Задачи:
- Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
- Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, – ханты.
- Закреплять название национальной одежды народов ханты – малица, ягушка.
- Познакомить детей с народным орнаментом хантов “ Оленьи рога”, которым они украшают свою одежду.
- Развивать умение составлять орнамент “ Оленьи рога” с помощью мозаики.
- Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка.
- Воспитывать бережное отношение к природе через знание правил поведения в ней; чувство уважения к жизни народов ханты, желание больше узнать об их жизни.
Интеграция областей:
- Социализация.
- Познание.
- Художественное творчество.
- Коммуникация.
- Безопасность.
Предварительная работа:
Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения “Хантыйские орнаменты” сл. М. Шульгина; самостоятельная работа мозаикой, выкладывание узора по образцу; творческие игрыс мозаикой; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды.
Материал к непосредственно образовательной деятельности:
- игрушка олененка;
- знаки “Правила поведения в природе”;
- музыкальные записи по теме НОД: “Голоса птиц” “Хантыйские напевы”;
- хантыйский костюм (ягушка);
- иллюстрации птиц, живущих в тайге;
- изображение следов собаки и оленя;
- декорации хантыйского чума;
- мозаика (по количеству детей);
- обруч с “упряжками”;
- колокольчик.
Ведущий. Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка.) Он дрожал и плакал. Мне стало жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.
Ведущий.И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? (Варианты предлагают дети.)
Ведущий. Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась, что в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, заблудился и оказался в нашем городе Сургуте.
Ведущий.А как же нам помочь олененку, в его беде (отправить его домой к ханты).
Ведущий.А разве можно отпускать олененка одного в тайгу? (Нет.)
Ведущий.Почему? (олененок еще маленький, его могут съесть хищные звери.)
Ведущий. И как же нам тогда быть, если олененка нельзя одного отпускать? (Пойти вместе с ним.)
Ведущий. Но прежде, чем отправиться в лес, что нам необходимо вспомнить? (Правила поведения в природе.)
Ведущий. И в этом нам помогут знаки.
Дидактическая игра “ Правила поведения в природе”.
Ведущий. Но вот, теперь можно отправляться в путь.
Ведущий. Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро оказаться в тайге (в животное).
Ведущий. А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки:
Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это – северный … (олень)
Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая “рожки”.
Ведущий. Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.
Ведущий. Вот мы и в тайге… Как красиво здесь!
Звучит музыка – голоса птиц.
Ведущий. Слышите, кто это так красиво поет в лесу? (Птицы.)
Ведущий. Очень много птиц живет в наших лесах.
Ведущий. Посмотрите, вам знакомы эти птицы?
Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц.
Дидактическая игра “Назови птицу”.
(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик.)
Ведущий. Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки.)
И кто это мог их здесь оставить? (Предположение детей.)
Ведущий. Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.
(Включается запись хантыйской песни.)
Ведущий. Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.
(Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежду.)
Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ.
Ведущий. Не ваш ли это олененок?
Идэ: Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (Гладит олененка.) Иди домой, малыш.
Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.
Все рассаживаются, и проводиться беседа.
Ведущий. Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум.)
Ведущий. А почему, как вы думаете, в чуме так тепло (он утеплен оленьими шкурами).
Ведущий. Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.
Ведущий. Ребята, а чем же еще так полезен олень у ханты? (Олень заменяет хантам лошадь и машину, дает мясо, ханты утепляют свой чум их шкурами.)
Ведущий. Ребята, мы уже с вами знаем, что ханты живут далеко в тайге, и ведут таежный образ жизни, а какое основное занятие у мужчин-ханты? (Это охота, рыболовство, оленеводство).
Ведущий. Если мужчины ханты занимаются охотой, рыболовством, оленеводством то чем же занимаются хантыйские женщины? (Готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются домашним хозяйством.)
Ведущий. Ребята, а кто знает, как называется мужская верхняя одежда? А женская?
(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур; ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур.)
Идэ:Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду).
Ведущий. Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (Орнаментом.)
Идэ: Но не только для красоты мы расшиваем предметы орнаментом. Мы верим, что рядом с нами живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того чтобы духи не приносили нам зла, а наоборот оберегали нас, помогали в делах, мы наносим орнамент на одежду.
Идэ: А хотите, я вас научу составлять орнамент? Я приглашаю вас в свою мастерскую.
Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам
Ведущий. Педагог обращается внимание на орнамент, выложенный из мозаики.
Ведущий. Посмотрите, этот орнамент, называется у ханты “Оленьи рога”, ему ханты отдают особое предпочтение, так как он связан с почитанием оленя.
Ведущий. Вот и мы сегодня в мастерской Идэ научимся составлять этот орнамент. Но выкладывать его мы будем с помощью мозаики.
Ведущий. На хантыйских одеждах узор всегда вышивается снизу вверх. Поэтому и мы с вами будем выкладывать детали орнамента снизу вверх, ровным рядом и обязательно с лева направо.
(Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе.)
Ведущий. Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно выложили орнамент, который как называется? (“Оленьи рога”.)
Ведущий.Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.
Ведущий. Идэ, мы тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.
Ведущий. А домой мы поедем на оленях.
Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.
Были мы ребятами, стали оленятами.
(Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят.)
Воспитатель “запрягает оленей”, (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за упряжки.
Физкультминутка “ Олени”.
Воспитатель:
Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро –
Веселье и задор!
Ведущий. Но вот мы и приехали, были мы оленятами стали мы ребятами. Вам понравилось наше путешествие?
Ведущий. А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? (Ответ детей.)
Ведущий.А что больше всего понравилось и запомнилось? (Варианты высказывания детей.)