Программа воспитательной работы "Я – гражданин России"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель программы: формирование личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться в условиях современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.

Задачи:

  • Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем, воспитание осознанного  отношения к труду и народному достоянию учащихся.
  • Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданской ответственности, патриотизма.
  • Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, деятельности творческих и общественных объединений, сочетая личные и общественные интересы.
  • Укрепление здоровья ребенка.
  • Вовлечение учащихся  в систему дополнительного образования с целью развития творческого потенциала.
  • Воспитание у школьников чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов, идеалов.
  • Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений по подразделениям, привлечение к участию в самоуправлении школой, прививание любви и бережного отношения детей к своим родителям.
  • Создание условий для учащихся в понимании взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Главное в программе «Я – гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду.

Реализуется программа  по шести направлениям:

І. Направление «Я и Я»

Цель: создание условий для формирования полезных навыков здорового образа жизни, использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения, воспитания, развития учащихся.

Задачи:

  • Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Использование возможностей каждого учебного предмета в формировании ЗОЖ.
  • Привитие интереса к полезным привычкам ( гигиеническим, двигательным и т.д.).
  • Включение в занятия спортом большинства учащихся и их родителей.
  • Взаимодействие с медицинскими учреждениями, ДК, ДЮСШ, ЦДО.
  • Привлечение внимания учащихся к своему здоровью.
  • Распространение знаний в области медицины, уголовного, семейного, гражданского  права.
  • Развитие коммуникативных, творческих способностей школьников.
  • Воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других.

С 2000 года в школе внедрена и работает  Программа круглогодичного оздоровления учащихся «Модно быть здоровым»

Цель: формирование у детей сберегающего отношения к здоровью и знаний о ЗОЖ.

Задачи:

  • Привлечение внимания учащихся к своему здоровью.
  • Распространение знаний в области медицины, уголовного, семейного, гражданского  права.
  • Развитие коммуникативных, творческих способностей школьников.
  • Воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других.

Содержание работы:

  • Выполнение санитарно-гигиенических норм при организации учебного процесса
  • Контроль за объемом учебной нагрузки в соответствии с нормативом
  • Расписание уроков в соответствии с нормами учебных нагрузок, заложенных в учебный план
  • Введение третьего урока физкультуры
  • Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности
  • Формирование, укрепление и сохранение здоровья учащихся;
  • Внедрение методики «Педагогика здорового развития» В.Ф.Базарного.
  • Внедрение здоровье сберегающих технологий по системе Института самосовершенствования человека

Режим учебного дня:

  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Физкультминутки на уроках с использованием упражнений по методике «Педагогика здорового развития» В.Ф.Базарного и  здоровьесберегающих технологий по системе Института самосовершенствования человека
  • Подвижные перемены
  • Динамические перемены
  • Соблюдение режима питания
  • Осуществление процесса витаминизации, прием диетических напитков
  • Организация отдыха (в каникулах, летний период)
  • Профилактическая работа по предупреждению травматизма

ІІ.  Направление «Я и семья»

Цель:  формирование гражданского отношения к своей семье; совершенствование имеющихся нравственных привычек и чувств  через усвоение нравственных норм и моральных  принципов.

Задачи:

  • Поддерживать  активную жизненную позицию у родителей наших учеников,  активизировать   их взаимодействие  друг с другом и педагогами школы для улучшения социума.
  • Добиться активного участия родителей, жителей села в детских проектах путем организации    разнообразных форм досуга всех членов семьи.
  • Усилить   профилактическую работу с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • Предоставить всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям на базе  школы.
  • Выявление и создание условий для углубленного развития одаренных детей.
  • Формирование у школьников понимания того, что гражданственность проявляется в любви и уважению к своим родителям и родственникам.

Организация работы с родителями:

Сотрудничество  в учебно-воспитательном  процессе:

  • Участие во внеклассных мероприятиях
  • Дни открытых дверей
  • Участие в проектной деятельности
  • Участие в хозяйственных делах школы
  • Реализация детско-взрослых социальных проектов по организация питания школьников
  • Участие в районных, республиканских мероприятиях
  • Участие в процессе оздоровления учащихся
  • Организация каникулярного и летнего отдыха

Просветительская работа

  • Мониторинговые  исследования
  • Родительский лекторий
  • Педагогические консультации
  • Родительские собрания

Управление школой

  • Общественные наблюдатели при проведении ГИА, ЕГЭ, олимпиадах и НПК
  • Рейтинг учителей
  • Ревизионные комиссии
  • Участие в работе по профилактике правонарушений

ІІІ. Направление «Я и культура»

Цель: раскрытие интеллектуального  и творческого потенциала учащихся, родителей, общественности, учителей через совместную проектную деятельность.

Задачи:

  • Создать  условия  для посещения каждым учащимся кружков и секций в соответствии с их индивидуальными способностями и склонностями.
  • Обрести навыки проектной деятельности.
  • Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха».
  • Содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

В направлении «Я и культура» ведущее место занимает дополнительное образование. Система дополнительного образования функционирует круглодично и позволяет детям показать свои достижения по средствам творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности. С 2008 года действует научно-исследовательское общество  школьников «Импульс». Основу общества составляют учащиеся школы. Работа ведется по секциям:

  • Начальные классы
  • Естественно-математические дисциплины
  • Гуманитарные дисциплины
  • Историко-краеведческое направление

На базе погранзаставы действует отряд Юный Друг Пограничника.

IV. Направление «Я и моя планета»

Цель: формирование гражданского отношения к планете,  создание условий, содействующих осмыслению ребенком себя как части планеты Земля, гражданина ответственного не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю Планету.

Задачи:

  • формирование у школьников понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
  • формирование понимания важности общечеловеческого единения в решении глобальных проблем для выхода из кризисной ситуации во всем мире, связанного с экологическими и социальными проблемами;
  • формирование эстетического отношения детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Содержание:

  • Сельскохозяйственные работы.
  • Трудовые  десанты.
  • Благоустройство территории школы и села.
  • Экологические акции.
  • Тематические классные часы и мероприятия экологического плана.
  • Внеклассные мероприятия школьного научно-исследовательского общества «ИМПУЛЬС» (ток-шоу, викторины, игровые программы).

V. Направление «Я и мое Отечество»

Цель: формирование гражданской позиции  школьника, создание условий для его самопознания.

Задачи:

  • Формировать правосознание и гражданскую ответственность.
  • Воспитывать у учащихся понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний.
  • Формирование уважения к членам семьи, понимания сущности основных социальных ролей.
  • Развивать у детей творческое мышление, способности, формировать эстетические вкусы, идеалы.
  • Развивать общественную активность учащихся,  воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность своей Родине.

VI. Направление «Я и школа»

Цель: формирование гражданского отношения к школе, создание условий для учащихся в формировании их нравственности, сознательной дисциплины, культуры поведения во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик» и осмысления ими необходимости научных знаний в современном мире. Развитие детского самоуправления через проектную  деятельность.

Задачи:

  • формирование  у подростков осознанной принадлежности к коллективу, понимания его роли в жизни человека, умения сочетать личные и  общественные интересы;
  • воспитание у школьников осознанного отношения к учению, развитие их познавательной  способности и культуры умственного труда;
  • привитие уважения к учителю и друг другу, развития у учащихся  способностей наследовать опыт старших, любить и заботится о младших школьниках;
  • воспитание у учащихся ответственности и чувства хозяина через школьное самоуправление, выполнение распорядка школы и возложенных на них обязанностей и пользование правами ученика.
  • развитие общественной активности учащихся; 
  • формирование  правосознания  и гражданской ответственности.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Удовлетворение потребности детей в социально значимой деятельности.
  • Патриотическое воспитание на примере жизненных фактов.
  • Становление и развитие активной жизненной позиции школьников.
  • В результате нравственного воспитания у школьников сформируются нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.
  • Получение возможности родителям наблюдать за духовным развитием  детей и управлять им.
  • Формирование полезных навыков здорового образа жизни;
  • Повышение культурного уровня родителей и детей;
  • Овладение умением реализовывать проектную  деятельность и  получать удовлетворение.
  • Повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.
  • Повышение эффективности работы по профилактике правонарушений.