Тема №1 Средства общения. Структура, виды и формы общения. (8 ч.)
Введение. Знакомство с целями курса. Общение и его стороны. Средства общения.
Виды основных взаимоотношений между людьми. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений. Понятие стиля общения. Виды стилей общения: духовное, светское, деловое, примитивное, манипулятивное, формально-ролевое (ритуальное), гуманистическое. Невербальные средства общения: мимика, визуальный контакт, позы и жесты, походка. Межличностная дистанция. Позиции в общении. Различные “Я”-состояния человека. Состояние “Родитель”. Состояние “Ребёнок”). Состояние “Взрослый”. Проявление различных “Я”-состояний в поведении.
Тема №2 Восприятие и понимание людьми друг друга. (l0 ч.)
Составляющие перцептивной стороны общения. Восприятие человеком самого себя самовосприятие. Восприятие собеседника. Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия (эффекты первичности, новизны, ореола; проекция). Стереотипы общения. Их виды (антропологические, этнонациональные, социальные). Влияние фактора превосходства (ошибка статуса), влияние фактора привлекательности (ошибка привлекательности), влияние фактора отношения к нам (ошибка отношения). Визуализация. Самоподача. Виды самоподач (самоподачи превосходства, привлекательности, отношения).
Тема №3 Индивидуальные особенности личности в деловой сфере. (8 ч.)
Индивидуальность. Личность. Темперамент и его особенности. Характер и его основные черты. Воля и её основные задачи. Приёмы формирования волевых качеств личности. Способности - важное проявление успеха в профессиональной деятельности. Связь способностей с деятельностью человека. Виды способностей. Зависимость между способностями, умениями и навыками. Эмоции и чувства. Их отличия. Виды эмоций и чувств. Внешнее проявление эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Связь эмоциональных реакций с их физиологическими проявлениями. Эмоции в общении. Управление своими эмоциями и чувствами. Способы снижения эмоциональной напряжённости, разрядка отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Конструктивное выражение негативных чувств.
Тема №4 Специфика делового общения. (2 ч.)
Деловая беседа как основная форма делового общения. Специфика делового общения. Этапы деловой беседы. Начало беседы. Установление контакта. Основная фаза беседы. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Принятие решения и завершение деловой беседы. Особенности письменного делового общения. Составление деловых писем. Заявление, доверенность, характеристика.
Тема №5 Конструктивное преодоление конфликтов. (2 ч.)
Понятие “конфликт”, основные элементы конфликта. Виды конфликтов и их особенности. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликтов. Основные правила поведения в конфликтной ситуации.
Тема №6 Зачётная работа. Защита рефератов. (2 ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, темы | Количество часов |
1. | Средства общения. Структура, виды и функции общения. | 8 |
1.1. | Общение. Структура и средства общения. | 2 |
1.2. | Виды взаимоотношений между людьми. | 2 |
1.3. | Стили общения. | 2 |
1.4. | Позиции в общении. | 2 |
2. | Восприятие и понимание людьми друг друга. | 10 |
2.1. | Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия. | 4 |
2.2. | Стереотипы общения. | 4 |
2.3. | Самоподача. | 2 |
3. | Индивидуальные особенности личности в деловой сфере. | 8 |
3.1. | Темперамент. | 2 |
3.2. | Характер и воля. | 2 |
3.3. | Способности - важное условие в профессиональной деятельности. | 2 |
3.4. | Эмоции и чувства. | 2 |
4. | Специфика делового общения. | 2 |
4.1. | Деловая беседа как основная форма делового общения. Письменное деловое общение. | 2 |
5. | Конструктивное преодоление конфликтов. | 2 |
5.1. | Виды конфликтов, их особенности. Конструктивное разрешение конфликтов. | 2 |
6. | Зачётная работа. Защита рефератов. | 2 |
Итого: | 32 |