Задачи:
- Формировать навыки детей в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музицирование, музыкально-ритмические движения.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества для совместного музицирования, совместных действий при разрешении проблемных ситуаций.
- Активизировать словарный запас детей: музыка тревожная, легкая, печальная, озорная и др.
Предварительная работа: знакомство детей с симфоническим оркестром, рассматривание палитры цветов, радуги.
Оборудование:
Для наглядности: проектор, экран.
Для музыкального сопровождения: музыкальный
центр, фонограмма вальса из балета «Спящая
красавица» П.И. Чайковского, фонограмма
композиции «Танец Феи Драже» из балета
«Щелкунчик» П.И. Чайковского, фонограмма
композиции из сюиты «В пещере горного короля» Э.
Грига, фонограмма композиции «Аквариум» из сюиты
«Карнавал животных» К. Сен-Санса, фонограмма
песни «Зимняя песенка» А. Филиппенко, фонограмма
песни «Три белых коня» Е. Крылатова, фонограмма
песни «Радуга» Ю. Верижникова, фонограмма
звучания музыкальных инструментов (скрипка,
арфа, труба, виолончель, флейта), дирижерская
палочка, магнитная доска. Раздаточный
материал: волшебная кисточка, картинки с
изображением инструментов симфонического
оркестра, музыкальные инструменты для детского
оркестра (колокольчики, треугольники, бубенчики),
цветные ленты по количеству детей, ленты-поводья,
цветные круги для палитры.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети заходят в зал и встают свободно.
Музыкальный руководитель:Здравствуйте, дети! (Подходит к экрану, обращая внимание на изображения, рассказывает)
Я вчера смотрела в окно
Было там темным-темно!
Утром глянула – вот-те на!
Что за белая страна?
Там белое небо, белые горы,
Там белые улицы белого города,
Там белые ели, и белые клены.
Там белые ходят по кронам вороны.
Там белые белки на белых ветвях,
С орехами белыми в белых зубах.
Не привиделось это мне во сне
Что же случилось, друзья
Расскажите мне?
(Рассуждения детей)
– Действительно, нет красок. А давайте попробуем, отыскать краски радуги. Где и как мы их сможем найти? (Предложения детей: у художника, в природе, и т.д.)
Музыкальный руководитель:Оказывается, краски радуги, дети, могут прятаться и в музыке. Я приглашаю вас начать поиски и заполнить палитру музыкальными красками.
(На экране появляется бесцветная палитра)
Я кистью музыкальною
Сейчас взмахну
И музыку волшебную
В гости приглашу.
(Взмахивает «волшебной кистью»)
Музыкальный руководитель: Япредлагаю вам присесть и послушать музыку. Это вальс из балета «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского.
Звучит фрагмент вальса из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Дети слушают.
Музыкальный руководитель:Красивую музыку написал Петр Ильич. А можете ли вы сказать, о чем рассказала эта музыка? (Ответы детей) Попробуйте рассказать о характере и настроении музыки (плавная, нежная, светлая, возвышенная, легкая).
Музыкальный руководитель: Про палитру нашу не забыли? Как вы думаете, какой цвет палитры спрятался в этой музыке? (Варианты ответов детей)
Музыкальный руководитель: Интересные цвета вы мне назвали, но в палитру мы должны поместить только один цвет. А поможет нам в этом волшебство.
(Дети называют цвета, музыкальный руководитель показывает цветные круги, на оранжевый цвет звучит звуковой сигнал, на экране в палитру заливается оранжевый цвет)
Музыкальный руководитель: Музыку, которую мы только что слушали, исполнял симфонический оркестр. Давайте все вместе вспомним, какие инструменты звучат в симфоническом оркестре. А для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай музыкальный инструмент симфонического оркестра».
(Приглашает детей к магнитной доске)
Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент симфонического оркестра»
Музыкальный руководитель:Мы хотели найти цвет, мы его нашли. Но в палитре не один цвет. И я предлагаю продолжить наш поиск (берет в руку волшебную кисточку).
Я кистью музыкальною
Снова взмахну
И другую музыку
В гости приглашу.
Звучит композиция Э. Грига «В пещере горного короля»
Музыкальный руководитель:Слушая эту музыку, вы кого-то представляли? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Эдвард Григ в своей музыке хотел нам рассказать про маленьких, злых троллей, которые живут в пещерах. Каждую ночь они выбираются из пещеры, крадут золото и драгоценные камни.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой цвет живет в этой музыке? (Варианты ответов детей). Цвета вы назвали, вариантов ответов много, но в палитру мы можем поместить только один «цвет».
(Дети называют варианты цветов, музыкальный руководитель показывает цветные круги, на фиолетовый цвет звучит звуковой сигнал, на экране в палитру заливается фиолетовый цвет)
Музыкальный руководитель: А сейчас я вам предлагаю превратиться в троллей и попробовать изобразить их образ в движениях.
Повторно звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля», дети двигаются по музыку, изображая троллей.
Музыкальный руководитель: Такие разные и необыкновенные получились у нас тролли.
Я кистью музыкальною
Снова взмахну.
И другую музыку
В гости приглашу.
Звучит аудиозапись вступления к песне «Три белых коня».
Музыкальный руководитель:А что за
музыка сейчас прозвучала, узнали? (Ответы
детей)
– О каких «белых конях» идет речь в песне? (Три
месяца зимы)
– Попробуйте назвать их в том порядке, как
они следуют в году.
Музыкальный руководитель: Сейчас я приглашаю вас под эту музыку исполнить ритмическое упражнение. Предлагаю вам изобразить трех лошадей. Сумейте договориться, кто из вас будет управлять повозкой, а кто будет изображать коней, подобрать ленты-поводья и приготовиться к движению по кругу.
(Дети договариваются, объединяются и распределяются по кругу)
Музыкальный руководитель: Итак, я включаю музыку.
Музыкально-ритмическое упражнение под песню «Три белых коня»
Музыкальный руководитель: (сокончанием музыки)Тпру! Приехали! Устали... (усаживается на стул). Я предлагаю всем присоединиться ко мне (дети усаживаются). Какого цвета музыка, под которую мы с вами двигались? (Варианты ответов детей)
(Дети называют цвета, музыкальный руководитель показывает цветные круги, на красный цвет звучит звуковой сигнал, на экране в палитру заливается красный цвет)
Музыкальный руководитель:
Снова кистью я взмахну
В гости музыку зову.
Звучит вступление к песне «Зимняя песенка» А.Филиппенко.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что за музыка прозвучала? (Ответы детей). У меня сегодня хорошее настроение и я хочу спеть «Зимнюю песенку» А.Филиппенко. Кто хочет петь – присоединяйтесь ко мне. Если удобно петь стоя – вставайте.
Пение «Зимней песенки» А. Филиппенко.
Музыкальный руководитель:Какая веселая и задорная песенка у нас получилась. Какой же цвет спрятался в музыке этой песни? (Варианты ответов детей)
Музыкальный руководитель:Какая богатая цветовая гамма вами названа. Я показываю все названные вами цвета, и подождем, когда свершится волшебство.
(Дети называют цвета, музыкальный руководитель показывает цветные круги, на желтый цвет звучит звуковой сигнал, на экране в палитру заливается желтый цвет)
Музыкальный руководитель:
Я снова кисточку беру
И в гости музыку зову.
Звучит композиция «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Что за
музыка сейчас прозвучала? Вы не поможете мне
вспомнить композитора, сочинившего эту музыку? (Ответы
детей)
А теперь я вам предлагаю поиграть в оркестр:
выбрать музыкальные инструменты и исполнить эту
музыку. В нашей игре вы – музыканты, а мне какую
роль отведете? (Дирижер)
Дети выбирают инструменты, объединяются для оркестра.
Музыкальный руководитель:
Яназначен дирижером
Весь оркестр в руках держу!
За моей рукой следите,
Все, что надо, покажу!
Без меня не начинайте!
Палочкой взмахну – вступайте!
Оркестр детских музыкальных инструментов под
фонограмму композиции «Танец Феи Драже» из
балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Мне очень
понравилось с вами играть в оркестр. Предлагаю
убрать музыкальные инструменты и если хотите,
можете присесть. Какого цвета музыка «Танца Феи
Драже» из балета «Щелкунчик»? (Варианты
ответов детей)
(Дети называют цвета, музыкальный
руководитель показывает цветные круги, на синий
цвет звучит звуковой сигнал, на экране в палитру
заливается синий цвет)
Музыкальный руководитель: Предлагаю рассмотреть нашу музыкальную палитру (подходят к экрану) и определить, каких цветов радуги у нас не хватает.
Я кистью музыкальною
Снова взмахну
Другую музыку
В гости приглашу.
Звучит композиция «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса
Музыкальный руководитель: Попробуйте рассказать о характере и настроении музыки (плавная, нежная, светлая, легкая). Как вы думаете, какой цвет спрятался в этой музыке? (Ответы детей)
(Дети называют цвета, музыкальный руководитель показывает цветные круги, на голубой цвет звучит музыкальный сигнал, на экране в палитру заливается голубой цвет)
Музыкальный руководитель: Эту музыку
сочинил Камиль Сен-Санс и назвал ее «Аквариум».
Как вы думаете, почему? Слушая эту музыку можно
представить рыбок, которые плавают, резвятся в
прозрачной голубоватой воде.
Япредлагаю вам превратиться в рыбок и движениями
под эту музыку изобразить рыбок в аквариуме.
Рыбки плавают, не наталкиваясь и не мешая друг
другу, объединяются парами, тройками и резвятся.
Музыкально-ритмическая импровизация детей на композицию «Аквариум» К. Сен-Санса
Музыкальный руководитель:
Есть у радуги семь красок,
У музыки семь нот:
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!
– Попробуйте догадаться какой цвет нужно найти, чтобы получилась радуга? (Ответы детей) Этот цвет мы найдем в песне «Радуга».
Танцевальная композиция с лентами «Радуга» (по показу) на муз. Ю. Верижникова
Музыкальный руководитель: Приглашаю вас танцевать. (Во время танца на экране появляется изображение цветной палитры)
Музыкальный руководитель: (обращает внимание на экран) Ребята, посмотрите, мы с вами нашли все краски радуги. Город ожил, заиграл разными оттенками. Сегодня для вас приготовлены подарки (предлагает детям рисунки для раскрашивания), я предлагаю вам раскрасить этот город, чтобы он заиграл разными красками.
Дети берут рисунки и уходят в группу.