Цель: повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»
Задачи:
- Формировать умения различать разряды прилагательного, образовывать степени сравнения (простая форма)
- Повторить правописание изученных орфограмм (Н-НН в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное и написание НЕ с прилагательными)
- Повторить роль прилагательных в речи, тексте
- Воспитывать чувство любви и интереса к русскому языку
- Активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся
Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал, маршрутные листы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех
видеть на сегодняшнем уроке и предлагаю вновь
совершить небольшое путешествие. Согласны?
Как у любого путешественника, у нас должен быть
маршрутный лист, который нам поможет не сбиться с
пути и не даст скучать в дороге. Он есть на каждом
столе. А чтобы узнать, к кому сегодня мы
собираемся в гости, я предлагаю отгадать загадку:
(Слайд №1 без указания темы)
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!О.Головко
– Как вы думаете, какая часть речи может так себя охарактеризовать? Конечно, имя прилагательное.
Слайд.№2. А в путь мы отправимся на волшебном паровозике из Ромашково (смотрели мультфильм?). Это очень добрый, любознательный паровозик. Поэтому, когда он узнал о нашем путешествии, то с удовольствием предложил свои услуги.
Слайд №3 Цель нашего путешествия: повторить
грамматическое значение прилагательного, его
морфологические признаки, синтаксическую роль в
предложении.
Дорога, как видите, нам предстоит непростая, но я
надеюсь, что вместе мы справимся со всеми
трудностями и испытаниями.
Чтобы отправиться в путь, нам необходимо
приобрести билеты. У меня в руке ромашка, на
лепестках которой даны начала предложений. Ваша
задача – закончить начатые предложения. Каждому
купе (группа ребят из 4 человек) предлагаю по
одному лепестку. Отвечаете согласно указанному
номеру предложения.
Слайд №4. (+ песенка) Итак, билеты мы приобрели, можно отправляться в путь!
Слайд №5. Мы прибываем на станцию
«Морфологическая», где нас встречают Кот и Лиса.
Надо сказать, им очень нравятся степени
сравнения прилагательных. Вот только Коту –
сравнительная степень, а Лисе – превосходная.
Чтобы их не обидеть, образуйте, пожалуйста, 1
вариант – простую форму сравнительной степени, а
2 вариант – простую форму превосходной степени.
Полученные слова запишите в табличку, что есть в
маршрутном листе. Время стоянки ограничено,
всего 2 минутки.
Проверим. От каждого ли прилагательного вам
удалось образовать предложенные формы?
Почему? От каждого купе по два человека 1 и 2
варианта называют прилагательные и выделяют на
доске суффикс, с помощью которого образовали
степень сравнения.
Прилагательные | Сравнительная степень | Превосходная степень |
Милый | ||
Редкий | ||
Березовый | ||
Простой | ||
Морской |
Вспомните, от какого еще разряда прилагательных нельзя образовать степени сравнения? (притяжательных)
Задание №2.
«Поспешишь – людей насмешишь». Зачеркните в каждом ряду форму неправильного образования степени сравнения прилагательного.
- Младше, дальше, тоньше, красивше.
- Звонче, прямее, ниже, слабже.
- Более высокий, более легче, самый наименьший.
Повторим разряды прилагательных. Каждый вагон должен выбрать свое прилагательное. Я называю прилагательное, какой вагон сочтет, что прозвучало его прилагательное – поднимает руку. Итак, 1 вагон – качественное, 2 вагон – относительное, 3 вагон – притяжательное.
Слова для игры: зеленый, летний, папин; городской, лисий, веселый; мамин, дружный, серебряный.
Молодцы! С первым испытанием справились благополучно. И вот мы незаметно оказались на «Синтаксической» станции.
Слайд №8. Что-то загрустила Аленушка. Может быть, мы сможет хоть немного развеять ее горе. Проведем небольшой стилистический эксперимент. Прочитаем для начала текст, предложенный нам. (Текст дан без прилагательных)
Аленушка
Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к
(глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе.
Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит и
смотрит Аленушка на (холодную, темную) воду
омута.
Природа тиха и (грустна). Она перекликается с
тоской девочки. В (печальном) молчании
застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осинки.
Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает?
Какой-то он скучный. Каким образом можно
исправить этот недостаток, тогда, может, и
Аленушке станет радостней.
«Украсьте» текст Николая Степановича Краснова
прилагательными. (Заранее подготовленный ученик
знакомит ребят со значением слова ОМУТ. Работу с
текстом можно организовать в «купе»). Время
работы – 3 минуты. Читаем текст по абзацам от
каждого вагона.
А теперь посмотрим удалось ли вам угадать авторские прилагательные.
Слайд № 9. Посчитайте, сколько слов-прилагательных у вас совпало. (1-5: мало – это свидетельствует о богатстве прилагательных в речи человека); у кого есть синонимичные авторским или точно такие же? (ваше восприятие природы близкое автору)
Индивидуальная работа на доске:
подчеркнуть прилагательные в последнем абзаце
как члены предложения.
К какому бы стилю речи вы отнесли данный текст? А
как в художественной речи называются
прилагательные (художественные определения)? А
знаете ли вы, что есть словарь синонимов?
Так, к слову ЛЕС в нем приводится около трехсот
эпитетов, в том числе и дремучий, и темный, и
царственный, и молодой. А к слову ЗАРЯ – около
ста, среди них не только вечерняя, утренняя, но и
молодая, и огненная, и робкая.
Какую же роль имена прилагательные играют в
речи?
А какую синтаксическую роль они играют в
предложении? (На этот вопрос отвечает ученик,
выполнявший задание у доски)
Устали? Сделаем привал.
Слайд № 10. Лягушка-путешественница подготовила для нас ребусы, отгадаем их.
Слайд №11. Звучит песенка «Улыбка», пока ребята отгадывают ребусы.
Слайды №12-14 проверка
Пока мы отдыхали, паровозик доставил нас на «Орфографическую» станцию, где нас встречают сказочные герои.
Слайд №15 Вот перед нами старуха и солдат из сказки «Огниво». Они спорят, сколько букв Н пишется в прилагательных. Чтобы разрешить их спор, проведем игру «Замени прилагательным».
Играть можно по парам: тем более есть пословица: одна голова – хорошо, а две – лучше. Найденные прилагательные записываем в табличку, распределяя слова по колонкам.
- Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)
- Бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)
- Растения, из которых делают лекарство (лекарственные)
- Кувшин, сделанный из глины (глиняный)
- Дом, построенный из камня (каменный)
Слайд №17
А Вовка из Тридевятого царства не знает, как пишется НЕ с прилагательным. Поможем ему. Соедините или разделите написание НЕ со словами, графически свое мнение обоснуйте. Выполняем вместе.
(Не)обыкновенная природа, (не)уклюжий медвежонок, (не)большая речонка, вовсе (не) понятный зверек, (не) полные, а краткие прилагательные.
А теперь, объединившись по четыре человека,
составьте небольшой рассказ, включив в него
данные словосочетания.
Да, задания от станции к станции все сложней и
сложней, но я смотрю вам все по плечу. Молодцы!
Наше путешествие приближается к концу, и мы уже
на «Итоговой» станции. Сам КОТ Ученый хочет
проверить наши знания. Он проведет тест. Буквы
выбранного ответа записывайте в табличку.
Проверим, что у нас получилось.
Тест
1. Укажите верный ответ:
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета
2. Найдите прилагательное в простой форме сравнительной степени:
А) красивее всех
Б) красивее
В) красивейший
3. Найдите притяжательное прилагательное:
А) лисий след
Б) знакомый человек
В) вчерашняя газета
4. Найдите прилагательное, в котором НЕ пишется слитно:
А) (не) дорогой, но красивый костюм
Б) (не) большая, а маленькая речка
В) ничуть (не) скучная история
5. Найдите прилагательное, в котором пишется Н:
А) листв..ый лес
Б) серебр..ое украшение
В) дерев..ый дом
У кого пять правильных ответов, получает пять, у
кого – четыре, получает 4
Всем остальным советую повторить имя
прилагательное.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Перед
нами открывается чудесная волшебная полянка,
любимое место нашего паровозика. Порадуем его
своими знаниями и подведем итог нашему
путешествию. Что мы сегодня во время путешествия
успели повторить?
Дальше вас ждут новые путешествия по этой
чудесной стране
А пока мне бы хотелось, чтобы вы выразили свое настроение с помощью смайликов. Выберите от купе один и прикрепите его к паровозику. Свои паровозики ребята размещают на доске. Судя по выбранным смайликам урок ребятам очень понравился.