Предмет, класс Обществознание; 10 "А"класс.
Тип урока Изучение нового материала.
Место урока в курсе обществознания: урок завершает изучение темы "Познание как деятельность", что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.
Цель урока: изучение темы "Самосознание" в рамках темы "Самопознание".
Задачи:
- раскрытие понятий: самосознание, "Я" - концепция, идентичность;
- развитие навыков самоанализа, навыков умения работать с тестами ЕГЭ частей А, В, С;
- воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека;
- подготовка к социализации, основанной на знании своего "Я" и умении применять свое знание в процессе адаптации.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
II. Промежуточная диагностика (повторение изученного).
III. . Изучение нового материала.
1. Самосознание. Этапы самосознания.
2. "Я" - концепция.
3. Идентичность.
4. Компоненты самосознания.
5. Функции самосознания.
6. Значение самосознания
IV. Обобщение изученного (рефлексия):
V. Итог урока
Ход урока
Работа учителя | Работа детей |
Слайд 1 | Дети занимают свои места в классе. |
Вводное слово учителя: (слайд 2) Сегодня тема нашего урока "Самосознание и развитие личности" Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ В течение урока нам предстоит: - поработать с тестами ЕГЭ; - поговорить о самосознании и его составляющих ("Я - концепции", "самооценке", "идентичности") - в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Самосознание и развитие личности". II. Промежуточная диагностика (повторение изученного). (слайды 3-6) Приложение 2. - Мы продолжаем работать с тестами А, В, С на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков. - Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий. (часть А - фронтальный опрос, часть В - выборочный) ? - Кто набрал 10-11 баллов; 8-9 баллов; 6-7 баллов; менее? III. Изучение нового материала. 1. Самосознание. Этапы самосознания. - Мы продолжаем говорить о самопознании и самосознании ,а также о развитии самосознания. - У вас на столах рабочие листы (Приложение 3) в которых, для экономии времени, вы будите заполнять пропущенные слова и определения, и в конце урока нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Самосознание и развитие личности". ? - Выполняя задание С5, мы с вами сказали что самопознание-это: Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. - Прочитайте в рабочих листах определение понятия "Самосознание ". ? - В чем разница? Какое понятие шире и почему? - Сейчас изучением личности человека занимается психология. Мы с вами тоже уже обращались к понятию личности, давайте вспомним его определение. (Боголюбов "Обществознание", |
Записывают тему урока и домашнее
задание эссе::
6-8 мин. Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ Поверка и исправление ошибок
Дают опр. самопознания Дают опр. самосознания,делают вывод, что это понятие шире |
Личность-это устойчивая система
социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена того или иного общества). Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е. Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь. В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный "образ Я". Ребёнок далеко не сразу осознает себя как "Я"; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Стадии (или этапы) развития самосознания: (слайды 7-9) Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года. К 2-м - 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. На формирование самосознания влияют: - Оценки окружающих и статус в группе сверстников. - Оценка результатов своей деятельности Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд 10) ? - Сколько фаз? - Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице. Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира. Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет. К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает. С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал. Самопознание в отличие от других видов познания: - направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность; - в отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность; - большое значение в познании собственного "Я" имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих. - в отличие от других видов познания присутствует творческое "Я" (стремление субъекта к самосовершенствованию). 2. "Я" - концепция и образ "Я" (слайды 11-13) А) - "Я" человека как объект познания - сложное и динамичное образование. Образ "Я" - совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах. Мы можем рассматривать наше "Я" как: "Я" - физическое; "Я" - многогранное; "Я" - личность; "Я" - и жизненные роли и т. д. Для того, чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание ("Я") в виде круга, разделенного на четыре части. (Комментарий слайда). Самопознание - это путь от скрытого "Я" к открытому. (Слайд 14) "Я" скрытое - вы знаете, другие не знают - секреты; все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе "Я" неизвестное - никто не знает - то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях. "Я" слепое - вы не знаете, другие знают - то, что интересно другим, а вам не очень ясно. "Я" открытое - вы знаете, другие знают - знания о себе, о других. Подобное деление "Я" на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы. Б) "Я" - концепция (или образ "Я") - что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его. "Я" - концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного "Я". В психологии выделяют составляющие "Я" - концепции (слайд 15) Когнитивная (лат. cognitio, "познание, изучение, осознание") - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает Можно рассматривать "Я" концепцию: - По временной отнесенности можно выделить (слайд 16) "Я" - настоящее "Я" - прошлое "Я" - будущее. - По содержанию можно выделить образы (слайд 17) "Я" - физическое "Я" - умственное "Я" - эмоциональное "Я" - социальное. - По источнику информации: разные зеркальные "Я" - ( Слайд 18) "Я" глазами родителей, друзей и т. п. 3. Идентичность. (Слайд 19) Мы переходим к еще одному понятию: идентичность Идентичность (англ. Identity) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. ? - Скажите, на какой фазе самосознания и развития личности мы можем применять это понятие? Задание: откройте учебник на стр. 284 прочитайте 6 и 7 абзацы со слов "По мнению психологов:"и назовите 3 аспекта идентичности. - Что такое "социальная " и "личностная" идентификация? Три аспекта идентичности Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем. Идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. Анализ теста "Кто Я". (слайд 20) (тестирование проводится заранее) Назначение теста. Вопрос "Кто я?" логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом "Я" (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос "Кто я?", человек указывает социальные роли и характеристики - определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним. Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более "закрытый"). О низком уровне самооценки можно говорить, когда за несколько минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос "Кто Я?". Семь обобщенных показателей-компонентов идентичности: I. Рефлексивное "Я" включает 2 показателя: Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д. ), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, клевый); глобальное, экзистенциальное "Я": утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность). II. "Социальное Я" включает 7 показателей: прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина); учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист); семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д. ) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных); групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества). III. "Коммуникативное Я" включает 2 показателя: дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей); общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей); IV. "Деятельное Я" оценивается через 2 показателя: занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии); самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский). V. "Физическое Я" включает в себя такие аспекты: субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); пристрастия в еде, вредные привычки. VI. "Перспективное Я" включает в себя 9 показателей: профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем); семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п. ); групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом); коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением; оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек). VII. "Материальное Я" подразумевает под собой различные аспекты: отсутствует описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед); оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги); отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду). Таким образом, обретение идентичности является главной линией развития самосознания каждого человека. Варианты обретения идентичности у подростков. (Слайд 21) Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора. Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности. 4. Компоненты самосознания. Компоненты самосознания по В. С. Мерлину ( В. С. Мерлин - советский психолог. ) (слайд 22) сознание своей тождественности (тождество, идентичность, одинаковость; единство, общность, равенство, синонимичность, тожественность, сходность, тожество, совпадение, однозначность, адекватность) сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок. Функции самосознания: (слайд 23) Рассмотрев понятия самопознание, идентичность, самосознание логичным будет вопрос: ? - Для чего человек на протяжении всей жизни самосознает себя? Если говорить обществоведческим языком, то каковы функции самосознания? Получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения. 6. Значение самосознания: (слайд 23) Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. IV. Обобщение изученного (рефлексия): беседа о значении самосознания, выполнение задания С8. Цель - систематизировать полученные знания по новому материалу, проверить, усвоен ли материал (индивидуальный контроль); отработка выполнения задания С8. С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Самосознание и развитие личности". Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. Вопросы по технологии составления сложного плана. Проверка планов V. Итог урока. Работа с текстом. Выполнение задания С1-С4. Приложение 4. Приложение 4_1 (при наличии времени). Использованная литература. 1. Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др. ]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др. ]. - М.: Просвещение, 2011. ) 2. Обществознание: Сборник заданий. ФИПИ-М. : ЭКСМО 20111 3. Обществознание: Репетитор. ФИПИ-М. : ЭКСМО, 2008. 4. Обществознание. ЕГЭ-2010: Реальные задания. АСТ. АСТРЕЛЬ: М. , 2010. 5. Обществознание. ЕГЭ-2010: Реальные задания. АСТ. АСТРЕЛЬ: М. , 2011. Интернет ресурсы: 1. Свободная энциклопедия Википедия [http://ru. wikipedia. org] 2. Психология [http://azps. ru/] 3. Психологический информационный ресурс [http://sevpsiport. com/] 4. Академия информационных ресурсов [http://dp5. su/] 5. Фетиваль "Первое сентября" [http://festival. 1september. ru/] 6. Боголюбов. Учебник обществознания. 10 класс. Профильный уровень [http://www. prosv. ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/index. html] |
Заполнение рабочих листов
Заполнение пропусков в таблице
В форме беседы отвечают на поставленные вопросы
Читают определение ,заполняют пропуски
Читают определение ,заполняют пропуски, делают необходимые пометки
работа с учебником,ответы на вопросы
заполняют пропуски в опр. идентичность,
Ответы учащихся(активная фаза подростковый возраст)
заполняют пропуски в опр. идентичности
Эвристическая беседа
заполняют пропуски в опр. идентичности
Дети отвечают на поставленный вопрос делают записи в. листе
Составление сложного плана Выборочный опрос сравнение планов, исправление ошибок и недочетов
|