Математический вечер, посвященный великому русскому ученому М.В. Ломоносову

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить с основными этапами жизни М.В. Ломоносова;
  • познакомить с открытиями этого великого учёного;
  • показать, что математика не является “сухой” наукой;
  • познакомить с различными типами задач.

Ход мероприятия

«Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит».

О математика! Тебе поём мы славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступнуть
И не отправится в далёкий путь.
И дело тут не только в вычисленьях,
Хоть в жизни им цены нет без сомненья.
Но главное – ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней.
Ты учишь мыслить – в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Без математики не как не обойтись.
Как лезвие отточишь нашу мысль,
Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным!
И мир в гармонии покажется прекрасным!

1. Кому принадлежат слова:

“Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастной случай берегут...”? (М.В. Ломоносов)

2. Кто помнит даты его жизни? (1711–1765).

3. Жил он в XVIII веке. Сумма цифр его года рождения равна 10, причём цифра единиц равна цифре десятков. Сумма цифр года смерти равна 19. Если цифру десятков разделить на цифру единиц, то получится в частном 1 и в остатке 1. (1 + 7 + 1 + 1 = 10, 1 + 7 + 6 + 5 – 19, 6 : 5 – 1 (1 ост)).

В 1730 году в 19-ти летнем возрасте, не спросив разрешения отца, Михаил отправился в Москву с рыбным обозом. Назвавшись сыном холмогорского дворянина, он был зачислен в низший класс Славяно-греко-латинской академии, где обучались подростки. Вначале они смеялись над болваном, который в 20 лет пришел учиться латыни. Но вскоре поутихли: холмогорский мужик сумел за год одолеть три ступени из четырех. Учиться было тяжело – прежде всего с материальной точки зрения. Годовая стипендия составляла 10 рублей, то есть около трёх копеек в день. Это обрекало Ломоносова на жизнь впроголодь, но обращаться к отцу с повинной он не желал.

4. Михаил Васильевич Ломоносов тратил 1 денежку в день на хлеб и квас. Когда цены выросли на 20%, на ту же денежку он приобретал пол хлеба и квас. Хватит ли той же денежки хотя бы на квас, если цены ещё раз вырастут на 20%?

(До повышения цены: 1 денежка = хлеб + квас, после до повышения цены: 1 денежка = (0,5 хлеба + квас) х 1,2.

Уравнение:

Хлеб + квас = (0,5 хлеба + квас) х 1,2.
Хлеб + квас = 0.6 хлеба + 1.2 кваса
0.4 хлеба = 0.2 кваса
Хлеб = 0.5 кваса
1 денежка = 1,5 кваса

После второго повышения цен: квас x l.2 x l.2 = 1.44 кваса.
Значит, денежки хватит на квас.

5. “Слеп физик без математики”- эти слова принадлежат…

Викторина

  • Сумма и произведение четырёх натуральных чисел равны 8. Что это за числа? (1, 1,2, 4)
  • Число “100” записать пятью единицами, применяя знаки действий. (100 = 111 – 11)
  • Число “10” записать пятью девятками, применяя знаки действий. (9 : 9 + 9 – 9 + 9 = 10)
  • Что в математике называют уравнением? (Равенство, содержащее неизвестную величину).
  • Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или доказать, что их нет).
  • Если число 12 записать наоборот – 21, то как запишутся их квадраты? (144 и 441, т.е. тоже наоборот).

Пока жюри подводит итоги конкурса, послушаем стихотворение “Лучшая из наук”.

Наук так много на Земле,
У всех своя тематика.
Но мне одна из них милей,
Зовется математикой.

Царицей Гаусс называл,
Его ценю я мнение.
И Пушкин даже отмечал,
Что есть в ней вдохновение.

Холодных формул в ней расчёт,
И поиск, и сомнение,
И дум безудержный полёт,
И верное решение.

Ты покоряешь Эверест
Решённою задачею.
Лишь разжигает интерес
Попытка неудачная.

На помощь часто все зовут
Науку математику.
Она прокладывает путь
И в атом, и в галактику.

И дарит методы свои
Всем тем, кто в ней нуждается.
В веках уверенно стоит,
Как первая красавица.

Природа с нами говорит,
Язык? – Математический.
И всем понятен сей язык.
И выводы логичные.

В ней не бывает скользских мест,
Все строго в ней доказано,
И с нею движется прогресс,
И этим нам всё сказано.
                            (О.В. Панишева)

Презентация о Ломоносове

В декабре 1735 года в числе двенадцати лучших учеников Академии Михаил Васильевич был направлен в Петербург в университет для дальнейшего обучения. В 1736 году, став студентом Академического университета, направляется в Германию в Марбургский университет для обучения горному делу и металлургии. В 1741 году он возвращается в Россию и в 1742 году получает должность адьюнкта физики, а в 1745 году назначается профессором химии академии наук. Научное творчество Михаила Васильевича Ломоносова было на редкость разноплановым. Его кипучая натура всегда стремилась отыскать нечто своё и оригинальное в любой сфере деятельности, какой бы ученому не приходилось заниматься. Понять смысл его научного творчества могли лишь немногие его современники. К их числу относился великий Леонард Эйлер. Вот что писал великий ученый о работах Ломоносова его недругу Иоганну Шумахеру: “Все сии диссертации не токмо хороши, но весьма превосходны, ибо он пишет о материях физических и химических весьма важных, которые поныне не знали и использовать не могли самые остроумные люди, что он учинил с таким успехом, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений”.

Тем более трудно по достоинству оценить вклад Ломоносова в науку его потомкам. Нелёгкий труд по сопоставлению содержания ломоносовских работ с общим состоянием научной мысли середины XVIII века провёл в первой половине ХХ века Борис Николаевич Миншуткин. Как оказалось, общепринятые высокие оценки научного творчества Ломоносова оказалось совсем не преувеличенным.

Вот его основные научные труды.

Год

Название работы

1739

“Ода на взятие Хотина”, “Письмо о правилах российского стихотворства”

1745

“О принципе теплоты и холода”, “О металлическом блеске”

1747

“Размышления о причине теплоты”

1748

Письмо к Леонарду Эйлеру от 5 июня 1748 г.

1751

“Слово о пользе химии”, “Собрание разных сочинений в стихах и прозе”

1752

“Письмо о пользе стекла”

1753

“Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих”

1756

“Слово о происхождении света”

1757

“Слово о рождении металлов от трясения земли”

1759

“Рассуждения о большей точности морского пути”

1760

“Рассуждения о твердости и жидкости тел”

1761

“Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Академии наук мая 26 дня 1761 г.

1762

“Слово об усовершенствовании зрительных труб”

1763

“Первые обоснования металлургии, или рудных дел”

Викторина

О математиках учёных
Все вы слышали не раз.
Вспомним мы сегодня
Их славные имена.

1. Разгадал загадку круга,
    Метод площадей нам дал,
    Знаем мы, как в Сиракузах
    Родину он защищал.
    Свой народ спасал то бед.
    Его имя…(Архимед).

2. Этот греческий философ
    Доказательства нам дал,
    Воду он считал основой
    И началом бытия.
    Путешествуя по миру,
    Он измерил пирамиды.
    Но наверх он не полез,
    Ведь знал подобие…(Фалес).

3. На острове Самос
    Философ сей родился.
    И во главу угла
    Поставлены им числа.
    И, говорят, за теорему,
    Самую известную сейчас,
    Принёс богам быка он в жертву.
    Имел своих учеников
    И школу имени его.
    Имя это… (Пифагор).

4. Всё, что раньше люди знали,
    Он собрал в своих “Началах”.
    Было их 13 книг,
    Написал их все… (Евклид).

5. Сей французский адвокат
    Дал нам мощнейшый аппарат.
    И за это все его
    Зовут алгебры отцом.
    Он, служа, у короля,
    Деньги получал не зря:
    Шифров разгадал секрет.
    Это Франсуа… (Виет).

6. Дворянин, философ, воин
    Нашей памяти достоин.
    До сих пор координаты
    Зовутся именем… (Декарта).

7. К нему пришёл генерал сердитый:
    – Я, профессор, сам прочёл
    Труд ваш знаменитый.
    Параллельных две чертил,
    Отменил ученья.
    Вёрст 14 почти
    Ждал пересеченья.
    От евклидовых “Начал”
    Не ушёл в итоге,
    А профессор отвечал:
    – Жаль мне ваши ноги”… (Лобачевский).

8. Это он, это он
    Был в арифметику влюблён.
    Он назвал её царицей,
    А мир воздал ему сторицей.
    Ему присвоили не зря
    При жизни титул короля.
    Он безупречно вычислял,
    Таблицы в памяти держал. (Гаусс).

Пока жюри подводит итоги викторины, мы с вами послушаем песенку “Остров математики”:

Весь покрытый цифрами,
Абсолютно весь,
Остров математики
В нашей школе есть!
Весь покрытый цифрами,
Абсолютно весь,
Остров математики
В нашей школе есть!
Там живу несчастные
Дети-дикари.
На лицо глупейшие,
Умные внутри.
Там живу несчастные
Дети-дикари.
На лицо глупейшие,
Умные внутри.
Вроде не бездельники
И могли бы жить,
Им бы математику
Взять и отменить.
Им бы математику
Взять и отменить
Вроде не бездельники
И могли бы жить.
Формула не ловится,
График не растёт,
Плачут, Богу молятся.
Контрольная их ждёт!
Плачут, Богу молятся.
Контрольная их ждёт!
Может быть шпаргалочка
Снова их спасёт.

Задачи в стихах

1. Копал Егор картошку,
    Быстро он копал.
    Он ведер 7 за полчаса
    Живо набирал.
    Егор работал 5 часов,
    Пошёл он отдыхать,
    Сколько ведер он успел
    Картошки накопать? (70).

2. 10 солдат строились в ряд,
    10 солдат шли на парад.
    8\10 было носатых.
    Сколько там было
    Курносых солдат? (2).

3. На лугу отару пас
    Старый, мудрый дед Панас.
    На лужок овец пригнал
    Сосед Панаса – дед Иван.
    Говорит Панас Ивану:
    Я богаче вдвое стану,
    Если ты мне, мудрецу,
    Одну подаришь лишь овцу.
    На что Иван ответил вмиг:
    Ты хитрить, сосед, привык,
    Лучше мне овцу ты дай,
    И тогда, как ни считай,
    Будет у соседей старых
    Две одинаковых отары.
    Друзья, оставшись при своём,
    Овец погнали к водоёму...
    И сколько в каждой из отар
    Овец, дружок, ты насчитал? (7 и 5).

4. Двое подошли к реке,
    Берег виден вдалеке.
    Только вод одна беда;
    Через речку нет моста.
    Переправиться им нужно,
    Лодка сослужила службу:
    Каждый берега достиг
    И пошёл путём своим.
    Задаю я вам вопрос:
    Как им это удалось?
    Ведь судёнышко мало
    Вмещает только одного?
    (Они подошли к реке с разных сторон).

Блиц-турнир

Вопрос и сразу ответ.

1. Для математики, дружочек,
    Нужна тетрадочка в … (не в кружочек, в клеточку).

2. Варит отлично голова:
    5 плюс 1 получается … (не 2, а 6).

3. Вышел зайчик погулять,
    Лап у зайца ровно … (4)

4. Говорил учитель Ире,
    Что 2 больше, чем … (1).

5. Знает точно ученица:
    От десятка ноль отнять будет ... (10).

6. Отличник тетрадкой такою гордиться,
    Внизу под контрольной стоит.... (5).

7. На уроках будешь спать –
    За ответ получишь .. .(2).

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.
В это время идёт презентация о Ломоносове.
Победители приглашаются на сцену и награждаются грамотами.

Сегодняшний математический вечер можно закончить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он испытал и всё проник. К этому трудно что добавить по существу – можно лишь рассказать подробнее”.

Литература

  1. З.Н. Альхова, А.В. Макеева. “Внеклассная работа по математике”, “Лицей”, Саратов, 2003.
  2. Еженедельное издание “Наша история. 100 великих имён”, № 19, 2010 г., ООО “Де Агостини”.
  3. О.В. Панишева. “Математика в стихах” 5–11 классы, “Учитель”, Волгоград, 2009.