Познавательно-речевое развитие дошкольников. Тема: "В гостях у ханты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
  • Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, – ханты.
  • Закреплять название национальной одежды народов ханты – малица, ягушка.
  •  Познакомить детей с народным орнаментом хантов “ Оленьи рога”, которым они украшают свою одежду.
  • Развивать умение составлять орнамент “ Оленьи рога” с помощью мозаики.
  • Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка.
  • Воспитывать бережное отношение к природе через знание правил поведения в ней; чувство уважения к жизни народов ханты, желание больше узнать об их жизни.

Интеграция областей:

  • Социализация.
  • Познание.
  • Художественное творчество.
  • Коммуникация.
  • Безопасность.

Предварительная работа:

Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения “Хантыйские орнаменты” сл. М. Шульгина; самостоятельная работа мозаикой, выкладывание узора по образцу; творческие игрыс мозаикой; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

  • игрушка олененка;
  • знаки “Правила поведения в природе”;
  • музыкальные записи по теме НОД: “Голоса птиц” “Хантыйские напевы”;
  • хантыйский костюм (ягушка);
  • иллюстрации птиц, живущих в тайге;
  • изображение следов собаки и оленя;
  • декорации хантыйского чума;
  • мозаика (по количеству детей);
  • обруч с “упряжками”;
  • колокольчик.

Ведущий. Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка.) Он дрожал и плакал. Мне стало жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.

Ведущий.И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? (Варианты предлагают дети.)

Ведущий. Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась, что в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, заблудился и оказался в нашем городе Сургуте.

Ведущий.А как же нам помочь олененку, в его беде (отправить его домой к ханты).

Ведущий.А разве можно отпускать олененка одного в тайгу? (Нет.)

Ведущий.Почему? (олененок еще маленький, его могут съесть хищные звери.)

Ведущий. И как же нам тогда быть, если олененка нельзя одного отпускать? (Пойти вместе с ним.)

Ведущий. Но прежде, чем отправиться в лес, что нам необходимо вспомнить? (Правила поведения в природе.)

Ведущий. И в этом нам помогут знаки.

Дидактическая игра “ Правила поведения в природе”.

Ведущий. Но вот, теперь можно отправляться в путь.

Ведущий. Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро оказаться в тайге (в животное).

Ведущий. А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки:

Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
 Знают все, кому не лень, это – северный … (олень)

Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая “рожки”.

Ведущий. Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.

Ведущий. Вот мы и в тайге… Как красиво здесь!

Звучит музыка – голоса птиц.

Ведущий. Слышите, кто это так красиво поет в лесу? (Птицы.)

Ведущий. Очень много птиц живет в наших лесах.

Ведущий. Посмотрите, вам знакомы эти птицы?

Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц.

Дидактическая игра “Назови птицу”.

(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик.)

Ведущий. Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки.)

И кто это мог их здесь оставить? (Предположение детей.)

Ведущий. Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.

(Включается запись хантыйской песни.)

Ведущий. Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.

(Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежду.)

Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ.

Ведущий. Не ваш ли это олененок?

Идэ: Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (Гладит олененка.) Иди домой, малыш.

Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.

Все рассаживаются, и проводиться беседа.

Ведущий. Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум.)

Ведущий. А почему, как вы думаете, в чуме так тепло (он утеплен оленьими шкурами).

Ведущий. Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.

Ведущий. Ребята, а чем же еще так полезен олень у ханты? (Олень заменяет хантам лошадь и машину, дает мясо, ханты утепляют свой чум их шкурами.)

Ведущий. Ребята, мы уже с вами знаем, что ханты живут далеко в тайге, и ведут таежный образ жизни, а какое основное занятие у мужчин-ханты? (Это охота, рыболовство, оленеводство).

Ведущий. Если мужчины ханты занимаются охотой, рыболовством, оленеводством то чем же занимаются хантыйские женщины? (Готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются домашним хозяйством.)

Ведущий. Ребята, а кто знает, как называется мужская верхняя одежда? А женская?

(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур; ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур.)

Идэ:Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду).

Ведущий. Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (Орнаментом.)

Идэ: Но не только для красоты мы расшиваем предметы орнаментом. Мы верим, что рядом с нами живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того чтобы духи не приносили нам зла, а наоборот оберегали нас, помогали в делах, мы наносим орнамент на одежду.

Идэ: А хотите, я вас научу составлять орнамент? Я приглашаю вас в свою мастерскую.

Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам

Ведущий. Педагог обращается внимание на орнамент, выложенный из мозаики.

Ведущий. Посмотрите, этот орнамент, называется у ханты “Оленьи рога”, ему ханты отдают особое предпочтение, так как он связан с почитанием оленя.

Ведущий. Вот и мы сегодня в мастерской Идэ научимся составлять этот орнамент. Но выкладывать его мы будем с помощью мозаики.

Ведущий. На хантыйских одеждах узор всегда вышивается снизу вверх. Поэтому и мы с вами будем выкладывать детали орнамента снизу вверх, ровным рядом и обязательно с лева направо.

(Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе.)

Ведущий. Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно выложили орнамент, который как называется? (“Оленьи рога”.)

Ведущий.Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.

Ведущий. Идэ, мы тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.

Ведущий. А домой мы поедем на оленях.

Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

Были мы ребятами, стали оленятами.

(Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят.)

Воспитатель “запрягает оленей”, (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за упряжки.

Физкультминутка “ Олени”.

Воспитатель:

Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро –
Веселье и задор!

Ведущий. Но вот мы и приехали, были мы оленятами стали мы ребятами. Вам понравилось наше путешествие?

Ведущий. А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? (Ответ детей.)

Ведущий.А что больше всего понравилось и запомнилось? (Варианты высказывания детей.)