Цели:
- познакомить с новым звуком и буквой «и», продолжать обучение работы со схемами слов, умению выделять звуки в словах;
- развивать речь учащихся, внимательность, любознательность, мелкую моторику рук;
- воспитывать дисциплинированность, любовь к родному языку.
Оборудование: картинки, схемы, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями! (Дети встают.)
– Садитесь. А сейчас покажите мне с помощью эмоциональных карточек с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают эмоциональные карточки.)
– Хорошо, почти у всех хорошее настроение и надеюсь, оно будет на протяжении всего урока!
II. Артикуляционная разминка
– Ребята, давайте сначала разомнём наш язычок, повторяйте за мной: «Испеки-ка в печи из муки калачи». Кто может быстро повторить за мной? (Повтор детей.)
III. Объяснение нового материала
– Послушайте стих и скажите о какой букве я вам прочитала:
«Ты с этой буквою знаком
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок».
(Ответы детей: –«Буква И». Учитель лепит на доску буквы И и.)
– Давайте все вместе произнесём этот звук. Скажите, ребята, а какой это звук гласный или согласный? (Гласный.)
– А почему вы так решили? (Он тянется и поётся.)
– Откройте учебники на той странице, где у вас закладки, посмотрите на правую страницу. Что на ней изображено? (Игла, гуси.)
– В первом слове игла, где стоит звук «И» (первым), а во втором слове, где стоит звук «И» (в конце).
– Перелистните страницу посмотрите на картинки, назовите, что вы видите?
– А теперь назовите слова, где звук «И» стоит вначале (можно добавить свои: икра, игра, Ира, иней и т.д.).
– Молодцы, а теперь назовите слова, где звук «И» в середине (сирень, вишня, кино, слива и т.д.)
– Назовите слова со звуком «И» в конце (сапоги, ноги, три, снегири, дети и т.д.)
Физкультминутка «Найди свой домик»
– Я вам раздам карточки с буквами, вы под музыку гуляете, как только она закончится вы должны попасть каждый в свой домик (красный, синий, зелёный).
– Но сначала объясните, какие звуки будут жить в них? В красном доме – гласные. В синем – твёрдые согласные. В зелёном – мягкие согласные.
(Звучит музыка дети танцуют.)
IV. Работа с раздаточным материалом
– Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас посмотрите в учебник на правую страницу и составьте схемы слов «мишка» и «мышка». (Дети достают звуковые квадратики и выкладывают на парте схемы слов, учитель проверяет их работу и анализирует правильность выполнения.)
V. Работа с психологом (сюрпризный момент)
Входит психолог в костюме лисы и проводит с детьми пальчиковую разминку под музыку. Затем просит детей научить её писать букву «И». (Работа детей в тетради.)
VI. Итог урока
– С какой буквой и каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Какой это звук? Почему он гласный?
– Ребята, покажите, какое у вас сейчас настроение?
Психолог: А я к вам пришла не с пустыми руками, а за работу хочу отблагодарить вас сладкими сюрпризами, которые вы найдёте под стульчиками.
– Ребята, что мы скажем лисоньке – лисе?
– Спасибо!
– И вам тоже спасибо!