Цель: повторить, обобщить, систематизировать пройденный материал. Развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной. Сформировать навыки группового взаимодействия.
Оборудование урока: презентация (Приложение 1)
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: командная игра.
Класс делится на несколько команд. Капитанам команд раздаются карточки для записи ответов.
ХОД УРОКА
I тур – «Мифы Древней Греции»
О ком или о чем идет речь?
- Какая война разгорелась из-за спора трёх богинь? (Троянская война)
- Назовите предмет, из-за которого поссорились три богини? (Яблоко)
- Назовите имя царевича, к которому обратились три греческие богини за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» (Парис)
- Назовите имя богини, которой Парис присудил золотое яблоко. (Афродита)
- Назовите имя героя, победившего чудовище, жившее в лабиринте (Тесей)
- Как звали мастера построившего лабиринт? (Дедал)
- Назовите имя чудовища, для которого был построен лабиринт. (Минотавр)
- Назовите имя легендарного великого и мудрого царя, который в далекой древности правил на острове Крит. (Минос)
- Назовите имя дочери царя Миноса, которая дала Тесею меч и клубок ниток (Ариадна)
- Кто сказал эти слова: «О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Жить больше не могу и не хочу!» (Эгей)
II тур – «Боги Древней Греции»
Кто из древнегреческих богов мог бы сказать такие слова:
- Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)
- Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
- Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли , как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон)
- Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. Трехглавый пес Кербер сторожит вход в мое царство. (Аид)
- Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
- Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица – павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера)
III тур – "Анаграммы"
Переставьте в словах буквы таким образом, чтобы получились имена людей, известных по теме “Древняя Греция”
- носол
- исфемклот
- кданорт
- кулирг
- килепр
Ответы:
- Солон – архонт, который провел реформы государства в Афинах.
- Фемистокл – полководец периода греко-персидских войн.
- Драконт – архонт, который в конце VII века установил очень жесткие законы в Афинах
- Ликург – древний спартанский законодатель
- Перикл – афинский стратег, который избирался на эту должность 15 лет подряд
IV тур – Крылатые выражения
Какое крылатое выражение используют, когда хотят сказать:
- Самое "уязвимое место" человека
- Способ, помогающий найти выход из трудного положения
- Дар, который приносит несчастье
Ответы:
Ахиллесова пята – Фетида, желая сделать своего сына Ахилла бессмертным, погрузила младенца в священные воды Стикса, но так как держала она его за пятку, эта часть тела осталась незащищенной. Когда Ахилл ворвался в Трою, именно в его пятку попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.
Нить Ариадны – Ариадна, дочь критского царя Миноса, тайно от отца дала Тесею острый меч и клубок ниток. Тем самым она помогла Тесею убить Минотавра и выйти из лабиринта.
Троянский конь – греки, 10 лет безуспешно осаждали Трою. По совету Одиссея, они прибегли к хитрости. Был построен пустотелый огромный конь, внутри которого спрятались отборные воины греков, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Троянцы втащили коня в город. Ночью греки, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом захватили Трою
V тур – «Исторические ошибки»
Найдите в тексте исторические ошибки
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что
герой Троянской войны царевич Гектор еще в то
время, когда между греками и троянцами были
мирные отношения, принял участие в Олимпийских
играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам
управлял колесницей и в гонках на ипподроме
обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы
помните, ее звали Андромаха) была вне себя от
радости, в числе других зрителей она восторженно
кричала мужу: «Слава победителю».
В конце урока учитель подводит итог. Наиболее активные участники команд получают оценку. Победившую команду можно наградить грамотой.
Литература.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс.
- Годер Г.И. История древнего мира. 5 класс. Методическое пособие
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира