Цели мероприятия:
- Военно-патриотическое воспитание школьников;
- Повышение интереса учащихся к истории нашей страны;
- Формирование уважительного отношения к воинам Афганской и Чеченской войны, продемонстрировавшим лучшие качества человека- гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество.
Оборудование компьютер, мультимедиа. экран
Рассказ учителя сопровождается презентацией.
Ход мероприятия
1 вед.:
Родина, – мы говорим волнуясь,
Даль без края видим перед собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
2 вед.:
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –
И на век останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
1 вед.: Так уж вышло, что история России- это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безызвестности. Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт- все они искали мирового господства. У всех на пути к нему встала Русь, Россия.
2 вед.: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
1 вед.: Сколько войн было на нашей земле. По времени каждая из войн длилась по разному, но каждая из войн коснулась и нашего села, прошла черно- красной полосой
2 вед.: Солдаты. Солдаты 41 года. Не много вас осталось. Уходите вы, унося в памяти славные страницы Отчизны нашей, страшные картины виденного и пережитого. А картин этих было немало. И нарисованы они были войной. А писаны кровью. И если собрать их календарными листками вместе и пустить- бело станет от их цвета. Бесконечная стая голубей уйдет в небо, чтобы пролиться где- то наземь кровавыми слезами. У каждого человека есть свой календарь: рождение, жизнь, смерть. И ни один из живых не смог изменить его. И ни один не сможет. Но многие
своею смертью продлили жизнь и отодвинули смерть других. И живут они бронзовыми обелисками, памятью нашей. И вечно жить будут.
(звон колокола)
1 вед.: Звон колокола. Как призыв, как набат, как память! Наш сегодняшний праздник мы посвящаем тем, кто в наше время познал тяготы войны. Сегодня мы поговорим о войне у которой еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей, и они хотят быть услышанными, хотят быть нужными правде.
Ученик:
Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену,
Вспоминая хороших людей.
1 вед.: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество.
Ученик:
В двух словах не скажешь о войне,
Как о политической странице –
Может боль и в слове поместиться,
Так что даже хватит всей стране…
Как же мы должны войну понять,
Если все отбросить кривотолки?
Мы обязаны оставить мир потомкам,
Чтоб в руках оружье не держать.
Ученик:
Только за войной – опять война,
Передел границы за границей…
И строчат политики страницы,
Как от боли корчится страна.
Но прогресс нельзя остановить,
И эпохи время быстро мчится…
Но когда же светлая страница
Будет, чтобы мир восстановить?
1 вед.: Сегодняшний вечер мы посвящаем нашим землякам, и ребятам которым пришлось пройти через нелегкие армейские дороги Чечни и Афганистана. Мы будем говорить о мужестве и героизме этих смелых парней, с которых можно брать пример.
2 вед.: Сегодня мы расскажем вам и о героях десантниках из 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии. Мы хотим и будем говорить о мужестве и героизме тех, чьи нелегкие армейские дороги прошли через Чечню.
1 вед.: Казалось, что сегодня нет места подвигу, что непроницаемая мгла поглощает Россию. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг 6-й роты десантников.
(Звучит стихотворение на фоне звуков боя)
Ученик:
У селенья Улус-керт
Бьется с бандой Псковская рота
здесь повсюду гуляет смерть,
здесь повсюду гуляет смерть,
И навряд ли минует кого-то.
От разрывов гудит земля
не пробьется никак подмога.
Отступить же никак нельзя
Отступить ни на шаг нельзя
На вес золота эта дорога.
Ученик:
На исходе боезапас,
В ход пошли уже штык и лопата.
«Как же мамы там будут без нас?»
Шепчут губы мальчишки-солдата.
На высотке лежат бойцы,
Стонут горы в тоске и печали,
Честь вам материи отцы!
Честь вам матери и отцы!
Что таким вот их воспитали!
Честь вам матери и отцы!
Что героями их воспитали!
2 вед.: Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. 84 из них пали в бою, но не отступили ни на шаг. Предпочли смерть. 6-я рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так драться и умирать ее солдаты, значит она жива.
Ученик:
Был первый день весны, еще дремали горы,
Еще весны дыханье не пришло,
Шли пацаны, не слышны разговоры,
Знамение судьбы их в вечность повело.
Ученик:
И шли они в строю, как все родные братья,
беретов цвет их породнил на век,
Хранил их Бог от всякого несчастья,
Но этот день ускорил жизни бег.
1 вед.: О жестоких боях в Аргунском ущелье с 29 февраля по 3 марта слухов было множество. наибольшие потери понесли воины 76-й воздушно десантной дивизии.
2 вед.: Весь мир потряс подвиг 6-й роты. Ей поступил приказ выдвинуть и занять господствующую высоту, чтобы не дать прорваться противнику из Аргунского ущелья. По официальным данным, рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой.
1 вед.: Над лавиной боевиков неслось опьяняющее: «Аллах Акбар!» Атака духов катилась одна за другой беспрерывными валами. Но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, несмотря на то, что силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз. Десантники стояли насмерть. дело дошло до рукопашной. отражая наступление противника, они, сраженные падали один за другим.
2 вед.: Командир батальона подполковник Марк Николаевич Евтюхин продолжал руководить боем, хотя был тяжело ранен. А когда наступил критический момент, комбат вызвал огонь на себя. «Комбат, батяня, комбат» стонала земля под разрывами артиллерийский снарядов.
Ученик:
Уходил командир, оставались мальчишки
Крикнул он в микрофон: «Эй, прощайте, братишки».
2 вед.: Высота покрылась трупами боевиков, они не прошли. Но почти вся рота погибла.
(звучит музыка и зажигают свечи)
Гори, свеча, гори, не затухай,
непреходящей болью будь.
пусть в пламени в твоем встают,
чей оборвался путь.
Кто из спокойных мирных дней
шагнул в наземный ад.
И кто до роковой черты
нес звание –солдат.
Кто в восемнадцать с небольшим
Познал цену потерь
Кто за Россию жизнь отдав,
Открыл в бессмертье дверь.
Гори, свеча, не затухай,
не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
Воин Евгений Родионов
Этот мальчик заставил многих гордиться своей страной.
1 вед.: Евгений Родионов принял смерть за Христа в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться в живых, пусть снимет с себя нательный крестик». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течении трёх месяцев. Потом убили – отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сам чеченцы.
Мать опознала тело сына по нательному крестику – даже с мёртвого они не посмели его снять.
2 вед.: При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи. В школе учился хорошо, когда закончил девятый класс, пошел работать...
Рассказывают, что как-то на кладбище, где похоронен Женя, приехал ветеран Великой Отечественной. Сняв с себя фронтовую медаль “За отвагу”, он положил ее могилу со словами “Он душу России спас!”. Без всякого пафоса хочется сказать: пока существуют в России такие люди, как Евгений Родионов, и такие великие духом россияне, которые пытаются сохранить память о его поступке, - России быть!
1 вед.: 22 марта 2006 в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошла торжественная церемония вручения ордена "Слава России".
Особое волнение в зале произвело награждение орденом «Слава России» (посмертно) воина-мученика Евгения Родионова, который, находясь в плену у чеченских боевиков, не отрекся от Христа, не снял с себя православный крест. Награду приняла его мама, Любовь Васильевна Родионова. В своем слове она поблагодарила тех, кто невзирая ни на что, продолжает служить Родине и попросила присутствующих не забывать наших солдат, несущих нелегкую службу в зонах вооруженных конфликтов, по возможности помогать им.
2 вед.: В память обо всех российских парнях, погибших на Афганской, Чеченской войне, в горячих точках, объявляется минута молчания
1 вед.: В нашем селе тоже есть замечательные парни, которые честно отдали свой долг. Эти ребята служили в Афганистане и Чечне
(зачитывается список участников войн)
2 вед.: Нелегкими были дороги наших земляков. Дни службы были наполнены грохотом взрывов, выстрелами, опасностью. Ратный путь наших земляков отмечен наградами
(слово гостям)
1 вед.: А дома наших ребят ждали не только односельчане, но и их родители, до бесконечности любящие, не смыкающие глаз ночами. Ждущие весточки от своих сыновей.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы
То слезы бедных матерей.
2 вед.: Мы преклоняемся перед вашими родителями, низкий им поклон.
(для родителей звучит песня «Русский парень » и слово родителям)
1 вед.: Российские солдаты, вернувшие с чеченской войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине.
2 вед.: Пройдут годы многое со временем забудется. Затянутся раны. Потускнеют ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе неизгладимой трагической меткой.
(песня Я служу России)
1 вед.: Нам хочется пожелать солдатам – участникам боевых действий – крепкого здоровья, семейного благополучия, удачи. Успехов, терпения. Мы гордимся вами и всегда будем помнить о вашем подвиге!
(По окончанию мероприятия дети фотографируются с гостями)
Литература:
- Дементьева. О. Десант в 21 век – Великие луки, 2000.
- С любовью женская душа…. Альбом / Л.М. Самсонова – Псков. 2002.
- Методические разработки «Классные классные дела» Е.Н. Степанова, М.А. Александрова.