Актуальность. Анализ здоровья и физической подготовленности детей дошкольного возраста показывает, что в настоящее время среди них растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности, увеличивается численность детей полностью освобожденных от физических занятий по состоянию здоровья.
В настоящее время отмечается повышение интереса к различным нетрадиционным видам закаливания, гимнастики и до сих пор не имеющего достаточного программно-методического обеспечения и поэтому требует отдельного изучения.
Недостаточная разработанность содержания, средств и условий организации физического воспитания на основе оздоровительного потенциала определили выбор темы.
Цель: Раскрыть оздоровительную роль гимнастики после сна в процессе укрепления здоровья детей дошкольного воспитания с применением образов якутских народных сказок.
Задачи:
- Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма в условиях Севера;
- Улучшение физической и умственной работоспособности;
- Привитие интереса к элементам гимнастических упражнений по сюжетам якутских народных сказок.
Новизной является разработанный комплекс гимнастических упражнений после дневного сна с учетом национально-регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетов якутских народных сказок.
Для того, чтобы гимнастика после дневного сна была регулярной и результативной, педагогу необходимо построить комплекс гимнастических упражнений заранее при планировании воспитательно-образовательной работы. Комплекс гимнастических упражнений предлагается детям для последовательности их пробуждения. Пробуждение детей после дневного сна требует от педагога особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переход от состояния торможения к бодрствованию. Чтобы заинтересовать детей необходимо использовать региональные компоненты. Можно вводить гимнастические упражнения после сна по сюжетам якутских сказок. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату, температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной якутской музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 3-4 минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) и комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног; но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.
Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки.
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна не менее 12-15 минут.
В практической части мы использовали комплексы сюжетно- игровой оздоровительной гимнастики по сюжету якутских сказок, как, Старуха Таал-Таал, Лиса и журавль, Бабушка Бэйбэрикээн с пятью коровами.
В комплексе «Старуха Таал-Таал» мы взяли те персонажи героев, с которыми она общается. Например, приветствие солнца («Уруйдааhын»), «Коровьи рога» («Ынах муоhа»), «Собака» («Ыт») и др.
Нами было разработано 3 комплекса по сюжетам якутских народных сказок: «Старуха Таал-Таал», «Бабушка Бэйбэрикээн», «Лиса и журавль».
Каждый комплекс состоит из четырех частей.
1 часть комплекса – это гимнастика в постели, которая дает детям последовательное пробуждение.
2 часть комплекса - это переход от состояния торможения к бодрствованию. Это профилактика плоскостопия. В этой части, чтобы заинтересовать детей, включили массажные дорожки из натурального конского волоса: «Змеиная тропа», «Следы лошадей», «Ежики», по которым дети проходят. Доказано, что конский волос обладает целебными свойствами и дает положительную энергетику, повышает тонус организма, благотворно влияет на самочувствие.
3 часть комплекса- упражнения на профилактику опорно-двигательного аппарата. В этой части учим детей добиваться точного энергичного и выразительного выполнения всех упражнений, передавая характер и повадки животных при этом сохранять правильную осанку.
4 часть комплекса – это дыхательные упражнений, которые развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки. Основными правилами для успешного овладения дыхательной гимнастики это:
- Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
- Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно приносит удовольствие
- Дышать нужно носом.
Каждый комплекс включает в себя сюжеты якутских народных сказок, которые раскрывают образы национальных героев и сопровождаются якутской музыкой.
Старуха Таал-Таал определяет: «Сильнее человека на свете нет, чтобы быть сильным и здоровым надо заниматься спортом». В этот комплекс включили упражнения с элементами национального обряда: «Приветствие солнцу», «Крылья птицы» и др.
Бабушка Бэйбэрикээн. В этой сказке включены упражнения с образами птиц и животных. Лошадь считается священным животным у якутов, а бык символизирует холод.
Лиса и журавль. Лиса пластичное животное. Дети подражают походку лисы. Ее походка выражает ее находчивость, увертливость, лукавство. Журавль у якутов символизирует мужественность. У журавля гордая прямая осанка, походка важная, степенная. Голова высоко поднятая, грудь колесом.
Практическая часть
I. Комплекс сюжетно-игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна по сюжету якутской сказки «Старуха Таал-Таал» (старший дошкольный возраст)
1 часть. Гимнастика в постели.
№ упр. | Название упражнения И.П. |
Описание упражнения | Группа мышц |
1 | «Таал-Таал потягивается» («Таал-Таал тардыстар») И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. |
Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем приподнять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить. | Мышцы рук, ног. |
2 | «Таал-Таал отдыхает», («Таал-Таал сынньанар») И.п.-лежа на животе. |
Поочередно сгибать и разгибать в коленях. Повторите 3-4 раза. | Мышцы ног. |
3 | «Таал-Таал моет голову» («Таал-Таал батта5ын суунар») (самомассаж) |
Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену снова со всех сторон. Берите полотенца и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то расцарапаете кожу головы!» | Прорабатывание активных точек головы. |
2 часть. Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба (отправляемся за водой) в чередовании с обычной ходьбой: на носках (ходьба по камням), на пятках (ходьба по льду, лед холодный), с высоким подниманием колен (ходьба по высокой траве), в полуприседе (прячемся от волка), по корригирующим дорожкам (пройдем босиком по камешкам, по веточкам и по колючей траве).
3 часть. Упражнения на профилактику нарушений осанки.
№ упр. | Название упражнения И.П. |
Описание упражнения | Группа мышц |
1 | «Приветствие Солнцу» («Уруйдааhын») И.п.: о.с. руки за спиной, пятки вместе, носки врозь. |
1-3 Руки поднять вверх, посмотреть вверх. 2-4 Руки за спиной Повторить 6-8 раз |
Мышцы шейного позвонка, мышцы рук и плечевого пояса. |
2 | «Коровьи рога» («Ынах муоhа») И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. |
1-3 Руки к плечам 2-4 Руки на пояс Повторить 6-8 раз. |
Мышцы рук и плечевого пояса. |
3 | «Доброе пожелание» («Утуо сана») И.п.: о.с., руки полусогнутые в локтях, присоединенные ладонями друг другу у груди. |
1-3 Раскрыть руки в стороны, полусогнутые в локтях. 2-4 И.п. Повторить 6-8 раз. |
Мышцы рук и плечевого пояса. |
4 | «Приседание» («Чохчоо5ой») И.п.: стоя, руки на поясе |
1-3 Приседание на носочках 2-4 И.п. Повторить 6-8 раз. |
Мышцы ног, навыки правильной осанки, профилактика плоскостопия. |
5 | «Крылья птицы» («Чыычаах кыната») И.п.: о.с., стоя, руки за спиной |
1-3 Наклон вперед, руки за спиной 2-4 И.п. Повторить 6-8 раз. |
Мышцы туловища |
6 | «Собака» («Ыт») И.п.: Стоя на четвереньках. |
1-3 Согнуть руки, подбородком коснуться пола; 2-4 И.п. Повторить 6-8 раз. |
Грудной отдел позвоночника, мышцы рук. |
4 часть. Профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задача: повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
Тыал («Ветер»)
И.п.: Стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; Задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами (3-4 раза).
II. Комплекс сюжетно-игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна по сюжету якутской сказки «Лиса и журавль» (старший дошкольный возраст)
1 часть. Гимнастика в постели.
№ упр. | Название упражнения И.п. |
Описание упражнения | Группа мышц |
1 | «Лиса подтягивается» («Саhыл тардыстар») И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. |
Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты, потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. | Мышцы рук, ног, позвоночник. |
2 | «Лиса и журавль» («Саhыл уонна туруйа») (Напряжение и расслабление мышц) И.п.: лежа на спине. |
На сигнал «Лиса!» дети должны свернуться в клубок, напрягают мышцы. На сигнал «Журавль!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела. | Мышцы ног, рук, шеи, позвоночника. |
3 | «Журавль» («Туруйа») Самомассаж шеи (сидя «по-турецки») |
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку – «Журавль». 2. Развернув плечи, гордо поднимают голову на вытянутой шее. 3. Ласково похлопывают по подбородку тыльной стороной кистей рук. 4. «Журавлиная шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ей, как в зеркало. |
Мышцы шеи. |
2 часть. Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба, чередование с обычной ходьбой: на носках («Лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), с высоким подниманием колен («Журавль»), в полуприседе («Лиса подкрадывается»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком по камешку, по веточкам и по шишечкам).
3 часть. Упражнения на профилактику нарушений осанки.
№ упр. | Название упражнения И.п. |
Описание упражнения | Группа мышц |
1 | «Лиса оглядывается по сторонам» («Саhыл тула көрүнэр») И.п.: о.с., руки на пояс. |
Повороты головой вправо, влево. Спину держать прямо. 6-8 раз. |
Мышцы шейного позвонка. |
2 | «Журавль высоко задирает голову» («Туруйа төбөотүн өрө көтө5өр») И.п.: о.с. руки отведены назад. |
Поднимаясь на носочки, голову откидывают назад, смотрят вверх. 6-8 раз. |
Мышцы шейного позвонка, ног. |
3 | «Журавль танцует» («Туруйа үнкүлүр») И.п.: о.с. руки на поясе. |
Дети делают движения плечами вперед и назад. Повторить 6-8 раз | Мышцы плечевого пояса, позвоночник. |
4 | «Журавль пьет воду» («Туруйа уу иhэр») И.п.: о.с. руки на поясе. |
Наклоны вперед. Повторить 6-8 раз. | Мышцы спины, бедер, ног. |
5 | «Журавль ходит по воде» («Туруйа уунан хаамар») И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны. |
Высоко поднимают ноги согнутые в коленях, при этом оттягивают носочки. Спину держат прямо. Повторить 6-8 раз. | Мышцы ног, рук |
6 | «Лиса ласковая» («Эйэ5эс саhыл») И.п.: стоя на четвереньках. |
Голову вверх, спину прогнуть, «повилять хвостом» Повторить 6-8 раз. |
Мышцы туловища, рук, ног. |
4 часть. Профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
«Мэник мэнигийэн». Повороты головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы (4-8 раз).
III. Комплекс сюжетно-игровой оздоровительный гимнастики после дневного сна по сюжету якутской сказки «Бабушка Бэйбэрикээн» (прогулка в лес с бабушкой Бэйбэрикээн) (старший дошкольный возраст)
1 часть. Гимнастика в постели.
№ упр | Название упражнений И.П. |
Описание упражнения | Группа мышц |
1. | Потягивание («бабушка Бэйбэрикээн произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне») И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. |
Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, затем потянуться, далее принять и.п. | Мышцы рук, мышцы ног. |
2. | «Дети отдыхают лежа» («О5олор сынньаналлар») и.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. |
Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторите 3-4 раза. | Мышцы ног |
3. | «Дети радуются» («О5олор үөрэллэр») самомассаж лица |
Дети хлопают в ладоши, руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. | Мимические мышцы лица. |
2 часть. Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба чередование с обычной ходьбы на носках («ходьба по камням»), на пятках, с высоким подниманием колен («Ходьба по высокой траве»),в полном приседе («пролезают под упавшее дерево»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком по камешку, и по веточкам, и по колючей траве»).
3 часть. Упражнения на профилактику нарушений осанки.
Комплекс № | Название упражнения И.П. |
Описание упражнения | Какие мышцы укрепляются |
1. | «Ворон» («Тураах») И.п.: о.с. руки за спиной, пятки вместе, носки врозь |
Смотрит по сторонам (повороты вправо - влево) Повторить 6-8 раз. |
Мышцы шейного позвонка |
2. | «Орел» («Элиэ») И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. |
Наклоны головы вперед, назад. Повторить 6-8 раз |
Мышцы шеи. |
3. | «Трава» («От») И.п.: о.с. руки вверх. |
Плавные наклоны в правую и в левую стороны. Повторить 6-8 раз. |
Мышцы рук и плечевой пояс, туловища. |
4. | «Конь» («Ат») И.п.: ноги слегка расставить, руки вперед согнутые в локтях. |
Поднять правую ногу вперед согнув в коленях (тоже левой). Спина прямая. Повторить 6-8 раз. |
Мышцы ног, спины. |
5. | «Толстое дерево» («Суон масс») И.п.: о.с. стоя, руки за спиной. |
Обхватить руками туловище, затем вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. |
Мышцы рук. |
6. | «Бык бодается» («Хасыhар о5ус») И.п.: стоя на четвереньках. |
Голову опустить, туловищем тянуться вперед. Повторить 6-8 раз. |
Грудной отдел позвоночника, мышцы рук. |
4 часть. Профилактическое упражнение для верхних дыхательных путей.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
«Бычок» («О5ус») – мы немного помычим и по носу постучим.
И.п. – о.с. 1 – сделать вдох носом; 2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).