На поведение человека оказывает влияние способ удовлетворения той или иной потребности. Потребитель осуществляет свой выбор исходя из таких признаков как цена, практичность, соответствие моде, длительность использования. Сочетание этих признаков формирует и определенный стиль поведения. Обычно люди повторяют поведение, которое связано с удовлетворением потребности. Мотив – это та пусковая пружина, которая заложена в поведении человека. Мотивы и потребности тесно взаимосвязаны.
Цели урока: научить понимать истоки мотивов, воздействующих на поведение потребителя и давать оценку рационального поведения потребителя с позиции результата.
Задачи урока:
- обучающие: работа с понятийным аппаратом, ознакомление учащихся с основными мотивами поведения потребителя;
- развивающие: формирование умений выражать свою точку зрения, развитие мыслительных операций;
- воспитательные: обсуждение нравственных вопросов, воспитание семьянина
Оформление доски:
Базовые понятия, которые учащиеся должны усвоить:
- Мотив
- Подражание или имитация
- Демонстрация
- Сноб
- Гармония
- Избегание
Вопросы для почемучек:
- Оказывали ли на ваш выбор товара мнение членов семьи или окружающих вас людей?
- Почему случается так, что человек, чьим мотивом является стремление быть непохожим на других, вдруг начинает совершать поступки, мотивом которых является копирование поведения других людей?
Соответствие заработанных баллов и оценок: например,
(1 – 6) баллов – «1»
…
свыше 30 баллов – «5»
На партах:
– распечатки с заданием. Укажите мотивы поведения потребителя:
А) «Если я все же приобрету этот пылесос, означает ли это, что я могу воспользоваться бесплатной доставкой и гарантийным обслуживанием?»
Б) «Ты не будешь возражать, если я обращусь за советом к твоему лечащему врачу? Последнее время его часто стали показывать по телевидению – он пользуется огромным успехом».
В) «Он не стал со мной разговаривать, так как манжеты моей сорочки не были той ослепительной белизны, как у него».
Г) «Я не буду пользоваться услугами этой фирмы, так как товары, которые она предлагает, никто не покупает».
– распечатки со списком фраз для анализа своей деятельности на уроке.
А) Сегодня я узнал…
Б) Мне было трудно…
В) Я понял, что…
Г) Теперь я могу…
Ход урока
I. Приветствие.
Перед началом урока хочу сказать о том, что каждый из вас сегодня получит оценку в соответствии с определенным количеством баллов. Баллы вы сами будете проставлять за каждый правильный ответ, записанный в рабочей тетради (соответствие баллов и оценок на доске) или за устный ответ по понятиям.
Мне очень бы хотелось, чтобы вы сегодня пофилософствовали, поразмышляли, поскольку вас ждут вопросы для почемучек (на доске), а еще и потому, что способность человека к логическому и образному мышлению является признаком его культуры, определяющей и образ жизни, и его поведение.
Нам сегодня будет помогать архивариус (ученик, желающий поработать дома с толковым словарем).
II. Тема наших рассуждений следующая: Мотивы потребительского поведения (записать в тетради).
Сформулируем задачи нашего урока: а) понять причины, побуждающие нас стать потребителем того или иного товара, продукта, услуги; б) посмотреть на себя как на потребителя со стороны и оценить свое поведение.
Напомнить, что 15 марта отмечается всемирный день потребителя
Итак, мотивы! Это новый термин, его предстоит узнать. А вот то, что касается потребления, потребности, то эти понятия нам знакомы, поэтому вспомним их, они помогут нам в дальнейшей работе (за правильный ответ 1 балл).
“Лесенка” – устная работа с 25 понятиями, изученными ранее (термины написаны на листах формата А4). Можно вызывать на каждое понятие учащегося, первым поднявшего руку, а лучше, когда предыдущий отвечающий называет следующего и ученики сами решают заслуживает ли ответ балла.
Теперь обратимся к слову мотивы. Мотивы – что это?
Отвечают дети, ответы фиксируются на доске.
Сейчас я попрошу помощи у архивариуса (читает понятия из толкового словаря). Кто был ближе, чем остальные к определению из словаря зарабатывает 1 балл.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, являясь внутренней силой поведения, так как зависит от взглядов человека, его чувств, настроений, интересов, уровня культуры. Записать в тетради: мотив – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Поскольку потребительское поведение связано с потреблением благ, запишите все известные способы получения необходимой вещи (за каждый ответ балл). Учащиеся записывают примеры. Например, купить, найти, принять в подарок, заработать, обменять и т д.
Как вы думаете, повлияют ли данные способы на поведение человека? Как? Из вашего списка выберите слова, обозначающие действия активные, пассивные, конфликтные, безопасные ……. и составьте пары (за каждую пару 1 балл). (Ответы учащихся могут быть следующими: купить – активное, найти – пассивное, обменять – конфликтное и т д.)
Обязательным элементом без которого торговли просто не может быть является товар. Но не всякий продукт или изделие можно продать. Для этого необходимо соблюдение целого ряда условий.
Попробуем сформулировать признаки, по которым мы выбираем товар. Я буду показывать плакаты с определенными характеристиками товаров, а вы попробуете привести примеры благ, для которых они подходят (за каждый правильный пример 1 балл).
Высокая цена, недолговечный, неудобный, модный (например, ответы – зонт, плащ). Высокая цена, долговечный, неудобный, немодный (например, ответ – дом).
Низкая цена, долговечный, удобный, немодный (например, ответ – чемодан). Высокая цена, долговечный, удобный, модный (например, ответ – мебель).
Низкая цена, недолговечный, неудобный, немодный (например, ответ – обувь). Низкая цена, недолговечный, модный, неудобный (например, ответ – заколка для волос).
А теперь попробуйте сформулировать те признаки, по которым выбирает товар рациональный потребитель. Ученики называют: низкая цена, качество, удобство, долговечность. Записать в тетради. Сочетание этих признаков формирует не только потребительский выбор товара, но и формирует определенный стиль поведения. Обычно люди стремятся повторить то поведение, воспоминание о котором связано с удовлетворением потребности и будут избегать того, что в памяти связано с отрицательным результатом.
Рассмотрим, какие же мотивы присущи потребительскому поведению. Учащиеся( четыре пары) выразительно читают небольшие диалоги, а вы догадайтесь, как будет называться мотив в каждом из четырех случаев.
Диалог 1.
– Доченька, посмотри какой хороший рюкзак: вместительный, два больших отделения, а маленьких сколько…
– Мам, я не хочу рюкзак. Давай лучше купим сумку. Такая у Светы, Любы, Маши, Карины, да и у многих в нашей школе.
Ученики подбирают название: подражание. В тетради записать: мотив подражания или имитации. С какими способами поведения он связан? (1 баллу за каждый). Записать в тетради. Например, ответы: активное, бесконфликтное.
Всегда ли оправдан мотив подражания? Вопрос для почемучек №1. За хорошие ответы по 1 баллу.
Диалог 2.
– Сынок, посмотри какой элегантный черный костюм. Для школьной формы очень хорошо подходит.
– Мам, я не хочу как у всех. Давай посмотрим бежевый или серый в полоску.
Ребята подбирают названия данного мотива потребительского поведения: например, выделение. В тетради записать: мотив демонстрации. Архивариус рассказывает о понятии “сноб”. Сноб – человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов. Записать в тетради.
Попросить ребят записать в тетради характеристики данного мотива. Например, активное, часто конфликтное поведение (по 1 баллу за каждый пример). Вопрос для почемучек № 2 (за удачный ответ 1 балл).
Диалог 3.
– Максим, вот эта куртка тебе наверное подойдет. Теплая – раз, цвет хороший и фасон – два, удобная, с карманами – три, и вообще, мне пора уже на работу.
– Пап, что ты уговариваешь, я и так согласен.
Ребята подбирают называние: согласование и пр. Можно напомнить о признаках товара, их привел в диалоге папа. Записать: мотив гармонии, поиск согласия к компромисса.
В тетради ребята подбирают характеристики данного мотива (по 1 баллу за каждый ответ). Например, безопасное, активное. Как правило, этим мотивом руководствуются рациональные люди.
Диалог 4.
– Алло, Ольга Петровна, не составите мне компанию в магазин.
– Нет, пожалуй. У меня все необходимое есть, да и денег совсем немного осталось, а пенсия еще через 3 дня.
Ученики пробуют придумать названия данному мотиву: отказ и пр. В тетради записываем: мотив избегания – отказ от какого-либо выбора вообще в силу разных причин: отсутствие денег, желания, должного качества и т д.
Учащиеся зарабатывают баллы: записывают характеристики поведения в данном случае (по баллу за каждый ответ) Например, пассивное, бесконфликтное.
Возьмите распечатки и выполните задание (правильный ответ оценивается 1 баллом). Устная проверка.
Ребята подсчитывают свои баллы, сумму проставляют на полях тетради.
Благодарю вас за активное участие на уроке, тетради вы сдадите и получите оценки. Записать домашнее задание: учебник стр…., подобрать из литературных произведений хотя бы один пример изученного мотива.
Заключение можно сделать таким. Выбор определяет все человеческие решения. Какой мотив будет главной темой в симфонии жизни, такой и будет жизнь.
Оцените свою работу на уроке одним предложением, выбирая начало фраз из предложенного списка.
III. Методическое аспекты организации урока.
Воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России формируется в новом стандарте как основная цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства. В этой связи огромное значение имеет методика экономического воспитания школьников, освещающая вопросы экономической социализации учащихся. Основы формирования экономической культуры и навыки экономического поведения.
В данном уроке новые понятия вводятся через создание проблемных ситуаций (диалогов), их обсуждения и анализа поведения потребителя. Учащиеся также приобретают навыки самооценки.
Предметные экономические компетенции выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта и его целесообразного применения.
Дидактические материалы: наглядные материалы с терминами и признаками товаров, раздаточные материалы (распечатки), учебник, составленные диалоги. Или используемые на уроке материалы из пунктов 16.17, 19, 22, 24, 27.30 можно представить на слайдах.
Оформление доски представлено выше, на партах лежат распечатки (их содержание изложено выше), пример оформления заготовки с термином (их 25)
ПОТРЕБНОСТЬ |
и с признаками товаров (их 7)
Высокая цена Недолговечный Неудобный Модный |
При подготовке урока следует сделать акценты на развитие познавательных способностей учащихся, а, именно:
- умение давать простейшие объяснения экономическим терминам;
- умение выявить мотивы поведения потребителя из разыгранных диалогов, привлекая к их описанию свой опыт;
- умение работать с источниками информации и грамотно их комментировать ( домашнее задание и распечатки);
- способность оценивать и делать выводы из материала, изученного на уроке и самостоятельно.
На основе данных компетенций формируются цели урока, предполагающие единство обучения, воспитания и развития.
Содержание должно быть органически связано с реальной жизнью и личным опытом учащихся.
Структура урока, методы, средства обучения должны обеспечивать активную познавательную деятельность.
Акцент целесообразно делать на формирование мотивации к изучению экономики и развитию экономического мышления.
IV. Итоги урока.
Анализ результативности на уроке определяется по итогам самооценки учащихся (набранные баллы переводятся в оценку, критерии записаны на доске).
Варианты выполнения домашнего задания учащимися:
- В русской народной сказке «Морозко» падчерица вернулась от дедушки Мороза: «Скрипнули ворота, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица. Панья паньей сияет! Мачеха глянула – и руки врозь!
– Старик, старик запрягай других лошадей, веди мою дочь поскорей. Посади на то же поле, на то же место. Пусть и ей Мороз богатства подарит!» (Подражание) - Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски (мотив демонстрации).
Рефлексия учащихся проводится через ответы на вопросы в распечатках (изложено выше).
В результате самоанализа урока учителем должны быть сделаны выводы о степени достижения целей, целесообразности внесения изменений при повторном проведении урока на эту тему. Например, можно ответить на следующие вопросы:
- В чем специфика урока?
- Какие главные задачи решались?
- Почему были выбраны именно такие содержание, средства и т д.?
- Рационально ли распределено время?
- Как организовано управление процессом обучения?
- Удалось ли решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения? Если нет, то почему?
- Не было ли перегрузки учащихся?
- Что в этом уроке следовало бы сделать иначе?
Литература:
- Завгородняя А.В. Иванова Е.В. Живая экономика. «Человек и свобода выбора». Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭ и Ф, 1999, стр. 108.
- Михеева С.А. Школьное экономическое образование. – М.: Вита-Пресс, 2012, стр. 28, 63, 136, 139.