Цель: обобщить и систематизировать знания детей по пожарной безопасности через изобразительное искусство.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие;
- продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке, принимая во внимание пространственные отношения между предметами;
- закрепить технику печатания листом;
- использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения;
- поощрять эмоциональность, смелость замысла и исполнения.
Предварительная работа:
- Беседа на тему «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем».
- Работа в кружке «Умелые ручки»(знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Печатание листом»).
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «С огнем не играй, пожар не затевай».
- Рассматривание картин, иллюстраций.
- Занятие аппликация «Пожарный щит».
- Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Материалы и оборудование: кисти, краски, альбомные листы, салфетки, баночки с водой, сухие листья от различных растений (ильм, береза, тополь).
Музыкальное оформление: «Времена года» П.Чайковский.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, задумывались вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к пожару?
Дети: Да, мы знаем.
Воспитатель: Однажды я наблюдала такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках у одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю. Хорошо, что пламя гасло. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать коробок и объяснить им, что листва может загореться, от листвы займется трава, потом ветки, и разгорится большое пламя. Дети, скажите, чем опасна сухая горящая трава?
Саша: Если трава горит, то могут сгореть дома, деревья, постройки для животных.
Егор: Тогда могут погибнуть леса, звери, которые там живут.
Кирилл: Сгорят деревья, птицам негде будет жить.
Лера: Люди и животные задохнуться от дыма. Все может сгореть.
Воспитатель: Ваши ответы правильные,
молодцы, знаете, почему нельзя поджигать сухую
траву и листья.
Я предлагаю вам сегодня нарисовать рисунки на
тему «Спички и трава – большая беда». В своих
рисунках вы должны отразить опасность для всего
живого при пожаре, чтобы наши рисунки были
необычными, мы будем использовать сухие листья
для изображения растений (деревьев, кустарников,
травы).
При рисовании обратите внимание на размеры
деревьев и трав, домов, размеры пожарной машины,
людей, животных, птиц. Где лучше и как разместить
предметы на бумаге?
Даниил: Я думаю, что машину лучше расположить подальше, а людей поближе, потому что они меньше автомобиля.
Полина: А деревья надо рисовать повыше, чем животных и людей.
Воспитатель: Приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей и индивидуальная работа с детьми в процессе занятия.
Музыкотерапия.
Воспитатель: Я вижу, что ваши работы готовы, все постарались. Молодцы! Давайте наши рисунки повесим на выставку для детей всего детского сада, когда будем оформлять выставку придумаем им названия.
Самоанализ занятия
На занятии присутствовало 11 из 12 детей логопедической группы. В групповой комнате соблюдены все гигиенические условия, правильно размещены столы, хорошая освещенность. Была создана благоприятная атмосфера эмоционально-эстетического восприятия.
Я считаю, что беседа, проведенная с детьми в начале занятия, соответствовала теме, способствовала четкой постановки цели и задачам.
Весь материал и оборудование (кисти, краски, сухие листья) были расположены перед детьми. Они могли выбрать его по своему желанию и целесообразно использовать.
Тема занятия «Спички и трава большая беда» актуальна, так как скоро наступит весна, люди начнут жечь сухую траву.
Все дети умеют правильно держать кисть, выбирают самостоятельно кисти по размеру(тонируют листы бумаги кистью с толстым ворсом, а дома, животных, людей, машины рисуют кистью с тонким ворсом). Дошкольники аккуратно пользуются акварельными красками. А вот нетрадиционная техника рисования – «Печатание листом» не только увлекает детей, но и развивает мелкую моторику рук, что является необходимым условием для развития речи ребенка логопедической группы. Ребята умело внесли свои мысли в рисунки. Практически все работы детей богаты по сюжету и композиции, их очень интересно рассматривать. Видно, что дети знают, чем опасен огонь для людей и всего живого.
Наблюдая за детьми в ходе самостоятельной
изобразительной деятельности, было видно, что
они самостоятельны и коммуникативны. Дети
увлеченно работали, нанося краску на сухой лист,
и «печатая» на бумаге, а затем рассматривали
полученные изображения растений. Длительность
занятия в целом и каждая его часть соответствуют
требованиям.
На завершающем этапе занятия у ребят было
хорошее настроение. Все дошкольники справились,
а я получила удовольствие, и приобрела опыт
работы по данной теме.