Интеллектуальная игра по математике "Что? Где? Когда?"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


В настоящее время все больше внимания уделяется повышению качества образования: на федеральном и региональном уровнях. Разрабатываются специальные программы, реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. Но обучение должно быть не только полезным, но интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей полностью справляются интеллектуальные игры, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Интеллектуальные игры ведут свою историю с 19 века – новатором в сфере образования стала Мария Монтессори, которая обучала детей по принципу «помоги мне – я сделаю сам». Согласно данному лозунгу, ребенок сам выбирает интересующую его тематику, а учитель лишь помогает ему в обозначенном направлении. Такая методика, новая по тем временам, дала ощутимые результаты, а подобные игры, объединяющие учащихся по интересам, практикуются и поныне.

Интеллектуальные игры проводятся в детских садах и в школах, в университетах и различных специализированных кружках, а также и среди взрослых. Они позволяют ребенку развиваться, стимулируют его интерес в той или иной области, а также делают его эрудированным.

Задача учителя – увлечь ребенка, оставаясь в игре равноправным участником. От взрослых зависит, насколько игра будет интересна ребенку. Дети, играя, решают мировые проблемы, развивают творческое мышление, логику, мелкую моторику, речь, навыки и умения. Виды интеллектуальных игр для школьников бывают самыми разными. Самые древние – шахматы и шашки. Одна из самых новых – «Что? Где? Когда?»: 4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры "Что? Где? Когда?". И с каждым годом она приобретает все большую популярность. На сайте www.tvigra.ru можно получить подробную информацию по истории телеигры, о ведущих, игроках, о вопросах.

Конечно, в школе при проведении игры можно и нужно использовать этот материал. Но при проведении мероприятий по предмету, приходится составлять вопросы, касающиеся именно данного предмета. В моем случае это – математика. Каждый раз провожу игру по определенной теме: «МАТЕМАТИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ», «МАТЕМАТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ», «АРИФМЕТИКА – ЦАРИЦА МАТЕМАТИКИ!»

Сегодняшняя тема игры связана с этимологией терминов, применяемых в курсе школьной математики (см. приложение).

Человеческая жизнь неразрывно связана с речью. С самых первых лет жизни мы выражаем мысли и чувства посредством слов. Невозможно представить себе науку, любую науку, без письменной и устной речи, т.к. знания, накопленные тысячелетиями и передаваемые из уст в уста с появлением письменности, нашли отображение в текстах, таблицах, графиках. Большинство слов современной научной лексики восходит к латыни или еще более древнему греческому языку. Математика – наука особенная. В ней мало слов – больше символов. Мы используем их, не задумываясь. Уже в дошкольном возрасте, когда мы не осознаём математику как науку, мы знакомы с символами "плюс” и "минус”, знаем цифры.

“Математическая этимология” прививает интерес к математике, расширяет кругозор, повышает общую культуру речи, позволяет глубже проникнуть в тайны математического языка, лучше понять определения слов.