Занятие по теме: "Мягкая игрушка. Изготовление игрушки "Мордочка зайчика""

Разделы: Технология, Начальная школа


Цель: познакомить детей с мягкой игрушкой как одним из видов декоративно-прикладного творчества и обучить приёмам создания мягкой игрушки.

Задачи:

  • Познакомить детей со значением игрушки в жизни человека и историей её возникновения;
  • Познакомить детей с правилами работы с колющими и режущими предметами и особенностями организации рабочего места;
  • Обучить детей некоторым видам швов, используемым при изготовлении мягкой игрушки;
  • Развить представление детей об эмоциях, характере героя и возможностях их передачи при создании мягкой игрушки;
  • Создать на занятии благоприятную атмосферу для детей и их творческой деятельности.

Основные формы и методы организации занятия:

Формы: беседа, практическая работа.

Методы: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оснащение, оборудование:

Материалы: нитки, бусины, объёмные заготовки деталей игрушки (голова и два уха).

Инструменты: иглы, ножницы.

Оборудование: магнитная доска.

Демонстрационный материал: образец готовой работы, схемы мордочек, фотографии, игрушки из  дерева, ткани, глины.

План занятия:

Этапы занятия

Задачи педагога

Ожидаемые результаты

Вводный Познакомить детей со значением игрушки  в жизни человека и историей возникновения мягкой игрушки.
– Обратить внимание детей на способы передачи настроения и состояния различными животными.
Знакомство с детьми; понимание детьми цели занятия; формирование благоприятной атмосферы на занятии; расширение знаний детей в области искусства создания мягкой игрушки; расширение представлений детей о способах животных передавать своё настроение.
Основной – Познакомить детей с правилами работы с колющими и режущими предметами и особенностями организации рабочего места.
– Обучить детей некоторым видам швов, используемым при изготовлении мягкой игрушки.
– Развить представление детей об эмоциях, характере героя и возможностях их передачи при создании мягкой игрушки.
Умение детей правильно организовать рабочее место; создание детьми мягкой игрушки.
Заключительный – Обратить внимание детей на необходимость привести рабочее место в порядок.
– Подвести итоги занятия.
– Обратить внимание детей на  отличительные особенности каждой работы.
Положительное эмоциональное состояние детей; радость творчества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

– Здравствуйте, ребята! Сегодня я познакомлю вас с искусством создания мягких игрушек. Есть ли у вас любимая игрушка? (Ответы детей.)

– Игрушки любят все: и взрослые, и дети. Игрушки окружают человека с рождения. В России самыми распространёнными были игрушки из таких материалов, как глина и дерево. Это были фигурки, изображающие людей, птиц, коней. Одной из любимых игрушек была кукла: глиняная, деревянная или тряпичная.

Демонстрация игрушек из дерева, глины, ткани.

– Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая поздняя по времени возникновения. Раньше заботливые мамы шили своим детям из разноцветных лоскутков модели животных и набивали их ватой или тканью. Украшали их, используя вязание и вышивку.
Сейчас большинство игрушек шьют на фабриках и продают в магазинах. Но до сих пор есть люди, которые создают игрушки собственными руками.
Чаще всего мастера шьют игрушки в виде животных. Почти в каждой стране есть своё любимое животное. Например, в Китае – панда, в Таиланде – слон.

– Сегодня мы с вами попробуем создать свою мягкую игрушку. И тоже в виде животного, которого очень любят в нашей стране и в других странах мира. А чтобы узнать, кого же мы будем шить, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ... 

Ответ детей: «Зайка».

– Правильно! Сегодня мы будем шить зайчика. Посмотрите, какими они бывают разными.

Демонстрация фотографий с изображением зайцев.

Обсуждение с детьми вида, повадок зайцев.

                     

– Вот такого зайчика мы будем сегодня шить.

Демонстрация образца готовой работы.

– Наши зайчики будут отличаться друг от друга и иметь своё настроение, как и мы сами. Ведь каждое животное имеет свой особый характер, как и человек.
– А как передаёт настроение человек? (Ответы детей)
– А как делают это животные? (Ответы детей)
– Молодцы!

Основная часть

– Итак, мы приступаем к работе. Посмотрите, пожалуйста, в ваши коробочки. В каждой из них находятся определённые предметы для изготовления игрушки и детали самой игрушки.

Описание материалов и инструментов, находящихся в коробочках.

Перечисление деталей:

– мордочка;
– два уха.

– Но прежде, чем мы начнём работу, мы должны знать, как обращаться с инструментами и как вести себя на занятии.

Техника безопасности: правила работы с колющими и режущими предметами, правила поведения в кабинете.

– Теперь мы можем приступить к созданию нашего зайчика.

Практическая работа по плану:

Каждый этап практической работы педагог начинает с демонстрации детям необходимых  приёмов и швов, то есть педагог сначала сам показывает, как нужно пришить ту или иную деталь. Во время выполнения детьми заданий педагог помогает каждому ребёнку.

1. Пришиваем уши к голове «потайным» швом.

2. Пришиваем глазки-бусинки на мордочку зайчика у носика.

3. Делаем ротик (на выбор из трёх вариантов) в зависимости от настроения зайчика (стежками). Демонстрация схем мордочек.

4. Пришиваем бантик «потайным» швом: на шею, на ушко, на голову зайчика (по выбору детей)

Заключительная часть

– Мы закончили нашу работу. Сейчас мы с вами должны привести своё рабочее место в порядок: убрать в коробочку иголки, ножницы и нитки.

Дети приводят в порядок рабочее место.

– Ребята, вы все молодцы! У каждого из вас получилась красивая мягкая игрушка – мордочка зайчика. И каждая игрушка – особенная. Давайте придумаем каждому зайчику имя. Посмотрите на своих зайчиков. Может быть, кто-то уже сейчас может дать ему имя.

Дети называют имена; рассказывают, почему назвали зайчика именно так.

Обсуждение работ, подведение итогов занятия.

– Ребята, сегодня вы узнали, как создаётся мягкая игрушка. Спасибо вам за работу. До встречи!