Цель: познакомить детей с мягкой игрушкой как одним из видов декоративно-прикладного творчества и обучить приёмам создания мягкой игрушки.
Задачи:
- Познакомить детей со значением игрушки в жизни человека и историей её возникновения;
- Познакомить детей с правилами работы с колющими и режущими предметами и особенностями организации рабочего места;
- Обучить детей некоторым видам швов, используемым при изготовлении мягкой игрушки;
- Развить представление детей об эмоциях, характере героя и возможностях их передачи при создании мягкой игрушки;
- Создать на занятии благоприятную атмосферу для детей и их творческой деятельности.
Основные формы и методы организации занятия:
Формы: беседа, практическая работа.
Методы: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оснащение, оборудование:
Материалы: нитки, бусины, объёмные заготовки деталей игрушки (голова и два уха).
Инструменты: иглы, ножницы.
Оборудование: магнитная доска.
Демонстрационный материал: образец готовой работы, схемы мордочек, фотографии, игрушки из дерева, ткани, глины.
План занятия:
Этапы занятия |
Задачи педагога |
Ожидаемые результаты |
Вводный | – Познакомить детей со
значением игрушки в жизни человека и историей
возникновения мягкой игрушки. – Обратить внимание детей на способы передачи настроения и состояния различными животными. |
Знакомство с детьми; понимание детьми цели занятия; формирование благоприятной атмосферы на занятии; расширение знаний детей в области искусства создания мягкой игрушки; расширение представлений детей о способах животных передавать своё настроение. |
Основной | – Познакомить детей с правилами работы
с колющими и режущими предметами и особенностями
организации рабочего места. – Обучить детей некоторым видам швов, используемым при изготовлении мягкой игрушки. – Развить представление детей об эмоциях, характере героя и возможностях их передачи при создании мягкой игрушки. |
Умение детей правильно организовать рабочее место; создание детьми мягкой игрушки. |
Заключительный | – Обратить внимание детей на
необходимость привести рабочее место в порядок. – Подвести итоги занятия. – Обратить внимание детей на отличительные особенности каждой работы. |
Положительное эмоциональное состояние детей; радость творчества. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я познакомлю вас с искусством создания мягких игрушек. Есть ли у вас любимая игрушка? (Ответы детей.)
– Игрушки любят все: и взрослые, и дети. Игрушки окружают человека с рождения. В России самыми распространёнными были игрушки из таких материалов, как глина и дерево. Это были фигурки, изображающие людей, птиц, коней. Одной из любимых игрушек была кукла: глиняная, деревянная или тряпичная.
Демонстрация игрушек из дерева, глины, ткани.
– Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая
поздняя по времени возникновения. Раньше
заботливые мамы шили своим детям из разноцветных
лоскутков модели животных и набивали их ватой
или тканью. Украшали их, используя вязание и
вышивку.
Сейчас большинство игрушек шьют на фабриках и
продают в магазинах. Но до сих пор есть люди,
которые создают игрушки собственными руками.
Чаще всего мастера шьют игрушки в виде животных.
Почти в каждой стране есть своё любимое животное.
Например, в Китае – панда, в Таиланде – слон.
– Сегодня мы с вами попробуем создать свою мягкую игрушку. И тоже в виде животного, которого очень любят в нашей стране и в других странах мира. А чтобы узнать, кого же мы будем шить, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
Ответ детей: «Зайка».
– Правильно! Сегодня мы будем шить зайчика. Посмотрите, какими они бывают разными.
Демонстрация фотографий с изображением зайцев.
Обсуждение с детьми вида, повадок зайцев.
– Вот такого зайчика мы будем сегодня шить.
Демонстрация образца готовой работы.
– Наши зайчики будут отличаться друг от друга и
иметь своё настроение, как и мы сами. Ведь каждое
животное имеет свой особый характер, как и
человек.
– А как передаёт настроение человек? (Ответы
детей)
– А как делают это животные? (Ответы детей)
– Молодцы!
Основная часть
– Итак, мы приступаем к работе. Посмотрите, пожалуйста, в ваши коробочки. В каждой из них находятся определённые предметы для изготовления игрушки и детали самой игрушки.
Описание материалов и инструментов, находящихся в коробочках.
Перечисление деталей:
– мордочка;
– два уха.
– Но прежде, чем мы начнём работу, мы должны знать, как обращаться с инструментами и как вести себя на занятии.
Техника безопасности: правила работы с колющими и режущими предметами, правила поведения в кабинете.
– Теперь мы можем приступить к созданию нашего зайчика.
Практическая работа по плану:
Каждый этап практической работы педагог начинает с демонстрации детям необходимых приёмов и швов, то есть педагог сначала сам показывает, как нужно пришить ту или иную деталь. Во время выполнения детьми заданий педагог помогает каждому ребёнку.
1. Пришиваем уши к голове «потайным» швом.
2. Пришиваем глазки-бусинки на мордочку зайчика у носика.
3. Делаем ротик (на выбор из трёх вариантов) в зависимости от настроения зайчика (стежками). Демонстрация схем мордочек.
4. Пришиваем бантик «потайным» швом: на шею, на ушко, на голову зайчика (по выбору детей)
Заключительная часть
– Мы закончили нашу работу. Сейчас мы с вами должны привести своё рабочее место в порядок: убрать в коробочку иголки, ножницы и нитки.
Дети приводят в порядок рабочее место.
– Ребята, вы все молодцы! У каждого из вас получилась красивая мягкая игрушка – мордочка зайчика. И каждая игрушка – особенная. Давайте придумаем каждому зайчику имя. Посмотрите на своих зайчиков. Может быть, кто-то уже сейчас может дать ему имя.
Дети называют имена; рассказывают, почему назвали зайчика именно так.
Обсуждение работ, подведение итогов занятия.
– Ребята, сегодня вы узнали, как создаётся мягкая игрушка. Спасибо вам за работу. До встречи!