Басни И.А. Крылова

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение знания учащихся о творчестве И.А. Крылова.

Задачи:

  • Формировать умение самостоятельно работать с книгой.
  • Развивать творческую активность.
  • Воспитывать взаимовыручку, чувство справедливости

Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, медали победителям, маски для инсценирования басен, иллюстрации к басням

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока и цели урока

– Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова
Издавна народ зовет его дедушкой Крыловым. У его памятника в летнем саду в Санкт-Петербурге всегда играют дети.
Они рассматривают с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображенных героев его басен – разных зверей и птиц.
Иван Андреевич был не только баснописцем. Он писал стихи, драмы, издавал журналы. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.

3. Сообщение учащихся о творчестве И.А. Крылова

– Родился Иван Андреевич Крылов в Москве 13 февраля1769г. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. В десть лет И.А. Крылов остался без отца и пошел работать.
– Через четыре года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха.
Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарем. Затем И.А. Крылов работал в публичной библиотеке в Петербурге, занимался литературой деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В публичной библиотеке И.А. Крылов проработал до 1841 г. Затем вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А. Крылов 21 ноября 1844г. В зените славы.

4. Учитель: И.А. Крылов создал более 200 басен. По словам А.С. Пушкина, басенному творчеству Крылова присуще «веселое лукавство» и характерные для русского склада «насмешливость», характерные для русского склада ума.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты; ими зачитывались императоры Александр I и Николай II. Все, читающие басни И.А. Крылова получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале.
– Сегодня мы с вами еще раз прикоснемся к творчеству И.А. Крылова, и в этом вы поможете, друг другу; вы уже объединились в группы (команды), придумали название команды, которые связаны с героями басни.

1 команда – «Лисица». Название басни о лисе?

  • «Лисица и Виноград»;
  • «Волк и лисица»;
  • «Добрая лисица»;
  • «Лиса»;
  • «Лиса и осел».

2 команда «Волк». Назовите басни о лисе?

  • «Волк на псарне»;
  • «Лев и Волк»;
  • «Волк и мышонок»;
  • «Волк и пастух»;
  • «Волк и журавль».

3 команда «Медведь». Назовите басни о медведе?

  • «Медведь»;
  • «Квартет»;
  • «Медведь у пчел»;
  • «Трудолюбивый медведь»;
  • «Крестьянин и работник».

4 команда «Обезьяна». Назовите басни об обезьяне?

  • «Зеркало и обезьяна»;
  • «Мартышка и очки»;
  • «Квартет»;
  • «Обезьяны»;

5. Вопросы к учащимся

– Что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность и недостатки).
– На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают как люди? (На сказку).
– Что такое мораль? (Поучительный вывод в художественном произведении).

6. Выразительное чтение басен

Читают учащиеся из каждой команды.

7. Соберите пословицы из частей

Выдаются карточки каждой команде. (Приложение 1. Карточки №1)
– Какие из пословиц лучше всего выражают главную мысль басни «Стрекоза и муравей»? (Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь»)
– Какая из пословиц подходит к басне «Чиж и голубь»? (Приложение 1. Карточки №2)

8. Прочитайте названия басен дедушки Крылова.

  • 1 команда – чоилжуибгь – «Чиж и голубь»
  • 2 команда – вгоилекниояк – «Волк и ягненок»
  • 3 команда – оослеолвиесй – «Осел и соловей»
  • 4 команда – зоебрекзаьляона – «Зеркало и Обезьяна»

9. Игра «Сложи название»

Соедините начало и конец названий басен И.А. Крылова. (Приложение 2)

10. Каким басням соответствует мораль (Тексты в конвертах)

Когда в товарищах согласия нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Щука и Рак»)

Чем кумушке считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и Обезьяна»)

Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и Жемчужное зерно»)

11. Кто сказал? (Задания в конвертах)

1 команда:

– Ну, что за шейка, что за глазки!
Рассказывать – так, право, сказки. (Лиса. «Лисица и виноград»)

– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться силой. («Стрекоза и муравей»)

2 команда:

– Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое? («Волк и ягненок»)

– Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней. («Соловей»; «Квартет»)

3 команда:

– А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Соловей». «Квартет»)

– Вот что-то мне и духу придает;
Что я, совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. (Моська. «Слон и Моська»)

4 команда:

– Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь. «Зеркало и Обезьяна»)

– Помилуй, мне ещё и от роду нет году. (Ягненок. «Волк и Ягненок»)

12. Объясните значение крылатых выражений. Когда так говорят? (Задания в конвертах)

1 команда:

  • А воз и ныне там.
  • Из кожи лезут вон.

2 команда:

  • Дело мастера боится.
  • Хоть видит око, да зуб неймет.

3 команда:

  • А Васька слушает, да ест.
  • Слона-то я и не приметил.

4 команда:

  • Великий человек лишь громок на делах.
  • Чем кумушек считать трудиться,
  • Не лучше ль на себя кума, оборотиться?

13. Инсценирование басен «Кукушка и петух», «Квартет»

14. Подведение итогов работы. Оценивание ребят. Награждение команд