Урок обществознания. Тема: "Самосознание и развитие личности". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Предмет, класс Обществознание; 10 "А"класс.

Тип урока Изучение нового материала.

Место урока в курсе обществознания: урок завершает изучение темы "Познание как деятельность", что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Цель урока: изучение темы "Самосознание" в рамках темы "Самопознание".

Задачи:

  • раскрытие понятий: самосознание, "Я" - концепция, идентичность;
  • развитие навыков самоанализа, навыков умения работать с тестами ЕГЭ частей А, В, С;
  • воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека;
  • подготовка к социализации, основанной на знании своего "Я" и умении применять свое знание в процессе адаптации.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

II. Промежуточная диагностика (повторение изученного).

III. . Изучение нового материала.

1. Самосознание. Этапы самосознания.

2. "Я" - концепция.

3. Идентичность.

4. Компоненты самосознания.

5. Функции самосознания.

6. Значение самосознания

IV. Обобщение изученного (рефлексия):

V. Итог урока

Ход урока

Работа учителя Работа детей
Слайд 1 Дети занимают свои места в классе.
Вводное слово учителя: (слайд 2)

Сегодня тема нашего урока "Самосознание и развитие личности"

Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ

В течение урока нам предстоит:

- поработать с тестами ЕГЭ;

- поговорить о самосознании и его составляющих

("Я - концепции", "самооценке", "идентичности")

- в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Самосознание и развитие личности".

II. Промежуточная диагностика (повторение изученного). (слайды 3-6) Приложение 2.

- Мы продолжаем работать с тестами А, В, С на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков.

- Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий.

(часть А - фронтальный опрос, часть В - выборочный)

? - Кто набрал 10-11 баллов; 8-9 баллов; 6-7 баллов; менее?

III. Изучение нового материала.

1. Самосознание. Этапы самосознания.

- Мы продолжаем говорить о самопознании  и самосознании ,а также о развитии самосознания.

- У вас на столах рабочие листы (Приложение 3) в которых, для экономии времени, вы будите заполнять пропущенные слова и определения, и в конце урока нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Самосознание и развитие личности".

? - Выполняя задание С5, мы с вами сказали что самопознание-это:

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

- Прочитайте в рабочих листах определение понятия "Самосознание ".

? - В чем разница? Какое понятие шире и почему?

- Сейчас изучением личности человека занимается психология. Мы с вами тоже уже обращались к понятию личности, давайте вспомним его определение. (Боголюбов "Обществознание",

Записывают тему урока и домашнее задание эссе::

 

 

6-8 мин.

Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ

Поверка и исправление ошибок

 

Дают опр. самопознания

Дают опр. самосознания,делают вывод, что это понятие шире

Личность-это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненноважных потребностеймыслейчувствмотивовинстинктов, переживаний, действий.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный "образ Я".

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как "Я"; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Стадии (или этапы) развития самосознания: (слайды 7-9)

Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года.

К 2-м - 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

- Оценка результатов своей деятельности

Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд 10)

? - Сколько фаз?

- Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице.

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира.

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Самопознание в отличие от других видов познания:

- направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

- в отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

- большое значение в познании собственного "Я" имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

- в отличие от других видов познания присутствует творческое "Я" (стремление субъекта к самосовершенствованию).

2. "Я" - концепция и образ "Я" (слайды 11-13)

А) - "Я" человека как объект познания - сложное и динамичное образование.

Образ "Я" - совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах.

Мы можем рассматривать наше "Я" как: "Я" - физическое; "Я" - многогранное; "Я" - личность; "Я" - и жизненные роли и т. д.

Для того, чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание ("Я") в виде круга, разделенного на четыре части. (Комментарий слайда). Самопознание - это путь от скрытого "Я" к открытому. (Слайд 14)

"Я" скрытое - вы знаете, другие не знают - секреты; все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе

"Я" неизвестное - никто не знает - то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях.

"Я" слепое - вы не знаете, другие знают - то, что интересно другим, а вам не очень ясно.

"Я" открытое - вы знаете, другие знают - знания о себе, о других.

Подобное деление "Я" на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

Б) "Я" - концепция (или образ "Я") - что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

"Я" - концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного "Я".

В психологии выделяют составляющие "Я" - концепции (слайд 15)

Когнитивная (лат.  cognitio, "познание, изучение, осознание") - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает

Можно рассматривать "Я" концепцию:

- По временной отнесенности можно выделить (слайд 16)

"Я" - настоящее

"Я" - прошлое

"Я" - будущее.

- По содержанию можно выделить образы (слайд 17)

"Я" - физическое

"Я" - умственное

"Я" - эмоциональное

"Я" - социальное.

- По источнику информации: разные зеркальные "Я" - ( Слайд 18)

"Я" глазами родителей, друзей и т. п.

3. Идентичность. (Слайд 19)

Мы переходим к еще одному понятию: идентичность

Идентичность (англ.  Identity) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

? - Скажите, на какой фазе самосознания и развития личности мы можем применять это понятие?

Задание: откройте учебник на стр. 284 прочитайте 6 и 7 абзацы со слов "По мнению психологов:"и назовите 3 аспекта идентичности.

- Что такое "социальная " и "личностная" идентификация?

Три аспекта идентичности

Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем.

Идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе.

Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Анализ теста "Кто Я". (слайд 20) (тестирование проводится заранее)

Назначение теста.

Вопрос "Кто я?" логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом "Я" (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос "Кто я?", человек указывает социальные роли и характеристики - определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более "закрытый").

О низком уровне самооценки можно говорить, когда за несколько минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос "Кто Я?".

Семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. Рефлексивное "Я" включает 2 показателя:

Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д. ), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, клевый);

глобальное, экзистенциальное "Я": утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

II. "Социальное Явключает 7 показателей:

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д. ) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

III. "Коммуникативное Я" включает 2 показателя:

дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

IV. "Деятельное Я" оценивается через 2 показателя:

занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

V. "Физическое Я" включает в себя такие аспекты:

субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

пристрастия в еде, вредные привычки.

VI. "Перспективное Я" включает в себя 9 показателей:

профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п. );

групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением;

оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. "Материальное Я"  подразумевает под собой различные аспекты: отсутствует

описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

Таким образом, обретение идентичности является главной линией развития самосознания каждого человека.

Варианты обретения идентичности у подростков. (Слайд 21)

Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.

Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.

Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.

Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

4. Компоненты самосознания.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину ( В. С. Мерлин - советский психолог. ) (слайд 22)

сознание своей тождественности (тождество, идентичность, одинаковость; единство, общность, равенство, синонимичность, тожественность, сходность, тожество, совпадение, однозначность, адекватность)

сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания: (слайд 23)

Рассмотрев понятия самопознание, идентичность, самосознание логичным будет вопрос:

? - Для чего человек на протяжении всей жизни самосознает себя? Если говорить обществоведческим языком, то каковы функции самосознания?

Получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Саморегуляция поведения.

6. Значение самосознания: (слайд 23)

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

IV. Обобщение изученного (рефлексия):

беседа о значении самосознания, выполнение задания С8.

Цель - систематизировать полученные знания по новому материалу, проверить, усвоен ли материал (индивидуальный контроль); отработка выполнения задания С8.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Самосознание и развитие личности". Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.

Вопросы по технологии составления сложного плана.

Проверка планов

V. Итог урока.

Работа с текстом. Выполнение задания С1-С4.

Приложение 4. Приложение 4_1 (при наличии времени).

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Использованная литература.

1. Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др. ]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др. ]. - М.: Просвещение, 2011. )

2. Обществознание: Сборник заданий. ФИПИ-М. : ЭКСМО 20111

3. Обществознание: Репетитор. ФИПИ-М. : ЭКСМО, 2008.

4. Обществознание. ЕГЭ-2010: Реальные задания. АСТ. АСТРЕЛЬ: М. , 2010.

5. Обществознание. ЕГЭ-2010: Реальные задания. АСТ. АСТРЕЛЬ: М. , 2011.

Интернет ресурсы:

1. Свободная энциклопедия Википедия [http://ru. wikipedia. org]

2. Психология [http://azps. ru/]

3. Психологический информационный ресурс [http://sevpsiport. com/]

4. Академия информационных ресурсов [http://dp5. su/]

5. Фетиваль "Первое сентября" [http://festival. 1september. ru/]

6. Боголюбов. Учебник обществознания. 10 класс. Профильный уровень [http://www. prosv. ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/index. html]

Заполнение рабочих листов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение пропусков в таблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В форме беседы отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают определение ,заполняют пропуски

 

 

 

 

 

Читают определение ,заполняют пропуски,

делают необходимые пометки

 

 

 

работа с учебником,ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заполняют пропуски в опр. идентичность,

 

Ответы учащихся(активная фаза подростковый возраст)

 

 

 

 

 

 

заполняют пропуски в опр. идентичности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заполняют пропуски в опр. идентичности

 

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленный

вопрос

делают записи в. листе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление сложного плана

Выборочный опрос сравнение планов, исправление ошибок и недочетов