Цели:
- познакомить с основными этапами жизни М.В. Ломоносова;
- познакомить с открытиями этого великого учёного;
- показать, что математика не является “сухой” наукой;
- познакомить с различными типами задач.
Ход мероприятия
«Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит».
О математика! Тебе поём мы славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступнуть
И не отправится в далёкий путь.
И дело тут не только в вычисленьях,
Хоть в жизни им цены нет без сомненья.
Но главное – ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней.
Ты учишь мыслить – в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Без математики не как не обойтись.
Как лезвие отточишь нашу мысль,
Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным!
И мир в гармонии покажется прекрасным!
1. Кому принадлежат слова:
“Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастной случай берегут...”? (М.В. Ломоносов)
2. Кто помнит даты его жизни? (1711–1765).
3. Жил он в XVIII веке. Сумма цифр его года рождения равна 10, причём цифра единиц равна цифре десятков. Сумма цифр года смерти равна 19. Если цифру десятков разделить на цифру единиц, то получится в частном 1 и в остатке 1. (1 + 7 + 1 + 1 = 10, 1 + 7 + 6 + 5 – 19, 6 : 5 – 1 (1 ост)).
В 1730 году в 19-ти летнем возрасте, не спросив разрешения отца, Михаил отправился в Москву с рыбным обозом. Назвавшись сыном холмогорского дворянина, он был зачислен в низший класс Славяно-греко-латинской академии, где обучались подростки. Вначале они смеялись над болваном, который в 20 лет пришел учиться латыни. Но вскоре поутихли: холмогорский мужик сумел за год одолеть три ступени из четырех. Учиться было тяжело – прежде всего с материальной точки зрения. Годовая стипендия составляла 10 рублей, то есть около трёх копеек в день. Это обрекало Ломоносова на жизнь впроголодь, но обращаться к отцу с повинной он не желал.
4. Михаил Васильевич Ломоносов тратил 1 денежку в день на хлеб и квас. Когда цены выросли на 20%, на ту же денежку он приобретал пол хлеба и квас. Хватит ли той же денежки хотя бы на квас, если цены ещё раз вырастут на 20%?
(До повышения цены: 1 денежка = хлеб + квас, после до повышения цены: 1 денежка = (0,5 хлеба + квас) х 1,2.
Уравнение:
Хлеб + квас = (0,5 хлеба + квас) х 1,2.
Хлеб + квас = 0.6 хлеба + 1.2 кваса
0.4 хлеба = 0.2 кваса
Хлеб = 0.5 кваса
1 денежка = 1,5 кваса
После второго повышения цен: квас x
l.2 x
l.2 = 1.44 кваса.
Значит, денежки хватит на квас.
5. “Слеп физик без математики”- эти слова принадлежат…
Викторина
- Сумма и произведение четырёх натуральных чисел равны 8. Что это за числа? (1, 1,2, 4)
- Число “100” записать пятью единицами, применяя знаки действий. (100 = 111 – 11)
- Число “10” записать пятью девятками, применяя знаки действий. (9 : 9 + 9 – 9 + 9 = 10)
- Что в математике называют уравнением? (Равенство, содержащее неизвестную величину).
- Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или доказать, что их нет).
- Если число 12 записать наоборот – 21, то как запишутся их квадраты? (144 и 441, т.е. тоже наоборот).
Пока жюри подводит итоги конкурса, послушаем стихотворение “Лучшая из наук”.
Наук так много на Земле,
У всех своя тематика.
Но мне одна из них милей,
Зовется математикой.Царицей Гаусс называл,
Его ценю я мнение.
И Пушкин даже отмечал,
Что есть в ней вдохновение.Холодных формул в ней расчёт,
И поиск, и сомнение,
И дум безудержный полёт,
И верное решение.Ты покоряешь Эверест
Решённою задачею.
Лишь разжигает интерес
Попытка неудачная.На помощь часто все зовут
Науку математику.
Она прокладывает путь
И в атом, и в галактику.И дарит методы свои
Всем тем, кто в ней нуждается.
В веках уверенно стоит,
Как первая красавица.Природа с нами говорит,
Язык? – Математический.
И всем понятен сей язык.
И выводы логичные.В ней не бывает скользских мест,
Все строго в ней доказано,
И с нею движется прогресс,
И этим нам всё сказано.
(О.В. Панишева)
Презентация о Ломоносове
В декабре 1735 года в числе двенадцати лучших учеников Академии Михаил Васильевич был направлен в Петербург в университет для дальнейшего обучения. В 1736 году, став студентом Академического университета, направляется в Германию в Марбургский университет для обучения горному делу и металлургии. В 1741 году он возвращается в Россию и в 1742 году получает должность адьюнкта физики, а в 1745 году назначается профессором химии академии наук. Научное творчество Михаила Васильевича Ломоносова было на редкость разноплановым. Его кипучая натура всегда стремилась отыскать нечто своё и оригинальное в любой сфере деятельности, какой бы ученому не приходилось заниматься. Понять смысл его научного творчества могли лишь немногие его современники. К их числу относился великий Леонард Эйлер. Вот что писал великий ученый о работах Ломоносова его недругу Иоганну Шумахеру: “Все сии диссертации не токмо хороши, но весьма превосходны, ибо он пишет о материях физических и химических весьма важных, которые поныне не знали и использовать не могли самые остроумные люди, что он учинил с таким успехом, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений”.
Тем более трудно по достоинству оценить вклад Ломоносова в науку его потомкам. Нелёгкий труд по сопоставлению содержания ломоносовских работ с общим состоянием научной мысли середины XVIII века провёл в первой половине ХХ века Борис Николаевич Миншуткин. Как оказалось, общепринятые высокие оценки научного творчества Ломоносова оказалось совсем не преувеличенным.
Вот его основные научные труды.
Год |
Название работы |
1739 |
“Ода на взятие Хотина”, “Письмо о правилах российского стихотворства” |
1745 |
“О принципе теплоты и холода”, “О металлическом блеске” |
1747 |
“Размышления о причине теплоты” |
1748 |
Письмо к Леонарду Эйлеру от 5 июня 1748 г. |
1751 |
“Слово о пользе химии”, “Собрание разных сочинений в стихах и прозе” |
1752 |
“Письмо о пользе стекла” |
1753 |
“Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” |
1756 |
“Слово о происхождении света” |
1757 |
“Слово о рождении металлов от трясения земли” |
1759 |
“Рассуждения о большей точности морского пути” |
1760 |
“Рассуждения о твердости и жидкости тел” |
1761 |
“Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Академии наук мая 26 дня 1761 г. |
1762 |
“Слово об усовершенствовании зрительных труб” |
1763 |
“Первые обоснования металлургии, или рудных дел” |
Викторина
О математиках учёных
Все вы слышали не раз.
Вспомним мы сегодня
Их славные имена.
1. Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал то бед.
Его имя…(Архимед).
2. Этот греческий философ
Доказательства нам дал,
Воду он считал основой
И началом бытия.
Путешествуя по миру,
Он измерил пирамиды.
Но наверх он не полез,
Ведь знал подобие…(Фалес).
3. На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему,
Самую известную сейчас,
Принёс богам быка он в жертву.
Имел своих учеников
И школу имени его.
Имя это… (Пифагор).
4. Всё, что раньше люди знали,
Он собрал в своих “Началах”.
Было их 13 книг,
Написал их все… (Евклид).
5. Сей французский адвокат
Дал нам мощнейшый аппарат.
И за это все его
Зовут алгебры отцом.
Он, служа, у короля,
Деньги получал не зря:
Шифров разгадал секрет.
Это Франсуа… (Виет).
6. Дворянин, философ, воин
Нашей памяти достоин.
До сих пор координаты
Зовутся именем… (Декарта).
7. К нему пришёл генерал сердитый:
– Я, профессор, сам прочёл
Труд ваш знаменитый.
Параллельных две чертил,
Отменил ученья.
Вёрст 14 почти
Ждал пересеченья.
От евклидовых “Начал”
Не ушёл в итоге,
А профессор отвечал:
– Жаль мне ваши ноги”… (Лобачевский).
8. Это он, это он
Был в арифметику влюблён.
Он назвал её царицей,
А мир воздал ему сторицей.
Ему присвоили не зря
При жизни титул короля.
Он безупречно вычислял,
Таблицы в памяти держал. (Гаусс).
Пока жюри подводит итоги викторины, мы с вами послушаем песенку “Остров математики”:
Весь покрытый цифрами,
Абсолютно весь,
Остров математики
В нашей школе есть!
Весь покрытый цифрами,
Абсолютно весь,
Остров математики
В нашей школе есть!
Там живу несчастные
Дети-дикари.
На лицо глупейшие,
Умные внутри.
Там живу несчастные
Дети-дикари.
На лицо глупейшие,
Умные внутри.
Вроде не бездельники
И могли бы жить,
Им бы математику
Взять и отменить.
Им бы математику
Взять и отменить
Вроде не бездельники
И могли бы жить.
Формула не ловится,
График не растёт,
Плачут, Богу молятся.
Контрольная их ждёт!
Плачут, Богу молятся.
Контрольная их ждёт!
Может быть шпаргалочка
Снова их спасёт.
Задачи в стихах
1. Копал Егор картошку,
Быстро он копал.
Он ведер 7 за полчаса
Живо набирал.
Егор работал 5 часов,
Пошёл он отдыхать,
Сколько ведер он успел
Картошки накопать? (70).
2. 10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
8\10 было носатых.
Сколько там было
Курносых солдат? (2).
3. На лугу отару пас
Старый, мудрый дед Панас.
На лужок овец пригнал
Сосед Панаса – дед Иван.
Говорит Панас Ивану:
Я богаче вдвое стану,
Если ты мне, мудрецу,
Одну подаришь лишь овцу.
На что Иван ответил вмиг:
Ты хитрить, сосед, привык,
Лучше мне овцу ты дай,
И тогда, как ни считай,
Будет у соседей старых
Две одинаковых отары.
Друзья, оставшись при своём,
Овец погнали к водоёму...
И сколько в каждой из отар
Овец, дружок, ты насчитал? (7 и 5).
4. Двое подошли к реке,
Берег виден вдалеке.
Только вод одна беда;
Через речку нет моста.
Переправиться им нужно,
Лодка сослужила службу:
Каждый берега достиг
И пошёл путём своим.
Задаю я вам вопрос:
Как им это удалось?
Ведь судёнышко мало
Вмещает только одного?
(Они подошли к реке с разных сторон).
Блиц-турнир
Вопрос и сразу ответ.
1. Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в … (не в кружочек, в клеточку).
2. Варит отлично голова:
5 плюс 1 получается … (не 2, а 6).
3. Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно … (4)
4. Говорил учитель Ире,
Что 2 больше, чем … (1).
5. Знает точно ученица:
От десятка ноль отнять будет ... (10).
6. Отличник тетрадкой такою гордиться,
Внизу под контрольной стоит.... (5).
7. На уроках будешь спать –
За ответ получишь .. .(2).
Жюри подводит итоги, объявляет победителей.
В это время идёт презентация о Ломоносове.
Победители приглашаются на сцену и награждаются грамотами.
Сегодняшний математический вечер можно закончить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он испытал и всё проник. К этому трудно что добавить по существу – можно лишь рассказать подробнее”.
Литература
- З.Н. Альхова, А.В. Макеева. “Внеклассная работа по математике”, “Лицей”, Саратов, 2003.
- Еженедельное издание “Наша история. 100 великих имён”, № 19, 2010 г., ООО “Де Агостини”.
- О.В. Панишева. “Математика в стихах” 5–11 классы, “Учитель”, Волгоград, 2009.