Оздоровительная гимнастика после дневного сна по сюжетам якутских народных сказок

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность. Анализ здоровья и физической подготовленности детей дошкольного возраста показывает, что в настоящее время среди них растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности, увеличивается численность детей полностью освобожденных от физических занятий по состоянию здоровья.

В настоящее время отмечается повышение интереса к различным нетрадиционным видам закаливания, гимнастики и до сих пор не имеющего достаточного программно-методического обеспечения и поэтому требует отдельного изучения.

Недостаточная разработанность содержания, средств и условий организации физического воспитания на основе оздоровительного потенциала определили выбор темы.

Цель: Раскрыть оздоровительную роль гимнастики после сна в процессе укрепления здоровья детей дошкольного воспитания с применением образов якутских народных сказок.

Задачи:

  • Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма в условиях Севера;
  • Улучшение физической и умственной работоспособности;
  • Привитие интереса к элементам гимнастических упражнений по сюжетам якутских народных сказок.

Новизной является разработанный комплекс гимнастических упражнений после дневного сна с учетом национально-регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетов якутских народных сказок.

Для того, чтобы гимнастика после дневного сна была регулярной и результативной, педагогу необходимо построить комплекс гимнастических упражнений заранее при планировании воспитательно-образовательной работы. Комплекс гимнастических упражнений предлагается детям для последовательности их пробуждения. Пробуждение детей после дневного сна требует от педагога особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переход от состояния торможения к бодрствованию. Чтобы заинтересовать детей необходимо использовать региональные компоненты. Можно вводить гимнастические упражнения после сна по сюжетам якутских сказок. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату, температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной якутской музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 3-4 минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) и комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног; но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна не менее 12-15 минут.

В практической части мы использовали комплексы сюжетно- игровой оздоровительной гимнастики по сюжету якутских сказок, как, Старуха Таал-Таал, Лиса и журавль, Бабушка Бэйбэрикээн с пятью коровами.

В комплексе «Старуха Таал-Таал» мы взяли те персонажи героев, с которыми она общается. Например, приветствие солнца («Уруйдааhын»), «Коровьи рога» («Ынах муоhа»), «Собака» («Ыт») и др.

Нами было разработано 3 комплекса по сюжетам якутских народных сказок: «Старуха Таал-Таал», «Бабушка Бэйбэрикээн», «Лиса и журавль».

Каждый комплекс состоит из четырех частей.

1 часть комплекса – это гимнастика в постели, которая дает детям последовательное пробуждение.

2 часть комплекса - это переход от состояния торможения к бодрствованию. Это профилактика плоскостопия. В этой части, чтобы заинтересовать детей, включили массажные дорожки из натурального конского волоса: «Змеиная тропа», «Следы лошадей», «Ежики», по которым дети проходят. Доказано, что конский волос обладает целебными свойствами и дает положительную энергетику, повышает тонус организма, благотворно влияет на самочувствие.

3 часть комплекса- упражнения на профилактику опорно-двигательного аппарата. В этой части учим детей добиваться точного энергичного и выразительного выполнения всех упражнений, передавая характер и повадки животных при этом сохранять правильную осанку.

4 часть комплекса – это дыхательные упражнений, которые развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки. Основными правилами для успешного овладения дыхательной гимнастики это:

  • Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
  • Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно приносит удовольствие
  • Дышать нужно носом.

Каждый комплекс включает в себя сюжеты якутских народных сказок, которые раскрывают образы национальных героев и сопровождаются якутской музыкой.

Старуха Таал-Таал определяет: «Сильнее человека на свете нет, чтобы быть сильным и здоровым надо заниматься спортом». В этот комплекс включили упражнения с элементами национального обряда: «Приветствие солнцу», «Крылья птицы» и др.

Бабушка Бэйбэрикээн. В этой сказке включены упражнения с образами птиц и животных. Лошадь считается священным животным у якутов, а бык символизирует холод.

Лиса и журавль. Лиса пластичное животное. Дети подражают походку лисы. Ее походка выражает ее находчивость, увертливость, лукавство. Журавль у якутов символизирует мужественность. У журавля гордая прямая осанка, походка важная, степенная. Голова высоко поднятая, грудь колесом.

Практическая часть

I. Комплекс сюжетно-игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна по сюжету якутской сказки «Старуха Таал-Таал» (старший дошкольный возраст)

1 часть. Гимнастика в постели.

№ упр. Название упражнения
И.П.
Описание упражнения Группа мышц
1 «Таал-Таал потягивается»
(«Таал-Таал тардыстар»)
И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем приподнять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить. Мышцы рук, ног.
2 «Таал-Таал отдыхает», («Таал-Таал сынньанар»)
И.п.-лежа на животе.
Поочередно сгибать и разгибать в коленях. Повторите 3-4 раза. Мышцы ног.
3 «Таал-Таал моет голову»
(«Таал-Таал батта5ын суунар») (самомассаж)
Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену снова со всех сторон. Берите полотенца и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то расцарапаете кожу головы!» Прорабатывание активных точек головы.

2 часть. Профилактика плоскостопия.

Корригирующая ходьба (отправляемся за водой) в чередовании с обычной ходьбой: на носках (ходьба по камням), на пятках (ходьба по льду, лед холодный), с высоким подниманием колен (ходьба по высокой траве), в полуприседе (прячемся от волка), по корригирующим дорожкам (пройдем босиком по камешкам, по веточкам и по колючей траве).

3 часть. Упражнения на профилактику нарушений осанки.

№ упр. Название упражнения
И.П.
Описание упражнения Группа мышц
1 «Приветствие Солнцу» («Уруйдааhын»)
И.п.: о.с. руки за спиной, пятки вместе, носки врозь.
1-3 Руки поднять вверх,
посмотреть вверх.
2-4 Руки за спиной
Повторить 6-8 раз
Мышцы шейного позвонка, мышцы рук и плечевого пояса.
2 «Коровьи рога»
(«Ынах муоhа»)
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-3 Руки к плечам
2-4 Руки на пояс
Повторить 6-8 раз.
Мышцы рук и плечевого пояса.
3 «Доброе пожелание»
(«Утуо сана»)
И.п.: о.с., руки полусогнутые в локтях, присоединенные ладонями друг другу у груди.
1-3 Раскрыть руки в стороны,
полусогнутые в локтях.
2-4 И.п.
Повторить 6-8 раз.
Мышцы рук и плечевого пояса.
4 «Приседание» («Чохчоо5ой»)
И.п.: стоя, руки на поясе
1-3 Приседание на носочках
2-4 И.п.
Повторить 6-8 раз.
Мышцы ног, навыки правильной осанки, профилактика плоскостопия.
5 «Крылья птицы»
(«Чыычаах кыната»)
И.п.: о.с., стоя, руки за спиной
1-3 Наклон вперед, руки за спиной
2-4 И.п.
Повторить 6-8 раз.
Мышцы туловища
6 «Собака» («Ыт»)
И.п.: Стоя на четвереньках.
1-3 Согнуть руки, подбородком
коснуться пола;
2-4 И.п.
Повторить 6-8 раз.
Грудной отдел позвоночника, мышцы рук.

4 часть. Профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задача: повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

Тыал («Ветер»)

И.п.: Стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; Задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами (3-4 раза).

II. Комплекс сюжетно-игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна по сюжету якутской сказки «Лиса и журавль» (старший дошкольный возраст)

1 часть. Гимнастика в постели.

№ упр. Название упражнения
И.п.
Описание упражнения Группа мышц
1 «Лиса подтягивается»
(«Саhыл тардыстар»)
И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.
Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты, потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. Мышцы рук, ног, позвоночник.
2 «Лиса и журавль»
(«Саhыл уонна туруйа»)
(Напряжение и расслабление мышц)
И.п.: лежа на спине.
На сигнал «Лиса!» дети должны свернуться в клубок, напрягают мышцы. На сигнал «Журавль!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела. Мышцы ног, рук, шеи, позвоночника.
3 «Журавль» («Туруйа»)
Самомассаж шеи (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку – «Журавль».
2. Развернув плечи, гордо поднимают голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывают по подбородку тыльной стороной кистей рук.
4. «Журавлиная шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ей, как в зеркало.
Мышцы шеи.

2 часть. Профилактика плоскостопия.

Корригирующая ходьба, чередование с обычной ходьбой: на носках («Лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), с высоким подниманием колен («Журавль»), в полуприседе («Лиса подкрадывается»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком по камешку, по веточкам и по шишечкам).

3 часть. Упражнения на профилактику нарушений осанки.

№ упр. Название упражнения
И.п.
Описание упражнения Группа мышц
1 «Лиса оглядывается по сторонам»
(«Саhыл тула көрүнэр»)
И.п.: о.с., руки на пояс.
Повороты головой вправо, влево.
Спину держать прямо.
6-8 раз.
Мышцы шейного позвонка.
2 «Журавль высоко задирает голову»
(«Туруйа төбөотүн өрө көтө5өр»)
И.п.: о.с. руки отведены назад.
Поднимаясь на носочки, голову откидывают назад, смотрят вверх.
6-8 раз.
Мышцы шейного позвонка, ног.
3 «Журавль танцует»
(«Туруйа үнкүлүр»)
И.п.: о.с. руки на поясе.
Дети делают движения плечами вперед и назад. Повторить 6-8 раз Мышцы плечевого пояса, позвоночник.
4 «Журавль пьет воду»
(«Туруйа уу иhэр»)
И.п.: о.с. руки на поясе.
Наклоны вперед. Повторить 6-8 раз. Мышцы спины, бедер, ног.
5 «Журавль ходит по воде»
(«Туруйа уунан хаамар»)
И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.
Высоко поднимают ноги согнутые в коленях, при этом оттягивают носочки. Спину держат прямо. Повторить 6-8 раз. Мышцы ног, рук
6 «Лиса ласковая»
(«Эйэ5эс саhыл»)
И.п.: стоя на четвереньках.
Голову вверх, спину прогнуть, «повилять хвостом»
Повторить 6-8 раз.
Мышцы туловища, рук, ног.

4 часть. Профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

«Мэник мэнигийэн». Повороты головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы (4-8 раз).

III. Комплекс сюжетно-игровой оздоровительный гимнастики после дневного сна по сюжету якутской сказки «Бабушка Бэйбэрикээн» (прогулка в лес с бабушкой Бэйбэрикээн) (старший дошкольный возраст)

1 часть. Гимнастика в постели.

№ упр Название упражнений
И.П.
Описание упражнения Группа мышц
1. Потягивание («бабушка Бэйбэрикээн произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, затем потянуться, далее принять и.п. Мышцы рук, мышцы ног.
2. «Дети отдыхают лежа»
(«О5олор сынньаналлар»)
и.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок.
Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторите 3-4 раза. Мышцы ног
3. «Дети радуются»
(«О5олор үөрэллэр»)
самомассаж лица
Дети хлопают в ладоши, руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Мимические мышцы лица.

2 часть. Профилактика плоскостопия.

Корригирующая ходьба чередование с обычной ходьбы на носках («ходьба по камням»), на пятках, с высоким подниманием колен («Ходьба по высокой траве»),в полном приседе («пролезают под упавшее дерево»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком по камешку, и по веточкам, и по колючей траве»).

3 часть. Упражнения на профилактику нарушений осанки.

Комплекс № Название упражнения
И.П.
Описание упражнения Какие мышцы укрепляются
1. «Ворон»
(«Тураах»)
И.п.: о.с. руки за спиной, пятки вместе, носки врозь
Смотрит по сторонам (повороты вправо - влево)
Повторить 6-8 раз.
Мышцы шейного позвонка
2. «Орел»
(«Элиэ»)
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Наклоны головы вперед, назад.
Повторить 6-8 раз
Мышцы шеи.
3. «Трава»
(«От»)
И.п.: о.с. руки вверх.
Плавные наклоны в правую и в левую стороны.
Повторить 6-8 раз.
Мышцы рук и плечевой пояс, туловища.
4. «Конь»
(«Ат»)
И.п.: ноги слегка расставить, руки вперед согнутые в локтях.
Поднять правую ногу вперед согнув в коленях (тоже левой). Спина прямая.
Повторить 6-8 раз.
Мышцы ног, спины.
5. «Толстое дерево»
(«Суон масс»)
И.п.: о.с. стоя, руки за спиной.
Обхватить руками туловище, затем вернуться в и.п.
Повторить 6-8 раз.
Мышцы рук.
6. «Бык бодается»
(«Хасыhар о5ус»)
И.п.: стоя на четвереньках.
Голову опустить, туловищем тянуться вперед.
Повторить 6-8 раз.
Грудной отдел позвоночника, мышцы рук.

4 часть. Профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

«Бычок» («О5ус») – мы немного помычим и по носу постучим.

И.п. – о.с. 1 – сделать вдох носом; 2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

Фотоальбом.