Цель: обобщение знания учащихся о творчестве И.А. Крылова.
Задачи:
- Формировать умение самостоятельно работать с книгой.
- Развивать творческую активность.
- Воспитывать взаимовыручку, чувство справедливости
Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, медали победителям, маски для инсценирования басен, иллюстрации к басням
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока и цели урока
– Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве
великого русского баснописца Ивана Андреевича
Крылова
Издавна народ зовет его дедушкой Крыловым. У его
памятника в летнем саду в Санкт-Петербурге
всегда играют дети.
Они рассматривают с большим вниманием сидящего в
кресле задумавшегося поэта, искусно
изображенных героев его басен – разных зверей и
птиц.
Иван Андреевич был не только баснописцем. Он
писал стихи, драмы, издавал журналы. Но сильнее
всего его талант проявился в баснях.
3. Сообщение учащихся о творчестве И.А. Крылова
– Родился Иван Андреевич Крылов в Москве 13
февраля1769г. Отец его был военным, а мать была
неграмотной женщиной. Образованию будущего
баснописца уделялось много внимания. В десть лет
И.А. Крылов остался без отца и пошел работать.
– Через четыре года семья Крыловых переезжает в
Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал
писать стихи, пьесы, но они не имели успеха.
Иван Андреевич становится домашним учителем
детей князя Голицына и его личным секретарем.
Затем И.А. Крылов работал в публичной библиотеке
в Петербурге, занимался литературой
деятельностью. К нему приходит успех и признание,
карьера его развивается успешно, он получает
различные награды. В публичной библиотеке И.А.
Крылов проработал до 1841 г. Затем вышел в отставку,
переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.
Крылов 21 ноября 1844г. В зените славы.
4. Учитель: И.А. Крылов создал более 200
басен. По словам А.С. Пушкина, басенному
творчеству Крылова присуще «веселое лукавство»
и характерные для русского склада
«насмешливость», характерные для русского
склада ума.
Популярность басен Крылова была огромна уже при
жизни. Их заучивали наизусть и пересказывали
друг другу и боевые генералы, и солдаты; ими
зачитывались императоры Александр I и Николай II.
Все, читающие басни И.А. Крылова получали уроки
жизни и видели себя в них, как в зеркале.
– Сегодня мы с вами еще раз прикоснемся к
творчеству И.А. Крылова, и в этом вы поможете, друг
другу; вы уже объединились в группы (команды),
придумали название команды, которые связаны с
героями басни.
1 команда – «Лисица». Название басни о лисе?
- «Лисица и Виноград»;
- «Волк и лисица»;
- «Добрая лисица»;
- «Лиса»;
- «Лиса и осел».
2 команда «Волк». Назовите басни о лисе?
- «Волк на псарне»;
- «Лев и Волк»;
- «Волк и мышонок»;
- «Волк и пастух»;
- «Волк и журавль».
3 команда «Медведь». Назовите басни о медведе?
- «Медведь»;
- «Квартет»;
- «Медведь у пчел»;
- «Трудолюбивый медведь»;
- «Крестьянин и работник».
4 команда «Обезьяна». Назовите басни об обезьяне?
- «Зеркало и обезьяна»;
- «Мартышка и очки»;
- «Квартет»;
- «Обезьяны»;
5. Вопросы к учащимся
– Что такое басня? (Небольшое произведение,
написанное стихами или прозой, в котором
высмеиваются пороки и недостатки людей:
хитрость, ложь, жадность и недостатки).
– На какой жанр литературы похожа басня, если
животные там разговаривают как люди? (На
сказку).
– Что такое мораль? (Поучительный вывод в
художественном произведении).
6. Выразительное чтение басен
Читают учащиеся из каждой команды.
7. Соберите пословицы из частей
Выдаются карточки каждой команде. (Приложение
1. Карточки №1)
– Какие из пословиц лучше всего выражают главную
мысль басни «Стрекоза и муравей»? (Лето
пролежишь – зимой с сумой побежишь»)
– Какая из пословиц подходит к басне «Чиж и
голубь»? (Приложение 1.
Карточки №2)
8. Прочитайте названия басен дедушки Крылова.
- 1 команда – чоилжуибгь – «Чиж и голубь»
- 2 команда – вгоилекниояк – «Волк и ягненок»
- 3 команда – оослеолвиесй – «Осел и соловей»
- 4 команда – зоебрекзаьляона – «Зеркало и Обезьяна»
9. Игра «Сложи название»
Соедините начало и конец названий басен И.А. Крылова. (Приложение 2)
10. Каким басням соответствует мораль (Тексты в конвертах)
Когда в товарищах согласия нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Щука и Рак»)Чем кумушке считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и Обезьяна»)Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и Жемчужное зерно»)
11. Кто сказал? (Задания в конвертах)
1 команда:
– Ну, что за шейка, что за глазки!
Рассказывать – так, право, сказки. (Лиса. «Лисица и виноград»)– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться силой. («Стрекоза и муравей»)
2 команда:
– Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое? («Волк и ягненок»)– Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней. («Соловей»; «Квартет»)
3 команда:
– А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Соловей». «Квартет»)– Вот что-то мне и духу придает;
Что я, совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. (Моська. «Слон и Моська»)
4 команда:
– Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь. «Зеркало и Обезьяна»)
– Помилуй, мне ещё и от роду нет году. (Ягненок. «Волк и Ягненок»)
12. Объясните значение крылатых выражений. Когда так говорят? (Задания в конвертах)
1 команда:
- А воз и ныне там.
- Из кожи лезут вон.
2 команда:
- Дело мастера боится.
- Хоть видит око, да зуб неймет.
3 команда:
- А Васька слушает, да ест.
- Слона-то я и не приметил.
4 команда:
- Великий человек лишь громок на делах.
- Чем кумушек считать трудиться,
- Не лучше ль на себя кума, оборотиться?
13. Инсценирование басен «Кукушка и петух», «Квартет»
14. Подведение итогов работы. Оценивание ребят. Награждение команд