Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Есть на свете городок…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Воспитывать у детей любовь к своему городу, как к своему дому; закрепить знание достопримечательностей Пущино, своего домашнего адреса, мест работы родителей; вспомнить названия некоторых профессий и их специфику; развивать любознательность, нравственно-эстетические и патриотические чувства, связную и морфологически грамотную речь, умение слушать своих товарищей, отвечать на вопросы и задавать их.

Предварительная работа:

Посещение городского музея, библиотеки, целевая прогулка по городу; рассматривание альбома о Пущино; оформление уголка родного края; попросить родителей принести фотографии с видами нашего города; рассмотреть с детьми карту Пущино, найти на ней дома, микрорайоны, где живут ребята; провести занятие по изодеятельности на тему «Дом в котором я живу»; рассмотреть карту России показать на ней место, где находится Пущино; выучить песню о Пущино.

Материал к занятию: Оформить музыкальный зал: на центральной стене рисунок семьи и два дома, окна – разноцветные листы по количеству детей; в разных местах зала повесить 4 ватманских листа с названиями наших микрорайонов, на каждый из них прикрепить двухсторонний скотч (в 8–10 местах); на магнитный мольберт прикрепить герб города; фотографии Пущинской усадьбы; рисунки детей на тему: «Дом, в котором я живу»; карточки с условными обозначениями достопримечательностей нашего города (библиотеки, музея, детского сада, зеленой зоны).

Словарная работа: наукоград, научно-исследовательский институт, усадьба, биологический центр.

Ход занятия

Под музыку из песни С.Никитина дети входят в зал, гуляют и осматривают оформление. Поём песню о Пущино.

Проводится игра «Города». (Дети называют города, которые они знают игру можно проводить с мячом).

– Как вы думаете, ребята, в какой город мы сегодня совершим наше путешествие?

– Как можно назвать свой город? (Родина, край родной, родная сторонушка, отчизна и т. д.)

– Что такое Родина? Что человек может назвать своей Родиной?

– Как называется наш город? Какая река протекает рядом? Что вы знаете о Пущино?

Далее следует рассказ воспитателя с показом слайд-шоу «я люблю тебя,Пущино».

– Пущино – молодой город, в 2012 г. ему исполнится 46 лет. Построен он на берегу реки Оки в очень красивом и живописном месте. Давным-давно здесь стояла небольшая деревушка, насчитывающая около 200 дворов, и называлась деревня Пущино. Всё что осталось нам на память о тех далёких временах это полуразрушенная барская усадьба и несколько старых обветшалых домов.

(показываю фотографии Пущинской усадьбы, дети вспоминают экскурсию в музей, рассматривают фото макета усадьбы в первозданном виде и современные фотографии, обсуждают, что нужно сделать для её восстановления)

– Какие микрорайоны есть в Пущино? (дети называют). – Давайте посмотрим внимательно и найдём их. Провожу игру: «1,2,3 к …микрорайону беги».

– А теперь каждый из вас найдёт свой микрорайон и поставит туда свой дом, (дети берут свои рисунки, и прикрепляют к своему микрорайону, после чего каждый называет свой адрес).

– Что интересное есть в вашем микрорайоне? (Помочь назвать различные наиболее значимые места: библиотека, магазины продуктовые и промтоварные, школы, детские сады, и т.д.). Предложить выбрать для каждого из названных объектов карточку с условным обозначением и поставить её в соответствующий район.

– Почему наш город – биологический цент? (В нём находится много научно– исследовательских институтов.) Кто-нибудь знает их названия? (Предложить детям назвать места, где в Пущино работают их родители).

– В 2005 г. Нашему городу присвоено звание наукоград. Это значит, что он один из самых развитых, самых красивых и самых чистых городов России.

Обращаю внимание детей на герб Пущино, объясняю его символику.

Белые звёзды символизируют радиоастрономическую обсерваторию Физического института им. П.Н.Лебедева, расположенную в городе. Трилистник символизирует былой статус города, как центра биологических исследований АН СССР.
Голубой цвет – природа Подмосковья, река Ока, честь, красота и добродетель.
Серебряный (белый) цвет – простота, совершенство, мудрость, благородство, мир, сотрудничество.

Красный цвет – жизнеутверждающая сила, энергия и красота.

Авторы флага: Анатолий Обоишев (г. Пущино), Константин Моченов (г. Химки). Компьютерный дизайн: Сергей Исаев

– Ребята, а вы знаете, почему наш город такой красивый и чистый? Делают его таким люди разных профессий. Как вы думаете, каких? (Дворники, озеленители, строители, архитекторы….) (дети рассуждают о том, что представители этих профессий делают для благоустройства нашего города).

– А что же можем сделать мы с вами – жители Пущино? (Ответы детей).

Проводится игра «Собери герб и карту» (дети делятся на две команды и вместе собирают герб и карту из частей).

Цель: развитие воображения, зрительной памяти, умение собирать целое из частей, работать в коллективе, помогать друг другу.

В конце занятия обращаю внимание детей на центральную стену. Прошу внимательно посмотреть на дома. Что в них не хватает? (окна пустые) Предлагаю каждому выбрать себе окошко и нарисовать в нём свою семью (можно в группе или на занятии по изодеятельности) после чего «окна» возвращаются на свои места.

Выход

Через некоторое время можно ещё раз посетить музей, где дети уже по-другому смогут воспринять его экспонаты и рассказ экскурсовода об истории города. Предложить детям подарить свои рисунки музею.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3