Урок технологии "Выполнение эскиза "якутские рукавицы""

Разделы: Технология


Образовательная цель: ознакомление учащихся с видами якутской национальной одежды, с искусством своего народа. Приобщение к народно – прикладному искусству.

Развивающая цель: развитие интереса к прикладному искусству. Формирование умений и навыков по национальному шитью и вышивке бисером.

Воспитательная цель: привитие уважения и любви к искусству своего народа. Формирование сосредоточенности внимания и эстетического отношения.

Оборудование: виды готовых рукавиц, образцы вышитые бисером, набор игл, различные виды бисера; таблицы с рисунками основных видов вышивания бисером с двумя иголками,

Связь урока с другими предметами – предмет изобразительного искусства, национальная культура.

План урока:

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Новая тема – краткая беседа об рукавицах,
    - орнаменте для вышивания бисером
    - цветовое сочетание – 25 мин
  3. Практическая работа - самостоятельная работа
    – разработка выкроек
    - выполнение эскизов - 45 мин.
  4. Подведение итогов урока – 15 мин.

Ход урока

I. Организация урока.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение новой темы урока.

Я познакомлю вас основными видами национальной одежды, частности якутскими рукавицами. Далее у нас будет практическая по разработке выкроек рукавиц, затем сделаем эскиз орнамента для вышивки бисером рукавиц.

III. Изучение нового материла.

Словесно-иллюстративный рассказ учителя.

Культура якутов очень самобытна, сложна и разнообразна. Предметы быта , например стол, стулья, одежда, домашняя утварь наших предков, комната девушки (хаппахчы) или даже коновязь (сэргэ) – все украшены орнаментами. Все они созданы руками какого – то конкретного мастера и мастерицы, которые даже не умели читать и писать..

Одежду, которую носили наши предки, шили мастерицы. Хлопот у женщин было много – за день и присесть ей некогда было. Но вот наступал вечер, все дела позади, дети уложены спать, и женщина несмотря на усталость и позднее время, присев у камелька, приступала к шитью. Насколько женщина владела ремеслом шитья, можно удостовериться по аккуратности швов и прочности изделий - ведь тогда одежду меняли не так часто, как сейчас, а шили на долгий срок. Большое значение имел и природный вкус мастерицы – умелый подбор цвета материала и гармоничное сочетание с узором.

Самым сложным считалось шитье «бууктаах сон». Такую шубу дополняла шапка «дьабака», также ярко вышитая бисером и украшенная мелкими серебренными бляшками. (показ иллюстрации из книги «Народное искусство Якутии» ) . Вот поэтому, издревле саха называли шитье « иис - куус». Это сказано не только для красоты слога. Слово «куус» здесь было бы не совсем правильно перевести в значении «сила». Эти два разных понятия скорее выражают глубокое чувство изнурительного, кропотливого труда швеи – мастерицы, требующего выносливости, ловкости пальцев и острого глаза.

Рукавицы также являлись основным видом одежды, имелось много видов. Например. (показ слайдов).

  1. Кожаные рабочие рукавицы без подкладок.
  2. Кожаные рабочие рукавицы, подбитые заячьим мехом.
  3. Кожаные рабочие рукавицы из камусов подбитые заячьим мехом. Ладонную часть для прочности шили из оленьей ровдуги. На подкладку шла брюшина ценного меха.
  4. Рукавицы из меха собаки и волка. Шили для дальней дороги, охоты, работы на морозе. Для большого удобства имели у запястья отверствие, благодаря чему можно было выполнять тонкую работу, не снимая рукавиц.
  5. Доходящие до логтей рукавицы. Это были выходные женские или свадебные рукавицы невесты. Шили из дорогих мехов. (бобра, соболя).
  6. Рукавицы с отворотами. Отвороты богато украшались вышивкой цветными нитками, узором из бисера и серебряными бляшками.
  7. Перчатка из беленой оленьей ровдуги с тонким вшитым кантом (урун сарыы биристээнки). Перчатки украшались изысканным узором.

По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большое значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

Вся жизнь якутов ,была тесно связана с окружающей природой, все и еду, и одежду. И орудие труда они добывали у нее. Поэтому, по их понятиям, в этой ,бескрайней Вселенной наиглавнейшей являлась Природа, затем Божества и только потом – Человек. Вот это мировоззрение, свои чувства и мечты воплощали наши предки в узорах. Поэтому одежда народа саха, как часть материальной культуры, была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой, божествами.

Цвета одежды отражают природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний рассвет и осеннее увядание растений, восход и заход солнца – все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, сине – голубой, зеленый и красный цвет.

Красный цвет, как отмечал А.П. Окладников, издревле был связан с религией. Это цвет крови, цвет силы жизни, связи матерью. Поэтому олицетворял Мать- душу, оберегал ее.

Зеленый (зелень трав), голубой (голубое небо), синий (синие просторы, синева) –цвета природы.

Наши предки в своих песнях и олонхо красочно воспивали все эти цвета и их оттенки. Так, зеленый цвет олицетворял связь живой природой, а голубой – символ Салгын кут (Воздух души)

Желтый, белый – цвета солнечных лучей, снега, они связаны с окружающей средой и являются символом жизни, счастья, всего светлого, хорошего.

Черный, темно – серый, коричневый – цвета земли, олицетворяли Буор кут (Землю -душу), Мать –землю.

Основном рукавицы шьются по одной выкройке, меняется лишь размер.( показываются шаблоны выкроек рукавиц и объясняется, чем они отличаются друг от друга).

IV. Практическая работа.

Сегодня мы начнем работу по шитью нарядных зимних рукавиц. Для этого каждый из вас должен разработать свою выкройку для них и придумать эскиз для орнамента. Вы можете использовать литературу из методической выставки, шаблоны орнаментов. Образцов для орнамента служит растительный мотив. ( далее раздаются наглядные пособия, шаблоны выкроек, орнаментов ит.д., учащиеся начинают практическую работу. В ходе самостоятельной работы дается индивидуальный инструктаж. Учащиеся должны работать в свободной, непринужденной обстановке.)

V. Подведение итогов урока.

Проводим анализ урока.

Защита работ учащихся

- сегодня мы разработали и изготовили выкройки рукавицы, придумали эскиз оформления. На следующем уроке изучим технологию вышивания бисером.

VI. Домашнее задание.

Принести предметы и приспособления для вышивания бисером.