Цель программы: формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться в условиях современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
Задачи:
- Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем, воспитание осознанного отношения к труду и народному достоянию учащихся.
- Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданской ответственности, патриотизма.
- Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, деятельности творческих и общественных объединений, сочетая личные и общественные интересы.
- Укрепление здоровья ребенка.
- Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью развития творческого потенциала.
- Воспитание у школьников чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов, идеалов.
- Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений по подразделениям, привлечение к участию в самоуправлении школой, прививание любви и бережного отношения детей к своим родителям.
- Создание условий для учащихся в понимании взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
Главное в программе «Я – гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду.
Реализуется программа по шести направлениям:
І. Направление «Я и Я»
Цель: создание условий для формирования полезных навыков здорового образа жизни, использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения, воспитания, развития учащихся.
Задачи:
- Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
- Использование возможностей каждого учебного предмета в формировании ЗОЖ.
- Привитие интереса к полезным привычкам ( гигиеническим, двигательным и т.д.).
- Включение в занятия спортом большинства учащихся и их родителей.
- Взаимодействие с медицинскими учреждениями, ДК, ДЮСШ, ЦДО.
- Привлечение внимания учащихся к своему здоровью.
- Распространение знаний в области медицины, уголовного, семейного, гражданского права.
- Развитие коммуникативных, творческих способностей школьников.
- Воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других.
С 2000 года в школе внедрена и работает Программа круглогодичного оздоровления учащихся «Модно быть здоровым»
Цель: формирование у детей сберегающего отношения к здоровью и знаний о ЗОЖ.
Задачи:
- Привлечение внимания учащихся к своему здоровью.
- Распространение знаний в области медицины, уголовного, семейного, гражданского права.
- Развитие коммуникативных, творческих способностей школьников.
- Воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других.
Содержание работы:
- Выполнение санитарно-гигиенических норм при организации учебного процесса
- Контроль за объемом учебной нагрузки в соответствии с нормативом
- Расписание уроков в соответствии с нормами учебных нагрузок, заложенных в учебный план
- Введение третьего урока физкультуры
- Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности
- Формирование, укрепление и сохранение здоровья учащихся;
- Внедрение методики «Педагогика здорового развития» В.Ф.Базарного.
- Внедрение здоровье сберегающих технологий по системе Института самосовершенствования человека
Режим учебного дня:
- Утренняя гигиеническая гимнастика
- Физкультминутки на уроках с использованием упражнений по методике «Педагогика здорового развития» В.Ф.Базарного и здоровьесберегающих технологий по системе Института самосовершенствования человека
- Подвижные перемены
- Динамические перемены
- Соблюдение режима питания
- Осуществление процесса витаминизации, прием диетических напитков
- Организация отдыха (в каникулах, летний период)
- Профилактическая работа по предупреждению травматизма
ІІ. Направление «Я и семья»
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье; совершенствование имеющихся нравственных привычек и чувств через усвоение нравственных норм и моральных принципов.
Задачи:
- Поддерживать активную жизненную позицию у родителей наших учеников, активизировать их взаимодействие друг с другом и педагогами школы для улучшения социума.
- Добиться активного участия родителей, жителей села в детских проектах путем организации разнообразных форм досуга всех членов семьи.
- Усилить профилактическую работу с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- Предоставить всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям на базе школы.
- Выявление и создание условий для углубленного развития одаренных детей.
- Формирование у школьников понимания того, что гражданственность проявляется в любви и уважению к своим родителям и родственникам.
Организация работы с родителями:
Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе:
- Участие во внеклассных мероприятиях
- Дни открытых дверей
- Участие в проектной деятельности
- Участие в хозяйственных делах школы
- Реализация детско-взрослых социальных проектов по организация питания школьников
- Участие в районных, республиканских мероприятиях
- Участие в процессе оздоровления учащихся
- Организация каникулярного и летнего отдыха
Просветительская работа
- Мониторинговые исследования
- Родительский лекторий
- Педагогические консультации
- Родительские собрания
Управление школой
- Общественные наблюдатели при проведении ГИА, ЕГЭ, олимпиадах и НПК
- Рейтинг учителей
- Ревизионные комиссии
- Участие в работе по профилактике правонарушений
ІІІ. Направление «Я и культура»
Цель: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, родителей, общественности, учителей через совместную проектную деятельность.
Задачи:
- Создать условия для посещения каждым учащимся кружков и секций в соответствии с их индивидуальными способностями и склонностями.
- Обрести навыки проектной деятельности.
- Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха».
- Содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
В направлении «Я и культура» ведущее место занимает дополнительное образование. Система дополнительного образования функционирует круглодично и позволяет детям показать свои достижения по средствам творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности. С 2008 года действует научно-исследовательское общество школьников «Импульс». Основу общества составляют учащиеся школы. Работа ведется по секциям:
- Начальные классы
- Естественно-математические дисциплины
- Гуманитарные дисциплины
- Историко-краеведческое направление
На базе погранзаставы действует отряд Юный Друг Пограничника.
IV. Направление «Я и моя планета»
Цель: формирование гражданского отношения к планете, создание условий, содействующих осмыслению ребенком себя как части планеты Земля, гражданина ответственного не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю Планету.
Задачи:
- формирование у школьников понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формирование понимания важности общечеловеческого единения в решении глобальных проблем для выхода из кризисной ситуации во всем мире, связанного с экологическими и социальными проблемами;
- формирование эстетического отношения детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Содержание:
- Сельскохозяйственные работы.
- Трудовые десанты.
- Благоустройство территории школы и села.
- Экологические акции.
- Тематические классные часы и мероприятия экологического плана.
- Внеклассные мероприятия школьного научно-исследовательского общества «ИМПУЛЬС» (ток-шоу, викторины, игровые программы).
V. Направление «Я и мое Отечество»
Цель: формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания.
Задачи:
- Формировать правосознание и гражданскую ответственность.
- Воспитывать у учащихся понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний.
- Формирование уважения к членам семьи, понимания сущности основных социальных ролей.
- Развивать у детей творческое мышление, способности, формировать эстетические вкусы, идеалы.
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность своей Родине.
VI. Направление «Я и школа»
Цель: формирование гражданского отношения к школе, создание условий для учащихся в формировании их нравственности, сознательной дисциплины, культуры поведения во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик» и осмысления ими необходимости научных знаний в современном мире. Развитие детского самоуправления через проектную деятельность.
Задачи:
- формирование у подростков осознанной принадлежности к коллективу, понимания его роли в жизни человека, умения сочетать личные и общественные интересы;
- воспитание у школьников осознанного отношения к учению, развитие их познавательной способности и культуры умственного труда;
- привитие уважения к учителю и друг другу, развития у учащихся способностей наследовать опыт старших, любить и заботится о младших школьниках;
- воспитание у учащихся ответственности и чувства хозяина через школьное самоуправление, выполнение распорядка школы и возложенных на них обязанностей и пользование правами ученика.
- развитие общественной активности учащихся;
- формирование правосознания и гражданской ответственности.
Ожидаемый результат реализации программы:
- Удовлетворение потребности детей в социально значимой деятельности.
- Патриотическое воспитание на примере жизненных фактов.
- Становление и развитие активной жизненной позиции школьников.
- В результате нравственного воспитания у школьников сформируются нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.
- Получение возможности родителям наблюдать за духовным развитием детей и управлять им.
- Формирование полезных навыков здорового образа жизни;
- Повышение культурного уровня родителей и детей;
- Овладение умением реализовывать проектную деятельность и получать удовлетворение.
- Повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.
- Повышение эффективности работы по профилактике правонарушений.