Цель: на примере опытов показать тропизмы простейших.
Задачи:
Образовательные:
- дать представления о многообразии тропизмов одноклеточных,
- объяснить понятие термина тропизм, виды тропизмов,
- лабораторно рассмотреть процессы тропизмов на инфузориях.
Развивающие: развивать умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием, оформлять лабораторную работу.
Воспитательные:
- продолжить формирование аккуратности при работе с биологическим материалом и лабораторным оборудованием;
- воспитывать соблюдение правил техники безопасности на лабораторных работах;
- воспитывать умение слушать ответы одноклассников, анализировать правильность высказываний.
Оборудование: микроскопы, предметные стекла, пипетки, термометр, нагревательный прибор, культура парамеций, амеб, эвглен).
Ход урока
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Повторение изученного: (4 мин).
Как происходит питание простейших в нормальных условиях?
Как влияет голодание на простейших?
Как происходит образование выделительных телец у инфузорий?
3. Проведение опытов
- Повторение правил техники безопасности при проведении лабораторных работ (2 мин).
- Деление класса происходит на группы или по 2 человека.
- Проведение опыта №1 (17 мин). "Термотропизм у простейших»
Опыт № 1
"Термотропизм у простейших" (Догель В.А., 1956)
Для каждого вида имеется определенная температура (её называют оптимальной), в которой живые существа чувствуют себя наиболее хорошо. Поэтому, когда простейшим предоставляется возможность выбора, они устремляются из мест с менее благоприятной для них температурой в места более для них подходящие. Для демонстрации этого берется по возможности длинная и узкая стеклянная пробирка (сантиметров в 15—20 длиной) или запаянная с одного конца трубочка и наливается по мере возможности полно густой культурой парамеций. Затем пробирка плотно затыкается пробкой и кладется в горизонтальное положение на какую-нибудь подставку (или в зажим химического штатива). Прибор помещается на темную, черную подстилку. Затем помещают под один конец пробирки спиртовку и нагревают этот конец посте пенно до 38°С. При этом парамеции оставляют нагреваемый конец и густой массой направляются к противоположному. Через 10—15 минут все они собираются у ненагретого конца пробирки. Перенеся горелку под этот конец, можно легко заставить животных (дав перед этим раньше нагревавшемуся концу пробирки несколько остыть) перекочевать в противоположный конец сосуда.
4. Проведение опыта №2 (12 мин) «Отрицательный геотропизм у простейших».
Опыт №2
"Отрицательный геотропизм у простейших" (Догель В.А., 1956)
Среди водных животных одни, при прочих равных условиях, охотнее устремляются ко дну содержащего их водоема, другие же к самой поверхности воды. Первое свойство носит название положительного геотропизма, второе — отрицательного. Некоторые из инфузорий обладают первым, другие (Paramecium) - вторым. Отрицательный геотропизм туфелек может быть доказан весьма простым опытом. Берут длинную (химическую) пробирку, наполняют ее пробой с Paramecium и осторожно ставят в вертикальное положение. Сначала инфузории распределены по всей пробирке совершенно равномерно. Но очень быстро все туфельки собираются на поверхности.
Осторожно перемешав воду в пробирке (переворачиванием последней), можно повторить опыт с тем же результатом. При опыте надо следить, чтобы в пробирку не попали комочки грязи и т. д. из культуры, а только вода и инфузории.
5. Подведение итогов, оформление опытов в лабораторной тетради (7 мин).
Таблица №1
Термотропизму простейших | ||
№п/п | Ход опыта | Полученные результаты, вывод |
Таблица №2
Отрицательный геотропизм у простейших | ||
№п/п | Ход опыта | Полученные результаты, вывод |