В рамках биологической экологии:
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
- Изучение взаимодействия пернатых с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и экологических игр.
- Систематизация этапов взаимодействия птиц и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
- Исследование функциональных способов добычи корма птицами, их зависимости от времен года.
В рамках социальной экологии:
- Анализ поведения человека в природе.
- Изучение влияния деятельности человека на жизнь птиц.
В рамках прикладной экологии:
- Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, познавательной, игровой).
- Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участках групп).
- Проведение специально организованной и совместной деятельности, направленной на воспитание экологического сознания.
Совершенствование экологической среды ДОУ:
- Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
- Организация экологической инсталляции (установки).
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;
- осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);
- гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
- совершенствование экологической среды ДОУ (организация на Экологической тропе Птичьего городка);
- пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- оптимизация использования технических средств обучения.
План реализации проекта
1 этап. Определение целей и задач проекта.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Цель: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
- разработать положение о смотре конкурсе кормушек “Каждой пичужке по кормушке”;
- привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
- формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
- воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
- развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
2 этап. Разработка проекта.
- создание творческой группы;
- разработка положения о смотре конкурса “Каждой пичужке по кормушке”;
- довести до участников проекта важность данной проблемы;
- подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
- совместное составление плана работы над проектом.
3 этап. Выполнение проекта.
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: “Поломанные слова”, “Что за птица?”, “Угадай, какая птица поет?”.
- Подвижные игры: “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль”, “Птицелов”, “Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом?”.
- Сюжетно-ролевые игры: “Лесная школа”, “Больница птиц”.
- Пальчиковая гимнастика “Полет птиц”
Познавательное развитие:
- Беседы: “Как узнать птиц?”, “Кто от зимы не улетает?”.
- Просматривание альбома “Зимующие птицы”.
- Придумывание историй “Как я спас птичку”.
- Специально-организованная деятельность: “Зимовье птиц”, “Птичья столовая”.
Художественно-творческая деятельность:
- коллективное рисование: “Птицы на кормушке”;
- оригами: “Птицы прилетели”;
- лепка: “Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри”;
- аппликация: “Как розовые яблоки на ветках снегири”;
- пластилинография: “Лесной дятел”;
- изготовление памяток-листовок “Покормите птиц зимой”.
Развитие речи:
- чтение стихотворений: С.Михалков “Птичья столовая”,
- А.Яшина “Покормите птиц зимой”, А.Барто “Скачет шустрая синичка”;
- чтение рассказов: Г.Скребицкий “Появились синички”,
- В.Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”;
- составление рассказов по иллюстрациям;
- придумывание историй “Как я спас птичку”;
- разгадывание загадок.
Музыкально-театрализованная деятельность:
- инсценировка “Птичкам холодно зимой”;
- слушание музыки с голосами птиц;
- развлечение “Синичкин день”.
Выставки, конкурсы, викторины:
- выставка “Портреты птиц”;
- КВН “Мы - друзья природы”;
- конкурс “Каждой пичужке по кормушке”;
- разгадывание ребусов, кроссвордов.
Акции:
- экологическая акция “Семечко”;
- экологическая акция “Добрая зима для птиц”;
- экологическая акция “Хлебные крошки”.
Формы и методы работы с родителями:
- конкурс на лучшую кормушку;
- составление “рецептурной книги” кормов для птиц;
- газета экологического содержания “Поделимся с птицами”;
- консультация: “Они остались зимовать, мы им будем помогать”;
- фотоконкурс “Птицы и люди”.
4 этап. Результат проекта.
- Участие в проекте 81% родителей и детей дошкольного возраста.
- Организация на территории дошкольного учреждения природоохранной зоны для птиц.
- Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
- Открытие на Экологической тропе ДОУ Птичьего городка.