В ГОУ СОШ №460 ЮВОУО ДО на протяжении 6 лет ведется экспериментальная работа по теме «Управление развитием образовательной деятельности учителей в рамках учебного учреждения» под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры управления развитием школы МПГУ В.В.Лебедева.
Суть эксперимента – вооружение учителя
образовательной технологией и вывод его на
качественно другой уровень преподавания и
взаимоотношений с учащимися. (Слайд №2)
Технология дает учителю инструмент для
разработки учебно-методических комплексов,
направленных на эффективное и качественное
достижение прогнозируемых результатов в
личностно-ориентированном образовательном
процессе. (Презентация.
Слайд 2)
Работа городской экспериментальной площадки «Управление развитием образовательной деятельности учителя в рамках учебного учреждения направлена на разработку и апробацию образовательныхнадпредметных действий учителя,ориентированных на повышение качества образования.
Как учитель-экспериментатор я работаю с момента открытия на базе школы экспериментальной площадки. За 2004-2010 г.г. разработаны 6 учебно-методических комплексов, отвечающих целям и задачам эксперимента по данной технологии. Это выполнено в рамках существующих программ и учебных планов за счет специфических методов организации учебного материала, переорганизации учителя по разработке учебного процесса.
Разработанные учебно-методические комплексы включают в себя 6 тем: «Путешествие», «Биография», «Праздники», «Еда», «Школа», «Как мывыглядим» и рекомендованны в качестве методического пособия учителям английского языка к урокам по соответствующей теме.
В качестве примера рассмотрим структурированный в рамках технологии «Достижение прогнозируемых результатов» материал темы «Путешествие»и особенности его использования на уроках английского языка.
Данная разработка является учебно-методическим комплексом по теме «Путешествие» – 7 класс и составлен в соответствии с программными требованиями. Данный УМК может применяется на уроках английского языка по любому учебнику в рамках общеобразовательной школы, рассчитан на 12 часов учебного времени и включает:
1. Карту темы.
2. Итоговую работу (разноуровневую).
3. Систему срезовых работ (поурочно).
4. Таблицу, отражающую взаимосвязь заданий
итоговой работы с заданиями срезовых работ.
5. Алгоритмизацию построения и употребления
грамматических конструкций.
6. Основные обобщенные результаты изучения темы.
1. Разработка каждой темы по
английскому языку начинается с составления карты
темы, т.к. изучение самой темы основывается
на лексическом материале, необходимом для
общения на языке по теме. (Презентация.
Слайд 3)
Общеизвестно, что при изучении иностранного
языка наиболее трудоемким процессом является
изучение лексики. На её освоение тратится около
70% времени и усилий. Составление и
использование карты темы ускоряет процесс
усвоения и облегчает его. На первом уроке ученики
знакомятся с картой темы которую учитель
составляет перед началом изучения темы. Затем
учитель объясняет ученикам на какие разделы
можно разбить тему и как их можно назвать, что
каждый учащийся должен знать (теоретическая
часть) и уметь (практическая часть) в конце
изучения темы. Например, тема «Путешествие»
имеет 9 разделов: «Страны»,
«Достопримечательности», «Транспорт», «Куда»,
«Где» и др. Карту можно составлять по одной
или две ветви по мере изучения материала и
завершить к моменту окончания изучения
темы. Рассматриваемая тема состоит из 8 разделов
(7 – лексических, 1 – грамматический). В каждом
разделе указано количество слов.
На последующих уроках лексика каждого раздела
отрабатывается в различных видах
деятельности. Это и повторение ранее
изученной лексики, введение и отработка новых
лексических единиц и выполнение различных
лексических упражнений.
Можно предложить учащимся (в виде домашнего
задания) составить разделы карты темы
самостоятельно.
2. Итоговая работа готовится учителем на первом этапе работы над темой , одновременно с картой темы и учащиеся знакомится с ней заранее. Она может состоять из нескольких уровней, которые отличаются по сложности и по количеству упражнений. Примерные задания итоговой работы учащиеся отрабатывают на уроках выполняя срезовыеработы на основе которых учитель и составляет итоговую. Каждое упражнение срезовой работы должно работать на итоговую работу. (Презентация. Слайды 4, 5, 6, 7)
3. Отработка теоретических знаний и практических навыков через систему срезовых работ проводится на каждом уроке, и каждая помогает справиться с соответствующим заданием итоговой работы.На более сложное задание можно отвести несколько срезовых работ .Задания срезовых и итоговой работ различаются по уровню сложности т.к. уровень учащихся не всегда одинаков. Для более успешного выполнения срезовых и итоговой работ материал темы необходимо отработать в тренировочных упражнениях, которые тоже отличаются по уровню сложности. Завершением работы по теме является анализ учителем срезовых и итоговой работ. Очень важно чтобы каждый ученик увидел насколько успешно он выполнил работу и на какие ошибки необходимо обратить внимание. (Презентация. Слайды 8, 9, 10, 11, 12)
4. Это отражается в «Таблице
взаимосвязи прогнозируемых результатовучения
школьников». (Презентация.
Слайд 13)
В рамках технологии для успешности достижения
прогнозируемых результатов составляется
таблица взаимосвязи заданий поурочных срезовых
работ с заданиями итоговой контрольной работы.
Таким образом все учащиеся получают полноценную
подготовку к итоговому контролю, что
способствует повышению уровня комфортности
учащихсяв стрессовой ситуации контрольной
работ. Номер срезовой работы, обозначенный
цифрой со звездочкой, указывает, что материал
данного урока работает на указанное задание
итоговой работы частично, а без звездочки –
полностью.
По итогам учительсоставляет карту
результативности изучения темы,на
основании которой проводится анализ успешности
усвоения материала.
5. Для общения на иностранном языке
требуются не только знание лексического
материала, но и грамматического материала
языка. Ученикам трудно понять грамматические
правила если учитель при объяснении
пользуется сложной терминологией. Данная
технология предоставляет учителю
возможность алгоритмизировать процедуру
объяснения грамматического материала, что
помогает поэтапно освоить последовательность
действий. Поэтапное освоение алгоритма в виде
схематичного представления способствует
более качественному усвоению материала и
наибольшему эффекту.Таким образом
деятельность учащихся по данной образовательной
технологии не сводится к простому
объяснению материала, а дает возможность каждому
ученику усвоить его несмотря на разный уровень
обученности , усваивая необходимый материал на
самом уроке. (Презентация.
Слайд 14)
Завершением изучения темы является анализ
учителем срезовых и итоговой работ. В анализе
можно вывести процент успешности
выполненных работ. (Презентация.
Слайд 15)
Коэффициент обратной связи “ученик –
учитель” по теме, изученной в рамках
эксперимента.
К = 0,71
Качество успеваемости – 84%
Коэффициент обратной связи “ученик –
учитель” вне темы, изученной в рамках
эксперимента.
К = 0,48
Качество успеваемости – 68%
Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы «Путешествие»
В результате изучения темы «Путешествие»
Учащиеся знают:
- Лексику по теме «Путешествие»;
- Как использовать лексику по карте темы для составления предложения, диалога, рассказа по теме;
- Как образуются простое прошедшее время;
- Как употребляется английский глагол в простом прошедшем времени;
- Когда употреблять наречие качества в устной речи;
- Как и куда можно путешествовать во время каникул, отпуска.
Учащиеся умеют:
- Употреблять лексику по теме «Путешествие» в устной речи;
- Использовать лексику по теме для составления диалога и рассказа;
- Правильно употреблять английский глагол в простом прошедшем времени;
- Передавать содержание текста на основе прочитанного;
- Воспринимать на слух английские тексты с лексикой по теме, передавать их содержание;
- Составлять маршрут путешествия по Великобритании, используя карту темы.
Итак, что дает данная технология учащимся и родителям?
Во-первых, дружественную им и детям организацию, ориентированную на успешное и эффективное достижение детьми прогнозируемых ими и учебным учреждением результатов за счет:
– прозрачности и открытости промежуточных и
итоговых результатов, к которым должен прийти
каждый обучающийся, что позволяет учащимся, их
родителям и учителям контролировать и
корректировать процесс усвоения знаний;
– выбора не только уровня, на котором учащийся
желает изучать предмет, но и возможности учиться
в зоне своего ближайшего развития;
– особой позитивно-мотивирующей системы
оценивания уровня успешности учения
обучающихся, которая не зависит от субъективного
мнения педагога.
Во-вторых, целостную личностно-ориентированную образовательную систему, готовую и желающую развивать субъектный опыт ребенка.
В-третьих, способствует целенаправленной подготовке обучающихся к ЕГЭ.
Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов» открывает перед учебным учреждением перспективы для решения важнейшей проблемы образования – выстраивания значимых для учащегося, его родителей и учебного учреждения целей и способов качественного, эффективного их достижения.
Литература:
1. Лебедев В.В. Как стать эффективным
учителем и администратором. – М.: Первое
сентября, 1998.
2. Лебедев В.В. Образовательная технология
«Достижение прогнозируемых результатов». – М.,
2005.
3. Федеральная целевая программа развития
образования на 2006 – 2010 год.
4. Мурашкина Ю.А. Применение технологии
«Достижение прогнозируемых результатов» на
уроках экономики.