Цель урока: дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и научиться различать глаголы этих групп.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день. Мы спокойны. Вы внимательно будете слушать и понимать меня. Вы получите сегодня все хорошие отметки.
А начнем мы сегодня урок с орфографической разминки.
Задание 1. Запишите под диктовку текст, объясняя выбор гласных и согласных в корне слов. Определите вид глаголов.
Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой.
Задание 2. Выпишите из данного текста глаголы и подберите к ним существительные.
- Течет запах (И.п.)
- Взошло солнце (И.п.)
- Блестит роса (И.п.)
- Погладить кошку (В.п.)
В данных словосочетаниях у существительных определите падеж.
2. Объяснение нового материала.
Внимательное чтение текста на с.136.
Ученики читают материал и под руководством учителя делают выводы.
Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. Такие глаголы обозначают действия , переходящие на какой- либо предмет.
Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога.
Обратимся к заданию №2. Самостоятельно определите, какие глаголы являются переходными и непереходными. Глаголы течет, взошло, блестит являются непереходными, п.ч. не сочетаются с существительными в В.п.
Глагол погладить является переходным, п.ч. сочетается с существительным в винительном падеже без предлога.
3. Первичное применение нового материала.
Задание 3. Работа с учебником. Упражнение 919.
Спишите словосочетание, распределяя их по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.
Перех.гл.+ сущ. в вин.п. (без предлога) неперех.гл +сущ.
Др:мать на д..ване, привезти др..ва, н..деть кофту, участв..вать в сор..вновании,пол..жить к..рандаш, поймать птицу, заноч..вать в п..латке, зав..нуть от холода, нал..мать хвор..ст,прису..ствовать на лекции:,чу..ствовать в..ну.
Задание 4. Запишите слова обливать, смотреть, стучать, добавляя к ним суффикс -ся.
Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются непереходные глаголы. Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.
Поиграем. Игра "Капитаны".
Класс делится на 3 команды (по рядам).В каждой должно быть равное количество участников. К доске выходят по одному человеку от каждой команды. Это- капитаны. Остальным раздаются карточки с заданиями. В данном случае словосочетания. Необходимо определить является ли глагол в данном словосочетании переходным или непереходным. Каждый игрок команды определяет по одному глаголу. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания. Через 30 сек., также по сигналу, капитаны собирают карточки и идут к доске, где записывают глаголы в два столбика. Капитаны могут изменить ответ, если считают, что пример выполнен неправильно. Побеждает та команда, чей капитан быстрее и правильнее распределит все глаголы. Правильность выполнения проверяется вместе с классом. Учащиеся сами комментируют решение и исправляют ошибки.
Переходные непереходные Озарить душу нервничать по пустякам Околдовать слушателей заразиться гриппом Не помнить себя подойти к двери Запросить сто рублей увлекаться спортом Углубить дно служить Отечеству Рассказать сказку бороться за мир
4. Рефлексия и подведение итогов урока.
Вопросы к классу:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?
- Выставление оценок за работу на уроке.
5. Мотивация выполнения домашнего задания.
Задание может быть с обязательной и дополнительной частью. Его необходимо прокомментировать, объяснить.