Урок-обобщение по русскому языку. Тема: "Ах, эти разные прилагательные!" 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»

Задачи:

  • Формировать умения различать разряды прилагательного, образовывать степени сравнения (простая форма)
  • Повторить правописание изученных орфограмм (Н-НН в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное и написание НЕ с прилагательными)
  • Повторить роль прилагательных в речи, тексте
  • Воспитывать чувство любви и интереса к русскому языку
  • Активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся

Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал, маршрутные листы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!  Я рада вас всех видеть на сегодняшнем уроке и предлагаю вновь совершить небольшое путешествие. Согласны?
Как у любого путешественника, у нас должен быть маршрутный лист, который нам поможет не сбиться с пути и не даст скучать в дороге. Он есть на каждом столе. А чтобы узнать, к кому сегодня мы собираемся в гости, я предлагаю отгадать загадку:

(Слайд №1 без указания темы)

Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу  любой  предмет   –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!

О.Головко

– Как вы думаете, какая часть речи может так себя охарактеризовать? Конечно, имя прилагательное.

Слайд.№2. А в путь мы отправимся на волшебном паровозике из Ромашково (смотрели мультфильм?). Это очень добрый, любознательный паровозик. Поэтому, когда он узнал о нашем путешествии, то с удовольствием предложил свои услуги.

Слайд №3 Цель нашего путешествия: повторить грамматическое значение прилагательного, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.
Дорога, как видите, нам предстоит непростая, но я надеюсь, что вместе мы справимся со всеми трудностями и испытаниями.
Чтобы отправиться в путь, нам необходимо приобрести билеты. У меня в руке ромашка, на лепестках которой даны начала предложений. Ваша задача – закончить начатые предложения. Каждому купе (группа ребят из 4 человек) предлагаю по одному лепестку. Отвечаете согласно указанному номеру предложения.

Слайд №4. (+ песенка) Итак, билеты мы приобрели, можно отправляться в путь!

Слайд №5. Мы прибываем на станцию «Морфологическая», где нас встречают Кот и Лиса. Надо сказать, им очень нравятся степени сравнения прилагательных. Вот только Коту – сравнительная степень, а Лисе – превосходная. Чтобы их не обидеть, образуйте, пожалуйста, 1 вариант – простую форму сравнительной степени, а 2 вариант – простую форму превосходной степени. Полученные слова запишите в табличку, что есть в маршрутном листе. Время стоянки ограничено, всего 2 минутки.
Проверим. От каждого ли прилагательного вам удалось образовать предложенные формы?  Почему? От каждого купе по два человека 1 и 2 варианта называют прилагательные и выделяют на доске суффикс, с помощью которого образовали степень сравнения.

Прилагательные Сравнительная степень Превосходная степень
Милый    
Редкий    
Березовый    
Простой    
Морской    

Вспомните, от какого еще разряда прилагательных нельзя образовать степени сравнения? (притяжательных)

Задание №2.

«Поспешишь – людей насмешишь». Зачеркните в каждом ряду форму неправильного образования степени сравнения прилагательного.

  • Младше, дальше, тоньше, красивше.
  • Звонче, прямее, ниже, слабже.
  • Более высокий, более легче, самый наименьший.

Повторим разряды прилагательных. Каждый вагон должен выбрать свое прилагательное. Я называю прилагательное, какой вагон сочтет, что прозвучало его прилагательное – поднимает руку. Итак, 1 вагон – качественное, 2 вагон – относительное, 3 вагон – притяжательное.

Слова для игры: зеленый, летний, папин; городской, лисий, веселый; мамин, дружный, серебряный.

Молодцы! С первым испытанием справились благополучно. И вот мы незаметно оказались на «Синтаксической» станции.

Слайд №8. Что-то загрустила Аленушка. Может быть, мы сможет хоть немного развеять ее горе. Проведем небольшой стилистический эксперимент. Прочитаем для начала текст, предложенный нам. (Текст дан без прилагательных)

Аленушка

Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе.
Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит и смотрит Аленушка на (холодную, темную) воду омута.
Природа тиха и (грустна). Она перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осинки.

Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает? Какой-то он скучный. Каким образом можно исправить этот недостаток, тогда, может, и Аленушке станет радостней.
«Украсьте» текст Николая Степановича Краснова прилагательными. (Заранее подготовленный ученик знакомит ребят со значением слова ОМУТ. Работу с текстом можно организовать в «купе»). Время работы – 3 минуты. Читаем текст по абзацам от каждого вагона.

А теперь посмотрим удалось ли вам угадать авторские прилагательные.

Слайд № 9. Посчитайте, сколько слов-прилагательных у вас совпало. (1-5: мало – это свидетельствует о богатстве прилагательных в речи человека); у кого есть синонимичные авторским или точно такие же? (ваше восприятие природы близкое автору)

Индивидуальная работа на доске: подчеркнуть прилагательные в последнем абзаце как члены предложения.
К какому бы стилю речи вы отнесли данный текст? А как в художественной речи называются прилагательные (художественные определения)? А знаете ли вы, что есть словарь синонимов?
Так, к слову ЛЕС в нем приводится около трехсот эпитетов, в том числе и дремучий, и темный, и царственный, и молодой. А к слову ЗАРЯ – около ста, среди них не только вечерняя, утренняя, но и молодая, и огненная, и робкая.

Какую же роль имена прилагательные играют в речи?
А какую синтаксическую роль они играют в предложении? (На этот вопрос отвечает ученик, выполнявший задание у доски)

Устали? Сделаем привал.

Слайд № 10. Лягушка-путешественница подготовила для нас ребусы, отгадаем их.

Слайд №11. Звучит песенка «Улыбка», пока ребята отгадывают ребусы.

Слайды №12-14 проверка

Пока мы отдыхали, паровозик доставил нас на «Орфографическую» станцию, где нас встречают сказочные герои.

Слайд №15 Вот перед нами старуха и солдат из сказки «Огниво». Они спорят, сколько букв Н пишется в прилагательных. Чтобы разрешить их спор, проведем игру «Замени прилагательным».

Играть можно по парам: тем более есть пословица: одна голова – хорошо, а две – лучше. Найденные прилагательные записываем в табличку, распределяя слова по колонкам.

  •  Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)
  • Бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)
  • Растения, из которых делают лекарство (лекарственные)
  • Кувшин, сделанный из глины (глиняный)
  • Дом, построенный из камня (каменный)

Слайд №17

А Вовка из Тридевятого царства не знает, как пишется НЕ с прилагательным. Поможем ему. Соедините или разделите написание НЕ со словами, графически свое мнение обоснуйте. Выполняем вместе.

(Не)обыкновенная природа, (не)уклюжий медвежонок, (не)большая речонка, вовсе (не) понятный зверек, (не) полные, а краткие прилагательные.

А теперь, объединившись по четыре человека, составьте небольшой рассказ, включив в него данные словосочетания.
Да, задания от станции к станции все сложней и сложней, но я смотрю вам все по плечу. Молодцы!
Наше путешествие приближается к концу, и мы уже на «Итоговой» станции. Сам КОТ Ученый хочет проверить наши знания. Он проведет тест. Буквы выбранного ответа записывайте в табличку.
Проверим, что у нас получилось.

Тест

1. Укажите верный ответ:

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает

А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета

2. Найдите прилагательное в простой форме сравнительной степени:

А) красивее всех
Б) красивее
В) красивейший

3. Найдите притяжательное прилагательное:

А) лисий след
Б) знакомый человек
В) вчерашняя газета

4. Найдите прилагательное, в котором НЕ пишется слитно:

А) (не) дорогой, но красивый костюм
Б) (не) большая, а маленькая речка
В) ничуть (не) скучная история

5. Найдите прилагательное, в котором пишется Н:

А) листв..ый лес
Б) серебр..ое украшение
В) дерев..ый дом

У кого пять правильных ответов, получает пять, у кого – четыре, получает 4
Всем остальным советую повторить имя прилагательное.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Перед нами открывается чудесная волшебная полянка, любимое место нашего паровозика. Порадуем его своими знаниями и подведем итог нашему путешествию. Что мы сегодня во время путешествия успели повторить?
Дальше вас ждут новые путешествия по этой чудесной стране

А пока мне бы хотелось, чтобы вы выразили свое настроение с помощью смайликов. Выберите от купе один и прикрепите его к паровозику. Свои паровозики ребята размещают на доске. Судя по выбранным смайликам урок ребятам очень понравился.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4