В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Вместе с тем наиболее разработанными остаются вопросы здоровьесбережения детей школьного возраста, в меньшей степени – дошкольников. Актуальность проблемы определяется тем, что до настоящего времени не разработана система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ для детей «группы риска», отсутствует теоретически обоснованная модель ее организации, планирования и содержания, обеспечивающая физическое здоровье и психическое развитие детей дошкольного возраста с проблемами здоровья.
Для дошкольников «группы риска» существует насущная необходимость в научно обоснованных подходах к организации их здоровьесберегающей деятельности (далее ЗСД) в ДОУ. В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей [1;41].
Исходя из выше изложенного, поставили перед собой цель: организация системы управления здоровьесберегающей деятельностью, позволяющей повысить качество образовательного процесса на основе сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Данная цель конкретизирована в задачах:
- Создать структуры, обеспечивающие оптимизацию социально-оздоровительного направления ДОУ в единстве управленческого, хозяйственного, методического аспектов;
- Отладить систему повышения профессионализма педагогов в области здоровьесбережения детей, грамотного ведения образовательного процесса;
- Формировать у всех субъектов образовательного процесса ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.
Образовательное учреждение является динамичной системой, жизнедеятельность которой постоянно регулируется и координируется руководителем учреждения. Объектами управленческой деятельности выступают образовательный процесс в целом и процессы, протекающие в нем, взаимоотношения субъектов образования, взаимодействие различных подразделений.
Четыре года функционирует и развивается система здоровьесбережения детей.
Административное обеспечение и управление здоровьесберегающей деятельностью осуществляется в следующих направлениях:
1. Формирование педагогической команды и поддержка человеческого ресурса. В течение последних 3-х лет администрация ДОУ приоритетное значение отдает формированию команды единомышленников, так как в сфере «человек-человек» (взрослый – ребенок) люди решают все и являются главным и ценнейшим ресурсом реализации всех идей и программ.
Для работающих и поступивших вновь, в учреждении разработана и действует «Программа повышения профессионального мастерства и компетентности». Она включает в себя такие мероприятия, как:
- постоянно действующий образовательный психолого-педагогический семинар по наиболее актуальным вопросам дошкольного детства;
- педагогические чтения по тематике творческих интересов и аттестационных работ педагогов ДОУ;
- социально-психологический тренинг профессионального мастерства;
- активно внедряются различные педагогические интерактивные формы: деловые игры, дискуссии, обучающий и видеотренинг.
Образовательное учреждение проектирует освоение каждым воспитателем той модели образовательного процесса, которая раскрывает его педагогическое мастерство и уровень профессионального образования.
Деятельность администрации направлена на то, чтобы каждый специалист мог освоить системные технологии по проектированию целостного образовательного процесса в группе как показатель его творческого профессионализма.
В дошкольном учреждении разработан профессиональный стандарт деятельности педагога.
2. Организация лечебно-оздоровительного процесса наравне с образовательным. Программа развития дошкольного учреждения на 2008-2012 годы ставит генеральной целью развития ДОУ: создание детского сада Здоровья. Структурным компонентом программы развития ДОУ является программа «Образование и здоровье». Определена миссия ДОУ; разработаны модели ЗСД и ребенка-выпускника. Внедрен методический проект для детей 2-7 лет «Ты да я, да мы с тобой». Целью данного проекта является разработка форм индивидуального сопровождения детей в ДОУ присмотра и оздоровления. Получены результаты: стабилизация образовательного уровня детей: наличие апробированного дидактического материала по всем направлениям образовательной деятельности; разработка и апробация индивидуальных образовательных и оздоровительных маршрутов; организация взаимодействия с семьей.
3. Обеспечение финансовых и материальных ресурсов; стратегическое планирование деятельности и развитие организации. Большое внимание уделяется созданию полноценной здоровьесберегающей среды ДОУ (предметной, коммуникативной, коррекционно-развивающей, оздоровительной). Педагоги старшей группы ДОУ являются призерами городского конкурса «Развивающая среда группы» (2009 год).
Два года действует долгосрочный педагогический проект «Зеленейка», направленный на организацию оздоровительной зоны на территории ДОУ. Зона объединяет спортивную площадку, фитоаллеи (ели, сосны), грибную поляну, огород, зону релаксации и развития «В гости к Мишке», клумбы и цветники, «мини-аптеку» на клумбе. Благодаря созданию этой зоны мы решили несколько задач: дети дышат воздухом, наполненным фитонцидами; улучшилось психоэмоциональное состояние детей; достигнута рациональная организация двигательной активности; познавательное развитие детей происходит в естественных условиях. Создан проект «Наши традиции», целью которого является привлечение родительской общественности к активному участию в создании культурных традиций детского сада. В 2010 году Советом родителей и администрацией ДОУ был запущен совместный социальный проект «Территория физкультуры и здоровья». Данный проект рассчитан на 6 месяцев и его конечным результатом является оснащение физкультурного зала и зала ЛФК современным оборудованием.
Система управления ЗСД апробирована и доказала свою эффективность: снижение уровня заболеваемости воспитанников на 12%; уменьшение возврата детей на повторное лечение с 8% до 4,5%; возросший уровень валеологических знаний детей 6–7 лет с 83% до 92%; полная укомплектованность психолого-педагогическими и медицинскими кадрами; снижение пропусков по больничным листам сотрудниками на 20,5%; хороший уровень компетентности и профессионализма воспитателей и узких специалистов: 9 человек аттестованы на первую и высшую квалификационные категории, остальные педагоги на вторую.