УМК: «Гармония», учебник «Литературное чтение»
ТЦУ: ознакомление с научно-познавательной статьёй, вычитывание из текста информации для получения результата продукта деятельности. Способствовать развитию умения прогнозировать результат собственных действий, выделять в тексте понятия, нужные для выводов, обосновывать свою позицию. Развивать умение действовать согласно алгоритму (самоконтроля и взаимоконтроля со стороны команды). Инициирование экспериментальной, исследовательской, творческой деятельности. Воспитание сотрудничества, навыков оптимального взаимодействия между учащимися.
Единица содержания: алгоритмы «Получи электрический ток», «Создай модель атомов металлов», «Организуй «шляпную дискуссию».
Ключевые понятия: физика, электрический ток, электроны, атомы – пропедевтический уровень.
Ожидаемый результат: учащиеся закрепляют умения работать с научно-познавательной статьёй: выделяют в тексте понятия, нужные для выводов, обосновывают свою позицию, вычитывают из текста информацию и получают на основе этого продукт интеллектуальной деятельности. Работают согласно алгоритму (самоконтроля и взаимоконтроля со стороны команды). Учатся работать в команде на основе сотрудничества и оптимального взаимодействия друг с другом.
Характеристика урока
Формы организации: эвристическая беседа, дискуссия, работа в группах, мозговой штурм, самопрезентация.
Тип урока: комбинированный.
Стратегия урока: исследовательская, развивающая, опережающая.
Методы обучения: эвристические, интерактивные, исследовательские, проблемные, мозговой штурм.
Ведущая технология: технология компетентностного подхода в построении урока.
Обеспечение урока: учебник, алгоритмы действий, письменные принадлежности, мультимедиа проектор и экран, ноутбук, презентация к уроку, предметы для самооценки и взаимоценки учащихся (рефлексивные), предметы для организации опытно-исследовательской деятельности, моделирования, дискуссии, сопроводительные средства.
Дополнительные дидактические материалы: словари, энциклопедии.
Структура урока: мотив – учебная задача – действия по её решению – самоконтроль – взаимоконтроль – самокоррекция – представление результатов деятельности – рефлексия (психологическая структура деятельности).
Ход урока
Этапы урока | Время (мин.) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап | 3 | Приветствие учащихся и создание проблемно-мотивационной среды | Задают вопросы учителю о предстоящем уроке. Выдвигают предположения, гипотезы. |
Постановка учебной задачи | 6 | Организация ситуации постановки цели как учебной задачи | Отвечают на вопрос, что должны научиться делать (конкретный результат, измеримый, достижимый, согласованный во времени) |
Действия по решению учебной задачи на основе самоконтроля, взаимоконтроля, самокоррекции | 10 | Знакомство учащихся с разработанной моделью единицы содержания – алгоритмом действий. | Работа в группах согласно алгоритмам: «Получи
электрически ток», «Создай модель атомов металлов», «Организуй «шляпную
дискуссию». Дополнение и корректировка алгоритмов по мере необходимости со стороны учащихся. Оптимальное взаимодействие между учащимися, самоконтроль и взаимоконтроль со стороны группы |
Представление результатов деятельности | 9 | Организационная работа по представлению презентаций продуктов деятельности учащихся | Проведение эксперимента и получение электрического тока, моделирование строения атомов металла, организация и проведение «шляпной дискуссии» |
Рефлексия | 2 | Создание ситуации для эмоционального снятия напряжения | Осмысление результатов собственной деятельности |
Ход урока
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
Шляпа, в которой находятся «весёлые электроны».
– Добрый день! Я, Любовь Николаевна.
– Задайте мне вопросы…
– Поддерживаю, благодарю…
– Такого интересного вопроса мне ещё никто не задавал…
– Как грамотно ты построил своё вопросительное предложение…
– Представьте, что было бы, если бы вопросы исчезли… ваши предположения, гипотезы…
Сделайте вывод: без вопросов люди не смогли бы общаться, каждый жил бы сам по себе, не было бы уроков, люди не узнавали бы ничего нового и не было бы открытий.
Обобщим …
Что? Почему? Зачем? Где?
Живут в огне, в земле, в воде.
Вот первый раз огонь добыт.
А почему огонь горит?
Зерно под солнцем проросло?
Зачем растению тепло?
Дым – лёгкий, а скала тверда.
Что значит «лёд»? а что – «вода»?
Открытый путь – нелёгкий путь,
Но человеку не свернуть…
Что? Почему? – за ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а ни назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!
Ефим Ефимовский
2. Постановка учебной задачи
– А что нужно, чтобы появился вопрос? Чтобы что-то случилось, возникла проблема и тогда возможно произойдёт открытие.
Гроза, выключатель, фонарик. Свяжите все три действия одним словом. Существительное. Свет отлично, но без слова отгадки и света не будет. Ток
– Ток значит что-то течёт. Что может течь? (вода, нефть, время и т.п.)
Люди раньше так и считали про ток, будто бы по проводам течёт «электрическая жидкость», вот так, например (показ: шприцовка, трубка, вода закрашенная).
– Вы тоже так считаете?
– А что нужно сделать, чтобы узнать, что такое электрический ток? (прочитать в книгах, заглянуть в Интернет, спросить у взрослых, …)
3. Действия по решению учебной задачи на основе самоконтроля, взаимоконтроля, самокоррекции
Предлагаю вам изучить текст «Электрический ток», согласно алгоритмам, а результатом вашей группы будет … эксперимент.
А как называют людей, которые проводят эксперименты? Экспериментаторы.
Моделируя особенность атомов металла, будете… исследователями.
«Шляпная дискуссия». Что вы будете делать?.. Придумывать вопросы.
Организовать и провести «шляпную дискуссию».
Форму шляпной дискуссии придумали маленькие эльфины (так зовут ваших ровесников в детской демократической организации Великобритании «Лесной народ»). Проводят они дискуссию в летнем лагере и называют это хэт дибейт, что в переводе на русский язык означает шляпная дискуссия.
– Как будете оценивать себя?
– Сколько времени вам понадобится?
Помните вы группа, и вы работаете вместе.
Представление результатов деятельности
Самостоятельная работа в группах по алгоритмам
4. Представление результатов деятельности
Презентация продуктов деятельности
Модель – группа экспериментаторов.
– Что вы научились делать?
Так ли вы себе представили эту особенность? Оправдала ожидания эта группа.
– Есть добрые советы одноклассникам?
– С помощью чего оценим работу учащихся?
Исследователи
Что вы научились делать?
– Так ли вы себе представляли? Оправдала ожидания эта группа.
– Есть добрые советы одноклассникам?
– С помощью чего оценим работу учащихся?
«Шляпная дискуссия»
– Что вы научились делать?
– Добрые советы одноклассникам?
– Ребята, как оценим наших товарищей?
5. Итог урока. Рефлексия
– Итак, сегодня на уроке с каким открытием познакомились?
– Что было особенно интересно для вас?
– Что вызвало затруднения?
– Ваши добрые советы одноклассникам, себе, учителю.
Приложение 1,
Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4,
Приложение 5, Приложение 6,
Приложение 7
6. Самоанализ
«Non scholae
vitae discimus” – «Не для школы, для жизни
учимся».
Латинское высказывание, пришедшее из древности
Тема урока: М. Константиновский «Что такое электрический ток?»
ТЦУ: ознакомление с научно-познавательной статьёй, вычитывание из текста информации для получения результата продукта деятельности. Способствовать развитию умения прогнозировать результат собственных действий, выделять в тексте понятия, нужные для выводов, обосновывать свою позицию. Развивать умение действовать согласно алгоритму (самоконтроль и взаимоконтроль со стороны команды). Инициирование экспериментальной, исследовательской, творческой деятельности. Воспитание сотрудничества, навыков оптимального взаимодействия между учащимися.
Единица содержания: алгоритмы «Получи электрический ток», «Создай модель атомов металлов», «Организуй «шляпную дискуссию».
Самое главное в компетентностном подходе – результат ученика, как способность действовать в ситуации неопределенности на основе полученных знаний.
Важнейший аспект компетентностного подхода – определение целей. На уроке были применены SMART– критерии при постановке целей: S (Specific) – конкретные (использовала алгоритм); M (Measurable) – измеримые (учащиеся соотносят результат с прочитанным); A (Attainable) – достижимые (соответствуют возрастным особенностям ребят); R ( Result-oriented) – ориентированные на результат (обязательна презентация продукта коллективной деятельности); T (Time-bounded) – соотносимые с конкретным сроком («лента времени» скорректирована детьми).
Ключевой вопрос при постановке цели компетентностного урока: что «научился делать». На протяжении всего урока подчёркиваем значимость не просто знаний, а знаний в действии.
На уроке организована ситуация постановки цели как учебной задачи учениками. По мере необходимости вовлечены учащиеся в корректировку, доуточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации.
Содержание образования (чему учу – работать согласно алгоритму) и содержание учебного материала (с помощью чего учу – научно-познавательной статьи). Единица содержания названа учителем, но на уроке вместе с детьми неоднократно выделялась, обсуждалась и моделировалась в ходе рефлексии.
Подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.
Создание учебной ситуации – особой единицы учебного процесса, позволило детям с помощью учителя обнаружить предмет своего действия, исследовали, преобразовали его. При этом изучаемый учебный материал выступал как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершал некоторые действия: вычитывал информацию для применения в практической деятельности, приобретал способности «умения учиться». Знания, умения и навыки «важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего – компетенций».
Выстроена структура урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности ученика: мотив – учебная задача – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция. При необходимости допускалось доинсценирование.
Использован прием организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организована работа с пониманием учащихся логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит сделать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап).
На уроке применены запланированные формы обучения: эвристическая беседа, дискуссия, работа в группах, мозговой штурм, самопрезентация. Организована итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся (сами разработали во время шляпной дискуссии – контрольно-измерительный механизм) в соответствии с запланированными целями. При необходимости были внесены изменения в запланированные формы обучения.
Использованы методы обучения: эвристические, интерактивные, исследовательские, проблемные, мозговой штурм, что позволило включить ученика в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей», так говорил К.Д. Ушинский много лет назад, но позвольте заметить, насколько актуально это высказывание и сейчас, и данный урок этому яркий пример.