Открытый урок русского языка. Тема: "Переходные и непереходные глаголы". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (99 кБ)


Цель урока: дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и научиться различать глаголы этих групп.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя.

Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день. Мы спокойны. Вы внимательно будете слушать и понимать меня. Вы получите сегодня все хорошие отметки.

А начнем мы сегодня урок с орфографической разминки.

Задание 1. Запишите под диктовку текст, объясняя выбор гласных и согласных в корне слов. Определите вид глаголов.

Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой.

Задание 2. Выпишите из данного текста глаголы и подберите к ним существительные.

  • Течет запах (И.п.)
  • Взошло солнце (И.п.)
  • Блестит роса (И.п.)
  • Погладить кошку (В.п.)

В данных словосочетаниях у существительных определите падеж.

2. Объяснение нового материала.

Внимательное чтение текста на с.136.

Ученики читают материал и под руководством учителя делают выводы.

Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. Такие глаголы обозначают действия , переходящие на какой- либо предмет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога.

Обратимся к заданию №2. Самостоятельно определите, какие глаголы являются переходными и непереходными. Глаголы течет, взошло, блестит являются непереходными, п.ч. не сочетаются с существительными в В.п.

Глагол погладить является переходным, п.ч. сочетается с существительным в винительном падеже без предлога.

3. Первичное применение нового материала.

Задание 3. Работа с учебником. Упражнение 919.

Спишите словосочетание, распределяя их по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.

Перех.гл.+ сущ. в вин.п. (без предлога) неперех.гл +сущ.

Др:мать на д..ване, привезти др..ва, н..деть кофту, участв..вать в сор..вновании,пол..жить к..рандаш, поймать птицу, заноч..вать в п..латке, зав..нуть от холода, нал..мать хвор..ст,прису..ствовать на лекции:,чу..ствовать в..ну.

Задание 4. Запишите слова обливать, смотреть, стучать, добавляя к ним суффикс -ся.

Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.

Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются непереходные глаголы. Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.

Поиграем. Игра "Капитаны".

Класс делится на 3 команды (по рядам).В каждой должно быть равное количество участников. К доске выходят по одному человеку от каждой команды. Это- капитаны. Остальным раздаются карточки с заданиями. В данном случае словосочетания. Необходимо определить является ли глагол в данном словосочетании переходным или непереходным. Каждый игрок команды определяет по одному глаголу. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания. Через 30 сек., также по сигналу, капитаны собирают карточки и идут к доске, где записывают глаголы в два столбика. Капитаны могут изменить ответ, если считают, что пример выполнен неправильно. Побеждает та команда, чей капитан быстрее и правильнее распределит все глаголы. Правильность выполнения проверяется вместе с классом. Учащиеся сами комментируют решение и исправляют ошибки.

Переходные непереходные
Озарить душу нервничать по пустякам
Околдовать слушателей заразиться гриппом
Не помнить себя подойти к двери
Запросить сто рублей увлекаться спортом
Углубить дно служить Отечеству
Рассказать сказку бороться за мир

4. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы к классу:

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
  3. Что особенно понравилось?
  4. Выставление оценок за работу на уроке.

5. Мотивация выполнения домашнего задания.

Задание может быть с обязательной и дополнительной частью. Его необходимо прокомментировать, объяснить.