Цели: ознакомить с волокнами животного происхождения и их свойствами. Показать взаимосвязь между назначением одежды и тканями. Способствовать развитию внимательности, аккуратности; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: коллекции волокон “Шерсть” и “Шелк”, овечья шерсть весеннего и осеннего пострига прялка, веретено, коллекция тканей, швейные изделия из шерсти и шелка, географическая карта.
Ход урока
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения:
- Каковы правила поведения учащихся в кабинете “Домоводство”?
- Что надо помнить учащимся во время работы?
- Что должен сделать учащийся по окончании работы?
3. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не просто урок, а экспедиция в прошлое. Я не учитель, а научный руководитель, вы мои коллеги, научные сотрудники. Мы с вами сегодня познакомимся с натуральными волокнами натурального животного происхождения - шерстяные и шелковые. (Класс разделен на две группы - “творческие лаборатории”, которые приготовили сообщения).
Итак, мы отправляемся в экспедицию.
Выступление первой группы учащихся (3 ученицы).
Первая ученица: Шерсть издавна известна людям. В 9-10 тысячелетии до нашей эры люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из них шерстяные ткани.
На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовала в Киеве и Новгороде с 10 века. В древних летописях неоднократно упоминалось о выработке на Руси шерстяных тканей. Грубые шерстяные ткани ткали дома, но уже с 11 века их производили мастера шерстоткачества в монастырях и при княжеских дворах.
Созданием суконных фабрик занялся Петр 1, заботясь о снабжении армии. Первая фабрика была создана в 1698 году, а в 20-х гг. 18 века в России насчитывалось уже около 18 шерстоткацких предприятий.
Разведением овец занимаются в Средней Азии, Закавказье, на Украине, в Сибири и Поволжье (ученица показывает эти районы на карте).
В Башкортостане овцеводством занимались издавна, разводились в основном овцы местной грубошерстной михневской породы. К 90-м годам, за счет скрещивания, поголовье овец республики почти полностью было преобразовано в тонкорунное; на подворье сельского населения немало овец полутонкорунных и грубошерстных помесных групп.
Ежегодно в республике производится свыше 5тыс. тонн шерсти. Наиболее крупной зоной товарного овцеводства в Башкортостане является Зауральская степь (Баймакский, Абзелиловский, Учалинский, Хайбуллинский и Зианчуринский районы), где сосредоточено 27% поголовья овец и треть всего производства шерсти.
Вторая ученица: Шерстяные волокна получают из волосяного покрова овец, коз, верблюдов и др. животных. Большое количество шерсти дают овцы (95%).
Мы все видели, как в домашних условиях стригут овец. Постриженная, таким образом шерсть называется руном (демонстрация коллекции “Шерсть”).
Многие из нас наблюдали, как в домашних условиях получают шерстяные нитки. Давайте вспомним последовательность первичной обработки шерсти. (Сортировка, очистка, теребление, прядение, скручивание, обмотка, стирка, сматывание в клубок).
Ученица демонстрирует прядение ниток из овечьей шерсти (используется домашняя прялка и веретено).
Как вы только что видели шерстяное волокно можно прясть, далее из пряжи ткут ткани; можно шерстяное руно валять - отсюда слова валенки, войлок.
Обратите внимание на то, что шерстяные волокна имеют длину от 10 до 250 мм, они достаточно толстые, мягкие и пушистые (учащиеся рассматривают шерсть весеннего и осеннего пострига, сравнивают их).
Как вы думаете, какая шерсть используется для производства пряжи, ниток? (Шерсть, состриженная весной, так как она более длинная и смолянистая, что способствует хорошему качественному прядению).
А для чего используется шерсть осеннего пострига? (Для изготовления валенок).
Третья ученица: Шерстяные ткани (сукно, драп, габардин, кашемир, трико и др.) красивы, прочны, мало мнутся, теплозащитные, а потому используются чаще для зимней одежды: платья, костюмы, юбки, брюки, сарафаны, полупальто, а также платки, шарфы, пледы (ученицы демонстрируют одежду из шерстяных тканей).
Ткани выпускаются чисто шерстяными и с примесями до 10% или полушерстяные с добавлением вискозы, капрона, лавсана, нитрона. Добавки синтетики повышают мягкость, упругость (учащиеся изучают коллекцию шерстяных тканей).
Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
Учительница: Прослушав сообщения первой группы экспедиции, сделаем некоторые записи в рабочих тетрадях (конспектирование основных понятий: шерсть, руно, первичная обработка шерсти, ассортимент шерстяных тканей).
Выступает вторая группа учащихся (3 ученицы).
Первая ученица: Первое упоминание о шелке приводится в старой китайской легенде о богине шелковичных червей: “Это великий принц Хуан-Ди очень хотел, чтобы его жена Си-Лин-Чи сделала что-нибудь для счастья людей. Он поручил ей осмотреть шелковичных червей и определить, нельзя ли использовать их нить. Си-Лин-Чи собрала некоторое количество червей и кормила их сама в специально приготовленном для этого месте, так она открыла методы выращивания червей, а также размотки коконов и использования шелка для приготовления одежды... В благодарность за этот великий дар потомки обожествили Си-Лин-Чи и воздали ей почести как богине шелковичных червей”. Китайская хронология относит это предание к 2640 году до нашей эры.
В Китае под смертным страхом было запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны. Лишь в 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также знаниям, приобретенные монахами в Китае о шелководстве, производство шелка стало возможным вне Китая.
В Европу шелк стал ввозиться еще во втором веке нашей эры - в эпоху римской империи. На Русь его везли арабские, итальянские, скандинавские купцы, поскольку шелковые ткани стоили дорого, и на них можно было хорошо заработать.
Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка”, и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.
Шелководство развито в Японии, Китае, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане (ученица показывает эти страны на карте).
Вторая ученица: Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда — яичко, гусеница, куколка, бабочка.
Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичная обработки - размотть коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком-сырцом. Демонстрация коллекции “Шелк”.
Третья ученица: На текстильных фабриках из шелка-сырца получают ткани (атлас, бархат, крепдешин, шифон и др.). Натуральные шелковые ткани имеют красивый внешний вид, блеск. Они мягкие и упругие, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные ткани. Шелк прекрасно “холодит” в жару. Не менее ценно и то, что шелк не становиться влажным на ощупь, впитывая влагу до 50% от собственного веса. Горит шелк так же, как шерсть (учащиеся изучают коллекцию шелковых тканей).
Шелковые ткани применяются для пошива платьев, блузок, мужских сорочек, платьев- костюмов, занавесей и драпировок, накидок, платков и косынок (ученицы демонстрируют одежду из шелка).
Учительница: Прослушав сообщения второй группы экспедиции, сделаем некоторые записи в рабочих тетрадях (конспектирование основных понятий: натуральный шелк, первичная обработка шелка, шелк- сырец, ассортимент тканей из натурального шелка).
4. Физкультминутка
5. Практическая работа
А теперь, выслушав друг друга, мы попытаемся составить коллекции шерстяных и шелковых тканей. Каждая группа получает карточку-задание с названиями тканей и набор образцов тканей. Вы должны выбрать из образцов соответствующие и наклеить их на карточку под названиями тканей.
6. Анализ и оценка работ
Учитель проверяет выполненные работы, выставляет оценки.
7. Итог урока
С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?
Где пригодятся вам знания по материаловедению?
Обобщение полученных сведений. Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон животного происхождения: шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство - трудоемкий и дорогостоящий процесс. Полученные знания вам пригодятся при выборе ткани для пошива одежды и для покупки хороших качественных изделий.
8. Домашнее задание. Повторить натуральные волокна растительного и животного происхождения. Подготовиться к лабораторной работе “Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств”.