Пояснительная записка
В связи с возникновением в нашей стране
особой социально – экономической ситуации,
переходом к рыночному механизму хозяйствования
экономическое воспитание и образование
приобретает особое значение, появляется
необходимость в формировании нового
экономического мышления, соответствующего
измененным условиям жизни.
Экономическое воспитание дошкольников – это
процесс формирования экономического кругозора,
освоения экономических представлений и понятий,
начальных экономических умений, приобретение
таких качеств личности как трудолюбие,
бережливость, деловитость.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников.
Педагогическая целесообразность
программы заключается в том, что формирование
экономического сознания приближает дошкольника
к реальной жизни, пробуждает экономическое
мышление, дает знания о новых профессиях и умение
рассказать о них. Обогащается детский словарь,
приобретаются такие качества, как чувство
собственного достоинства, умение честно
соревноваться и не бояться проигрыша, стремление
доводить начатое до конца, возникает здоровый
интерес к деньгам.
В результате анализа содержания работы по
экономическому воспитанию детей в двух
подготовительных группах в сентябре 2008 года были
выявлены проблемы, которые способствовали
поиску наиболее эффективных методов и средств
экономического воспитания детей дошкольного
возраста.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает
наглядно-образное мышление и основной вид
деятельности – игра, игровая деятельность
становится основным средством
экономического воспитания ребёнка 6-7 лет.
Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.
Задачи
- Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
- Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
- Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
- Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Отличительной особенностью данной программы является отсутствие специально-организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Основными формами реализации
программных задач является игра, наблюдение,
экспериментирование, беседы, решение проблемных
ситуаций, проектная деятельность.
По данным психологов, именно в старшем
дошкольном возрасте происходит скачок в
становлении личности, ее базовых психических
оснований, и именно этот период является
наиболее благоприятным для экономического
воспитания. Поэтому участниками реализации
программы являются дети 6-7 лет. Срок реализации
программы 1 год.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
- необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Содержание программы
Теоретической основой опыта являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучсения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина, В.С. Безрукова и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подьякова) В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и …экономика».
Принципы реализации программы:
- Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
- Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
- Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
- Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
- Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
- Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Реализация задач экономического воспитания предполагает следующие направления работы:
- проведение анализа уровня экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
- создание картотеки игр;
- организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
- накопление информационной базы по теме;
- составление плана работы;
- взаимодействие с родителями.
Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:
– от простого к сложному;
– от известного к неизвестному;
– от занимательного к новому.
Игры сгруппированы в четыре блока:
Таблица 1. Распределение игр по блокам.
Блок |
Задачи |
Игры |
Мир денег | Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже | «Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты» |
Мой город | Сведения о производстве полезных товаров, профессиях людей | «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод |
Мир товаров | Знакомство с разными формами сбыта продукции | «Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея» |
Моя страна | Знакомство с ресурсами своего края, региона, страны | «Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта» |
Основными условиями экономического развития у дошкольников является:
– взаимосвязь экономического воспитания с
другими сторонами воспитания (умственным,
трудовым, нравственным и т.д.);
– использование разных видов деятельности;
– четкое определение содержания экономического
воспитания;
– использование эффективных средств
диагностики, контроля экономического
воспитания.
– взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
– создание развивающей среды (книги, программы,
дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
– экономическая грамотность самих взрослых.
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:
- совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
- проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
- создание обогащённой развивающей среды в группах;
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
- включение детей в социоигровые ситуации
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);
- дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
- сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
- подборка пословиц и поговорок.
Формы работы с родителями
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
- анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
- родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);
- участие родителей в дидактических играх экономического содержания.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Приемы организации детей в процессе обучения:
- Работа небольшими группами;
- Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приемы активизации умственной активности детей:
- Включение игровых упражнений;
- Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- Выполнение нетрадиционных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
Приемы обучения:
- Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- Вопросы к детям.
Тематическое планирование
(Приложение 1)Литература
1. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание
детей: (В системе дошкольного образования)
Пралеска. – 2000.– №6. – с. 14-19.
2. Ботько, А.В. Сущность экономического
воспитания на современном этапе
3. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание
дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д.
Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь:
Содействие, 2006. – 84 с.
4. Казакова, Н. Мы любим рекламу!:
(Экономическое образование дошкольников)
Обруч. – 1999.– №1 – с. 29-31.
5. Как знакомить детей с денежными единицами:
(Учителя Монтессори – шк. об экономическом
образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.– №1 – с.
24-25.
6. Левчук, З.К. Нравственно – экономическое
воспитание дошкольников и перспективы
//Актуальные проблемы теории и истории
педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.
7. Леонова, Е.А. Педагогические аспекты
экономического воспитания дошкольников /Е.А.
Леонова // Семья, дошкольное и начальное
образование – единый развивающий мир ребенка. –
Мн.,2005. – с. 128-130.
8. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об
экономическом образовании дошкольников)
Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской
газете». – 1997. – №15. – с.2.
19. Нарушева, Г. Экономика и дошкольник:
актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4.
С. 23-24.
10. Прокофьева, О.О. Мы и экономика:
[формирование основ экономической культуры у
детей старшего дошкольного возраста]/
О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
11. Прокофьева, О.О. Современные подходы к
определению содержания экономического
образования детей дошкольного возраста
//Дошкольное детство: наука – практике. –
Могилев, 2006. – с.112-115.
12. Савкусанова, Л. Экономика и человек: [О
программе экономического образования
дошкольников] // Обруч. – 1999. – № 1. с. 27-28.
13. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа
и занятия // Пралеска. – 1997. – №10. – с. 22-24.
14. Шатова, А.Д. Дошкольник и ... экономика
//Обруч. – 1999. – №1. – с. 29-31.
15. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и
экономика»: [О формировании у ребенка
экономических знаний, экономического мышления]
//Современные образовательные программы для
дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-18
16. Шатова, А.Д. Становление начал ценностных
ориентаций: [Об экономическом воспитании
дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. № 1. –
с. 4-7.
17. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для
детей и взрослых. М., 1992. Вып. 1
18. Экономическая азбука для детей дошкольного
возраста / Могилев. обл. ин-т повышения
квалификации и переподгот. рук. работников и
специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –
Могилев, 2000. – 41 с.