Тип проекта: психолого-педагогический
Участники проекта:
- педагог-психолог;
- воспитатели старшего дошкольного возраста;
- родители;
- дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, с взрослыми во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
В старшем дошкольном возрасте одним из ведущих видов деятельности является игра. Игра представляет собой совместную деятельность детей. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создавать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения
Взрослому и ребенку, ребенку и ребенку найти общий язык становится труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это один из немногих оставшихся способов объединить всех вместе, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Многие даже и не задумываются о том, что возможности сказки безграничны. Ведь сюжет, иллюстрации сказки могут использоваться как множество игровых заданий, – целью которых является всестороннее развитие психики дошкольника.
Игра и сказка… Каждая по-своему замечательна, имеет свое богатое и неповторимое значение на развитие ребенка. Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. И когда мы соединяем сказку с игрой открывается новый и неизведанный мир с разнообразными сказками, а игра помогает накапливать опыт о человеческих взаимоотношениях, обобщает знания об окружающем, учит откликаться на эмоциональное состояние другого.
Цель проекта:
Развитие социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста посредством сказки и игры.
Задачи проекта:
- Развивать творческое воображение, изобретательность, находчивость, оригинальность и самостоятельность мышления.
- Приучать детей к предварительному задумыванию образа, учить представлять образ с закрытыми глазами.
- Учить самостоятельно, выбирать художественный материал в соответствии с замыслом работы.
- Формировать у детей навыки продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
- Учить детей способам воплощения и передачи сказочного образа.
- Помочь понять смысл сказочных фраз.
- Через ролевую игру помочь детям приобрести опыт поведения в разных ситуациях. Побудить детей реализовывать опыт, полученный в разнообразных ситуациях, в игре с элементами кукольного театра.
- Развивать внимание, умение согласовывать свои действия с действиями другого.
- Развивать у детей навыков сотрудничества, взаимопомощи.
- Развивать чувство уверенности (в выполнении взятой на себя роли).
- Осуществлять работу с детьми с проблемами в общении в условиях игры.
- Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
- Обогатить предметно-пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
- картотеки сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, музыкальных, театрализованных, настольно-печатных игр;
- консультации для родителей и педагогов;
- мини-библиотеки для родителей;
- атрибуты для игр, театрализации;
- сказки русские народные “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Гуси-лебеди”;
- сказки зарубежных авторов “Снежная королева”, “Златовласка”, “Маленькая Баба Яга”, “Три ржаных колоска”; и другие в соответствии с программой в образовательном учреждении.
Этапы реализации проекта:
1-й этап подготовительный (сентябрь – ноябрь):
– изучение педагогической и психологической литературы по данному проекту;
– диагностика коммуникативных умений и навыков;
– составление картотеки игр;
– создание материальной базы;
– распределение материала между педагогами;
– проведение индивидуальных консультаций с родителями;
– проведение организационных родительских собраний.
2-й этап основной (ноябрь – февраль):
– систематизация и проведение игр (театральных, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, подвижных, дидактических) по 4 блокам:
- на развитие умения сотрудничать;
- на развитие умения активно слушать;
- на развитие умения перерабатывать информацию;
- на развитие умения конструировать “текст для другого” (умение говорить самому).
– привлечение родителей к совместным действиям по подготовке итогового
мероприятия (костюмы, декорации, атрибуты), к участию в праздниках, досугах;
– сотрудничество с педагогами дополнительного образования в различных формах:
беседа, консультация, семинар, “круглый стол”, выступление на пед.совете,
обработка теоретического материала и составление авторских разработок и т.д.
– слушание, рассказывание, драматизация, пересказ различных сказок;
– рассказывание, заучивание потешек, песенок;
– совместная деятельность участников проекта при изготовлении атрибутов к играм
и сказкам.
При планировании мероприятий с детьми необходимо учитывать то, что игра и сказка может присутствовать во всех направлениях работы и образовательных областях.
3-й этап заключительный (март – апрель):
– презентация авторских разработок;
– выставка совместных работ педагогов, родителей и детей;
– оформление практического материала для совершенствования образовательного
процесса в рамках повышения качества образования по развитию социальной
уверенности дошкольников;
– диагностика коммуникативных умений и навыков, выявление динамики развития
коммуникативных умений и навыков;
– итоговое мероприятие;
– анализ результата работы.
Ожидаемый результат:
В результате работы со сказкой и играми мы предполагаем, получить следующие результаты:
– положительную динамику коммуникативных умений и навыков детей старшего
дошкольного возраста;
– закрепление опыта позитивного общения с детьми, умения конструктивно решать
конфликтные ситуации, приобретенного за время реализации проекта детьми,
воспитателями и родителями;
– повышение интереса к сказкам, играм;
– накопление практического материала по данному проекту.
Планирование работы с детьми:
Методы и приемы.
Словесные: рассказ, чтение, беседа, объяснения.
Наглядные: (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания): наблюдение, рассматривание, показ.
Организационные: интригующее начало, эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивирующие: создание ситуации занимательности, художественное слово (загадки, сказки, стихи, пословицы), создание ситуации новизны, эффект удивления и т.д.
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений: создание ситуации столкновения мнений, игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.), игровое упражнение, эвристический метод – метод открытий, проведение опыта, экспериментирование, проблемно-поисковые методы, упражнения, подвижные игры, игры на внимание, элементы психогимнастики.
Формы организации.
Занятия (традиционные, интегрированные), игры-развлечения, наблюдения и экскурсии.
Направление работы | Образовательная область | Задачи |
Познавательно– речевое | Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы |
|
Физическое | Физическая культура, Здоровье |
|
Социально-личностное | Социализация, Труд, Безопасность |
|
Художественно-эстетическое | Музыка, Художественное творчество |
|