Проект "Сказочный мир в играх"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: психолого-педагогический

Участники проекта:

  • педагог-психолог;
  • воспитатели старшего дошкольного возраста;
  • родители;
  • дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, с взрослыми во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

В старшем дошкольном возрасте одним из ведущих видов деятельности является игра. Игра представляет собой совместную деятельность детей. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создавать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения

Взрослому и ребенку, ребенку и ребенку найти общий язык становится труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это один из немногих оставшихся способов объединить всех вместе, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Многие даже и не задумываются о том, что возможности сказки безграничны. Ведь сюжет, иллюстрации сказки могут использоваться как множество игровых заданий, – целью которых является всестороннее развитие психики дошкольника.

Игра и сказка… Каждая по-своему замечательна, имеет свое богатое и неповторимое значение на развитие ребенка. Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. И когда мы соединяем сказку с игрой открывается новый и неизведанный мир с разнообразными сказками, а игра помогает накапливать опыт о человеческих взаимоотношениях, обобщает знания об окружающем, учит откликаться на эмоциональное состояние другого.

Цель проекта:

Развитие социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста посредством сказки и игры.

Задачи проекта:

  • Развивать творческое воображение, изобретательность, находчивость, оригинальность и самостоятельность мышления.
  • Приучать детей к предварительному задумыванию образа, учить представлять образ с закрытыми глазами.
  • Учить самостоятельно, выбирать художественный материал в соответствии с замыслом работы.
  • Формировать у детей навыки продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
  • Учить детей способам воплощения и передачи сказочного образа.
  • Помочь понять смысл сказочных фраз.
  • Через ролевую игру помочь детям приобрести опыт поведения в разных ситуациях. Побудить детей реализовывать опыт, полученный в разнообразных ситуациях, в игре с элементами кукольного театра.
  • Развивать внимание, умение согласовывать свои действия с действиями другого.
  • Развивать у детей навыков сотрудничества, взаимопомощи.
  • Развивать чувство уверенности (в выполнении взятой на себя роли).
  • Осуществлять работу с детьми с проблемами в общении в условиях игры.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить предметно-пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • картотеки сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, музыкальных, театрализованных, настольно-печатных игр;
  • консультации для родителей и педагогов;
  • мини-библиотеки для родителей;
  • атрибуты для игр, театрализации;
  • сказки русские народные “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Гуси-лебеди”;
  • сказки зарубежных авторов “Снежная королева”, “Златовласка”, “Маленькая Баба Яга”, “Три ржаных колоска”; и другие в соответствии с программой в образовательном учреждении.

Этапы реализации проекта:

1-й этап подготовительный (сентябрь – ноябрь):

– изучение педагогической и психологической литературы по данному проекту;
– диагностика коммуникативных умений и навыков;
– составление картотеки игр;
– создание материальной базы;
– распределение материала между педагогами;
– проведение индивидуальных консультаций с родителями;
– проведение организационных родительских собраний.

2-й этап основной (ноябрь – февраль):

– систематизация и проведение игр (театральных, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, подвижных, дидактических) по 4 блокам:

  • на развитие умения сотрудничать;
  • на развитие умения активно слушать;
  • на развитие умения перерабатывать информацию;
  • на развитие умения конструировать “текст для другого” (умение говорить самому).

– привлечение родителей к совместным действиям по подготовке итогового мероприятия (костюмы, декорации, атрибуты), к участию в праздниках, досугах;
– сотрудничество с педагогами дополнительного образования в различных формах: беседа, консультация, семинар, “круглый стол”, выступление на пед.совете, обработка теоретического материала и составление авторских разработок и т.д.
– слушание, рассказывание, драматизация, пересказ различных сказок;
– рассказывание, заучивание потешек, песенок;
– совместная деятельность участников проекта при изготовлении атрибутов к играм и сказкам.

При планировании мероприятий с детьми необходимо учитывать то, что игра и сказка может присутствовать во всех направлениях работы и образовательных областях.

3-й этап заключительный (март – апрель):

– презентация авторских разработок;
– выставка совместных работ педагогов, родителей и детей;
– оформление практического материала для совершенствования образовательного процесса в рамках повышения качества образования по развитию социальной уверенности дошкольников;
– диагностика коммуникативных умений и навыков, выявление динамики развития коммуникативных умений и навыков;
– итоговое мероприятие;
– анализ результата работы.

Ожидаемый результат:

В результате работы со сказкой и играми мы предполагаем, получить следующие результаты:

– положительную динамику коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста;
– закрепление опыта позитивного общения с детьми, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенного за время реализации проекта детьми, воспитателями и родителями;
– повышение интереса к сказкам, играм;
– накопление практического материала по данному проекту.

Планирование работы с детьми:

Методы и приемы.

Словесные: рассказ, чтение, беседа, объяснения.

Наглядные: (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания): наблюдение, рассматривание, показ.

Организационные: интригующее начало, эмоциональная завязка, сюрпризный момент.

Мотивирующие: создание ситуации занимательности, художественное слово (загадки, сказки, стихи, пословицы), создание ситуации новизны, эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений: создание ситуации столкновения мнений, игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.), игровое упражнение, эвристический метод – метод открытий, проведение опыта, экспериментирование, проблемно-поисковые методы, упражнения, подвижные игры, игры на внимание, элементы психогимнастики.

Формы организации.

Занятия (традиционные, интегрированные), игры-развлечения, наблюдения и экскурсии.

Направление работы Образовательная область Задачи
Познавательно– речевое Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы
  1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе.
  2. Развивать способность слушать различные сказки, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета
  3. Систематизировать и углублять знания о сказках
  4. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.
  5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра
  6. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве
  7. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
  8. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.
  9. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
Физическое Физическая культура, Здоровье
  1. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
  2. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.
  3. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры.
  4. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.
  5. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.
  6. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.
Социально-личностное Социализация, Труд, Безопасность
  1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.
  2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.
  3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.
  4. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.
  5. Участвовать в драматизации знакомых произведений
  6. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.
  7. Воспитывать заботливое отношение к животным.
  8. Воспитывать уважение к родителям, их жизненному опыту.
  9. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.
  10. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.)
Художественно-эстетическое Музыка, Художественное творчество
  1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи
  2. Развитие образности речи
  3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.
  4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности
  5. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу
  6. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора
  7. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве
  8. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.
  9. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в рисунке, игре.