Цель занятия: создание условий для расширения и углубления знаний о голосеменных на примере голосеменных растений Забайкальского края.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить и закрепить знания об основных признаках голосеменных растений;
- Расширить знания учащихся о голосеменных растениях на примере голосеменных растений Забайкальского края;
- Способствовать формированию знаний о значении голосеменных в хозяйстве и жизни человека;
- Знакомить учащихся с произведениями забайкальских писателей.
Развивающие:
- Развивать умение работать с дополнительными источниками информации (художественной и справочной литературой);
- Развивать навыки простейших исследовательских действий (распознавать голосеменные растения среди других представителей растительного мира);
- Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
- Развивать умение анализировать текст и выделять главное;
- Находить биологическую информацию в художественном тексте;
- Развивать монологическую речь.
Воспитательные:
- Прививать умение работать в группе, слушать и слышать товарища;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- Прививать любовь к своей малой родине и чувство гордости за ее уникальность.
Средства обучения: ПК и мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, выставка продукции, изготовленной из голосеменных растений, гербарий, книга и портрет Г.Р.Граубина "Четырехэтажная тайга", учебник "Зеленый мир Читинской области".
Тип занятия: комбинированный (обобщение, закрепление, знакомство с голосеменными растениями Забайкальского края и первичный контроль знаний).
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), репродуктивный, частично-поисковый (практическая работа), логический, рефлексивный (составление синквейна).
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивационный момент и актуализация знаний.
- Здравствуйте! Люди разных народов приветствуют друг друга по разному: одни трутся носами, другие животами, третьи обмениваются поклонами, кто-то поцелуями, кивком головы, кто-то хлопает друг друга по плечу.
- "Нихау" - говорят китайцы;
- "Канитива" - японцы;
- "Барев дзес" - армяне;
- "Сава танем" - говорят на Кавказе, что означает "беру твою боль на себя";
В России - "Здравствуйте" означает - желаю тебе здоровья. С давних пор на Руси была такая традиция: больного человека выносили рано утром на улицу, садили на скамейку, чтобы люди идущие на работу желали ему здоровья. И он выздоравливал
Еще раз всем присутствующим здесь я говорю "здравствуйте", т.е. желаю вам здоровья. А теперь начинаем наш урок.
Я не случайно произнесла эти фразы. Сегодня на уроке мы познакомимся с растениями, которые окружают нас и помогают нам в сохранении нашего здоровья.
Этап формулирования темы, целей и задач занятия. Работа с презентацией, чтение стихов и формулирование темы урока учащимися.
1.
Ветви кедра - вышивки зеленым
Темным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом -
Сад прозрачный, легкий, точно дым.
2.
Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
3.
На мохнатых колких лапах
Пихта в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
4.
Можжевельник, можжевельник,
Зелень в шапке снеговой,
До чего же, можжевельник,
Аромат мне сладок твой.
5.
Разлившимся солнечным светом
Стволов укорачивай тень
И лиственниц голые ветви
С иголочки в зелень одень.
- Так о чем же пойдет речь сегодня на нашем занятии? Правильно, о многообразии голосеменных растений Забайкальского края.
- Итак, тему урока мы определили.
Этап повторения.
- Но вначале давайте вспомним о том, какие растения называются голосеменными, какими признаками они обладают, и выполним небольшой тест.
1. Тест из презентации. Взаимопроверка результатов выполнения (учащиеся выполняют тест на листках с клеевыми краями, а затем помещают эти листки различной формы и цвета на доске, где изображена новогодняя ёлка, получается украшение к Новому году), а выход к доске и прикрепление результатов выполнения теста используется как физкультминутка.
2. Групповая практическая работа - распознавание среди представленных образцов (натуральных и гербарных) представителей голосеменных растений и аргументация своего выбора.
Этап изучения новых знаний.
- Вы все ребята бывали в нашем забайкальском лесу. Какие голосеменные растения вы там видели? (перечисляют)
- Оказывается, у нас растет не один вид сосны. А сколько? Об этом вы узнаете, прочитав текст в учебнике на стр. 25. А еще какие? Правильно. Хотя они все и относятся к голосеменным, но имеют и отличительные особенности. У вас на столах лежат таблички, заполните их, пожалуйста, пользуясь текстом учебника (получают задание описать растение с учетом их способностей, так как изложенный материал в учебнике разный по объему и уровню сложности).
Видовое название | Отличительные признаки | Условия произрастания | Использование человеком |
Сосна обыкновенная | |||
Сосна сибирская (кедр) | |||
Сосна карликовая (кедровый стланик) | |||
Лиственница Гмелина | |||
Пихта сибирская | |||
Ель сибирская | |||
Можжевельник: | |||
Эфедра: |
Заполнить необходимо две колонки (вторую и третью). Для заполнения таблицы использовать текст учебника на стр. 25-27, 78 и 83.
- Проверка заполнения таблицы.
- Существует такое мнение ученых: "Человек жив, пока живы на Земле растения". Почему так говорят? (дети отвечают).
- Итак, что же дают человеку голосеменные растения? Давайте обратимся к выставке продукции, полученной из голосеменных растений. Затем к слайдам презентации.
Вывод: (формулируют учащиеся)
Рефлексия (написание синквейна).
Запасной вариант на случай если осталось время: кроссворд
Итоги занятия, оценки.
Домашнее задание: читать текст учебника стр. 25-27, дополнить четвертую колонку таблицы, по желанию творческое задание: загадки, рисунки, кроссворды, стихи о голосеменных растениях нашего края.