Цели урока:
- Закрепить методы решения показательных уравнений с использованием свойств показательной функции, замены переменной, почленного деления, обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений.
- Развивать навыки сравнительного анализа, логического мышления, умение делать обобщения и выводы.
- Воспитывать сознательное отношение к учению, познавательную активность, культуру умственного труда.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель формулирует тему и цели урока.
"Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить, что следуя этому методу, мы достигнем цели". (Г.Лейбниц)
II. Устный счет.
1. Решите уравнения.
А) 3=81;
Б) 0,4=0,16 ;
В) 5=125;
Г) 10=1000000.
Ответ: А) 4; Б) 2; В) 3; Г) 6.
2. Решите уравнения:
А) 5* 2=0,1-4 ;
Б) 0,3* 3= ;
В) ;
Г);
Ответ:
А) 4;
Б) ;
В) ;
Г) -3.
3. Решите неравенства:
А) ;
Б) ;
В);
Г).
Д) а если изменить знак неравенства?
Ответ: А) х > 4; Б)х ? -4 В)х ? -2; Г) нет решений; Д) х - любое число.
III. Актуализация знаний.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что показательные уравнения входят в задания ЕГЭ. Поэтому всем необходимо знать основные методы решения показательных уравнений и уметь их применять при решении более сложных уравнений (уровень С). Вспомним основные методы решения показательных уравнений (Функционально-графический метод, метод уравнивания показателей, метод введения новой переменной, метод почленного деления).
Рассмотрим конкретные примеры:
1. Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций, или каких-либо свойств функций.
Решите уравнение (11.61 а)
Построим в одной системе координат графики функций и у = 5 - х.
|
у = 5 - х
|
Они пересекаются в одной точке (1; 4). Это же уравнение можно решить, используя свойства функции. Так как функция возрастает, а у = 5 - х убывает, то уравнение имеет единственный корень х = 1.
Ответ: 1.
2. Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнение, равносильно уравнению f(x) = g(x), где а - положительное число, отличное от 1.
Решите уравнение (12.9 а)
; ; ;7х - 2,5 = х - 1,5;
6х =1;
х = .
Ответ: .
3. Метод введения новой переменной. С помощью удачной замены переменных некоторые показательные уравнения удается свести к алгебраическому виду, чаще всего к квадратному уравнению,(этот метод был рассмотрен на предыдущем уроке).Для его закрепления решаются более сложные задания. (12.30а) и (12.28а)
. ;Пусть
;р(t) = ;
Делители 6: 1; 2; 3; 6. р(-2) = -24 -16 +34 +6 = 0.
t | 3 | -4 | -17 | 6 |
-2 | 3 | -10 | 3 | 0 |
4. Применяются и другие методы: метод почленного деления.
Рассмотрим его на примере задания 12.37.
; ;Пусть
;- не удовлетворяет условию | ;;
х = 1. |
Ответ: 1.
IV. Отработка навыков решения уравнений.
Решить уравнение: .
Решение:
1). Приравняв показатели, имеем
.х1 = - 1, х2 = 3.
При этих значениях х получим соответственно - верные равенства, т.е. х = - 1 и х = 3 -корни уравнения.
Ответ: -2; -1; 3. Почему в ответе записано число -2?
Выражение в левой части уравнения представляет собой функцию, содержащую переменную, как в основании, так и в показателе степени. Для решения показательно-степенного уравнения нужно рассмотреть три случая:
Когда основание степени равно 1, 0 и когда оно отлично от указанных значений.
1). Если х+3=1, т.е. х=-2, то - верное равенство; значит, х = - 2 - корень уравнения.
2). Если х + 3 = 0, т.е. х = - 3, то в правой части получаем 0 - 6, - выражение, не имеющее смысла. Поэтому х = -3 не является корнем уравнения.
V. Проверка знаний обучающихся.
Самостоятельная работа проводится на два уровня :1 вариант (уровень 3-4) решают задания 855, 857, 859,861, 863, 865,867, 869 из сборника для подготовки к ЕГЭ. 2 вариант (уровень 4-5) задания 683, 685, 687, 689, 691, 693, 695, 697.
I вариант.
855 | 857 | 859 | 861 | 863 | 865 | 867 | 869 |
-6 | 3 | -5 | 2 | 6 | 6 | 12 | 0 |
II вариант.
683 | 685 | 687 | 689 | 691 | 693 | 695 | 697 |
-2 | 2 | 3 | 5 | 2 | 0.5 | 8.5 | 1.8 |
VI. Решение заданий ЕГЭ (часть С).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что показательные уравнения входят в задания ЕГЭ.
Решить уравнение .
Для решения данного уравнения разложим на простые множители число 504 = 23 327.
; ;Можете ли вы догадаться, какое число является корнем уравнения?
Разделим обе части уравнения на 0,
, ; ;2х + 5 = 0;
х = -2,5.
Ответ: -2,5
VII. Домашнее задание.
12.30(б, в), 12.37 (б, в). Решите систему неравенств (С 3)
VIII. Подведение итогов.