Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.
- Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
- Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)
- Учить решать противоречия.
- Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
- Учить называть слова с заданным звуком.
- Учить делить слова на слоги.
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.
Ход занятия
Один мой знакомый художник подарил мне картину. Вот она. Но вот я, чем больше на нее смотрю, никак не могу понять. Как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?
(Эту картину можно назвать «Зима»…)
Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? (Времена года.)
А можно назвать ее «Круглый год»?
Сколько всего времен года?
Назовите времена года по порядку.
Игра «Кто больше?»
Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…).
Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …).
Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…).
Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)
Скажите, а какое время года вам нравится больше всего?
И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.
Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятиии.
Что понравилось Мите осенью? (Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши).
Что понравилось Мите зимой? (Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.)
Что понравилось Мите летом? (Мите летом понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене).
Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.
Игра «Сравни»
Весна теплая, а лето… (теплее).
Осень холодная, а зима… (холоднее).
Июнь жаркий, а июль… (жарче)
Лето дождливое, а осень… (дождливее).
Вечером темно, а ночью… (темнее).
Игра «Узнай время года?»
Один ребенок будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.
Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?
В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?
Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?
В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.
О каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?
Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … (лето),
Значит, кончилась… (весна).
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(Летом)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять?
(Осень)
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля она,
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(Зимой)
Игра «Что будет, если…»
Что будет, если после осени сразу наступит весна?
Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет силы для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.
Что будет, если после лета сразу наступит зима?
Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.
Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.
Игра «Не ошибись»
Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима, весна, лето, осень, дождь, снег, радуга, ветер и другие)
Физкультминутка «Прогулка под дождем»
Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)
Прошу отгадать загадку:
«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит. Что это?»
(Солнце)
Штриховка «Солнце»
Прошу заштриховать солнце и нарисовать лучи.
Штриховать слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).
Упражнение «Разбери слово зима»
Какое время года нарисовано на картине?? Сколько нарисовано клеточек? Почему?
Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?
Какой второй звук? и т.д.
Назови согласные в этом слове? Назови гласные? Что можно рассказать об этом слове? (В этом слове два гласных звука и два согласных.).
Игра «Угадай-ка»
На мольберте прикреплены картинки и модели звукового состава. Прошу детей провести линии от выбранной картинки к соответствующей модели и объяснить выбор.
Игра «Волшебная поляна»
У меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.
Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.
Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.
Найдите те предметы, в названии которых один слог.
Анализ занятия.
Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему.
Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».
Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.
Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.