признаки осени. По каким приметам мы узнаем, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, дожди и одежда, зонты…) (слайд 3, 4)
  2. Чем осень отличается от весны? (весной день длиннее становится, почки на деревьях, прилетают птицы, зеленеет трава, тает снег и пр.)
  3. Какое время года идет следом за осенью? (зима)
  4. Какие птицы улетают от нас на юг? (журавли, соловьи, гуси, ласточки, дрозды, лебеди) (слайд 5)
  5. Какие птицы остаются зимовать с нами? (снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты- даже выводят зимой птенцов) (слайд 6,7)
  6. Какие животные впадают в спячку? (медведи, ежи, лягушки)
  7. Какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (белки, зайцы, песцы)
  8. А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготовляет? (бобры, белки, мыши, хомяки)
  9. Назовите съедобные грибы (опята, сыроежки, маслята, моховики, грузди…) (слайд 8)
  10. Какие цветы цветут осенью? (Хризантемы, астры, гладиолусы, георгины) (слайд 9)
  11. Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха) (слайд 10)
  12. Почему деревья сбрасывают на зиму листья? (испарения уменьшить, сохранить питательные вещества, избавиться от ядовитых в-в, накопившихся на листьях)

Ведущий: Я вам помогу немного.

Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!

  1. Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели)

Ведущий: Я вам подскажу

Почему не спится елкам с наступленьем осени?
Почему они иголки на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна – вдруг заблудится весна?
Снег кружится над землей, тропки занесенные
Вот и светятся зимой огоньки зеленые.

  1. Кто собирает яблоки спиной? (еж)
  2. У какого зверя в листопад появляются детеныши? (у зайца) Как их называют? (листопадничками)

III. 2-я станция Художественная.

Выставка детских рисунков и поделок.

Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Наверно, это богатство красок и привлекает к себе художников. И, хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постарались предать в рисунках все краски осени.

Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

IV. 3-я станция «Игровая»

Ведущий: Я сейчас проверю, как вы знаете название красок. Поиграем: я буду читать стихотворение, если вы услышите название краски – хлопните в ладоши 1 раз, если нет – молчите.

Розовый, красный, оранжевый, синий.
Желтый, лимон, абрикосовый, синий.
Черный, зеленый, малина.
Осень, как сказка, красива.

Игра «Улетели птицы» (если услышат «лишнее» слово, хлопают в ладоши)

Улетели птицы: голуби, куницы.
Улетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Улетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи,
Галки и стрижи, комары, кукушки.
Улетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, ежи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Лебеди и утки. И спасибо шутке.

Игра «Собери овощи на борщ и фрукты на компот»

На двух столах лежат рисунки овощей и фруктов. Каждая команда подходит к своему столу и выбирает только те овощи и фрукты, которые нужно выбрать, чтобы сварить борщ и компот. Побеждает та команда, которая не допустит ошибки.

V. 4-я станция «Народная»

– Какие пословицы об осени вы знаете? (слайд 11)

  • Холоден сентябрь, да сыт.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • Октябрь – капустник, пропах капустой. Октябрь – ложка воды, ведро грязи.
  • Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка.
  • Ноябрь – ворота зимы.
  • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

– назовите осенние приметы.

  • Бабье лето ненастно – осень сухая.
  • Комары в ноябре – быть легкой зиме.
  • Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

VI. 5-я станция «Загадка»

  • Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень)

  • Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят.
    И на южный край земли потянулись журавли.
    Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

  • Все мрачней лицо природы: почернели огороды,
    Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,
    Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)

  • Поля черно-белыми стали: падает то дождь, то снег,
    А еще похолодало – льдом сковало воды рек.
    Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

  • Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач.
    На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (арбуз)

  • Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (капуста)

  • Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
    Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
    Я полезный самый, в том даю я слово,
    Ешьте меня всяким – будете здоровы. (лук)

  • Растет на грядке зеленая ветка,
    А на ней красные детки (помидор)

  • Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла (картофель)

VII. 6-я станция «Урожайная»

Красотой щедра ты, осень золотая, а еще богата щедрым урожаем!
Всем известно: без труда не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу, ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас! Не ленитесь, а зимой пригодится дар вам мой.

– Ребята, назовите какие овощи, ягоды и фрукты дарит нам осень?

А сейчас проверим, как вы знаете овощи и фрукты.

  • Какие овощи усатые? (фасоль, горох)
  • У какого овоща есть глазки? (картофель)
  • Какой овощ мешал спать принцессе (горох)
  • Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)
  • Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста)
  • Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнух)

Молодцы! Справились с заданиями.

А сейчас ребята приготовили для вас сценки, которые они покажут.

СПОР ОВОЩЕЙ

Айболит, 1-й ведущий (девочка), 2-й ведущий (мальчик), баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.

1-й ведущий:

Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи:

Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?

2-й ведущий: Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.

1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):

Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):

Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!

2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!

Дети:

Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!

1-й ведущий:

У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...

Дети: Лук.

Лук:

Я — приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук.

Картошка:

Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.

Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.

Лук: Кто-то, кажется, стучится.

Входит Айболит.

Картошка: Это доктор Айболит!

Айболит:

Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?

Баклажан:

Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее.

СЦЕНКА: "Реклама овощей".

  1. Для детей, их пап и мам
    Устроим мы турнир реклам.
    Реклам не простых –
    Витаминных, овощных.

  2. Во саду ли, в огороде
    Фрукты, овощи растут.
    Мы сегодня для рекламы
    Их собрали в зале тут.

  3. Для всего честного люда
    Реклама есть к любому блюду.
    Слушайте внимательно.
    Запоминайте старательно!

Морковь:

Ешьте, дети, все морковь,
Ощищайте зубы.
А морковочка-подружка
Дорога и люба.

Помидор:

А я – толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту -
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август – месяц наступил -
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.

  1. Ешьте, дети, помидоры,
    Пейте сок томатный:
    Он полезный, витаминный
    И на вкус приятный.

Огурец:

Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет всё в порядке!

Лук:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть -
Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи!

Репа:

Наша жёлтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.

Картофель:

Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво -
И крупна, и так красива!
А картошка – хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!

  1. Мы представили сегодня
    Вам рекламу для борщей.
    Для здоровья и для силы
    Ешьте больше … ОВОЩЕЙ!

Ведущий: Молодцы! Показали прекрасные знания о погоде, природе, о растениях, о животных. Приглашаем всех на чаепитие и отведать дары осени.