Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание


Цель: повторить, обобщить, систематизировать пройденный материал. Развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной. Сформировать навыки группового взаимодействия.

Оборудование урока: презентация (Приложение 1)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: командная игра.

Класс делится на несколько команд. Капитанам команд раздаются карточки для записи ответов.

ХОД УРОКА

I тур – «Мифы Древней Греции»

О ком или о чем идет речь?

  1. Какая война разгорелась из-за спора трёх богинь? (Троянская война)
  2. Назовите предмет, из-за которого поссорились три богини? (Яблоко)
  3. Назовите имя царевича, к которому обратились три греческие богини за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» (Парис)
  4. Назовите имя богини, которой Парис присудил золотое яблоко. (Афродита)
  5. Назовите имя героя, победившего чудовище, жившее в лабиринте (Тесей)
  6. Как звали мастера построившего лабиринт? (Дедал)
  7. Назовите имя чудовища, для которого был построен лабиринт. (Минотавр)
  8. Назовите имя легендарного великого и мудрого царя, который в далекой древности правил на острове Крит. (Минос)
  9. Назовите имя дочери царя Миноса, которая дала Тесею меч и клубок ниток (Ариадна)
  10. Кто сказал эти слова: «О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот  страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Жить больше не могу и не хочу!» (Эгей)

II тур – «Боги Древней Греции»

Кто из древнегреческих богов мог бы сказать такие слова:

  1. Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)
  2. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
  3. Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли , как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон)
  4. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. Трехглавый пес Кербер сторожит вход в мое царство.  (Аид)
  5. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
  6. Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица – павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера)

III тур – "Анаграммы"

Переставьте в словах буквы таким образом, чтобы получились имена людей, известных по теме “Древняя Греция”

  • носол
  • исфемклот
  • кданорт
  • кулирг
  • килепр

Ответы:

  • Солон – архонт, который провел реформы государства в Афинах.
  • Фемистокл – полководец периода греко-персидских войн.
  • Драконт – архонт, который в конце VII века установил очень жесткие законы в Афинах
  • Ликург – древний спартанский законодатель
  • Перикл – афинский стратег, который избирался на эту должность 15 лет подряд

IV тур – Крылатые выражения

Какое крылатое выражение используют, когда хотят сказать:

  • Самое "уязвимое место" человека
  • Способ, помогающий найти выход из трудного положения
  • Дар, который приносит несчастье

Ответы:

Ахиллесова пятаФетида, желая сделать своего сына Ахилла бессмертным, погрузила младенца в священные воды Стикса, но так как держала она его за пятку, эта часть тела осталась незащищенной. Когда Ахилл ворвался в Трою, именно в его пятку попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

Нить Ариадны – Ариадна, дочь критского царя Миноса, тайно от отца дала Тесею острый меч и клубок ниток. Тем самым она помогла Тесею убить Минотавра и выйти из лабиринта.

Троянский конь –  греки, 10 лет безуспешно осаждали Трою. По совету Одиссея, они прибегли к хитрости. Был построен пустотелый огромный конь, внутри которого спрятались отборные воины греков, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Троянцы втащили коня в город. Ночью греки, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом захватили Трою

V тур – «Исторические ошибки»

Найдите в тексте исторические ошибки
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю». 

В конце урока учитель подводит итог. Наиболее активные участники команд получают оценку. Победившую команду можно наградить грамотой.

Литература.

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс.
  2. Годер Г.И. История древнего мира. 5 класс. Методическое пособие
  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира