Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей в педагогическом направлении арт-терапии, получившей наиболее широкую известность в середине XX века. Актуальность данной отрасли в системе педагогического образования в настоящее время признается многими учеными.
Арт-терапия как новое интегративное направление, заимствует фундаментальные теории в педагогике, психологии, психотерапии и в искусстве, прежде всего, изобразительном. Теоретический и практический опыт арт-терапии значим для развития системы педагогических наук. В частности, отмечается очевидная взаимосвязь арт-терапии с коррекционной педагогикой. [1]
Исходя из понятия «терапия» (от греч. – забота, уход, лечение) особый статус в педагогическом направлении приобретает забота о ребенке. Арт-терапия базируется на взаимодействии участников процесса (взрослый – ребенок). С этой точки зрения можно рассматривать арт-терапию как процесс сопровождения, являющийся основополагающим в личностно-ориентированном подходе к обучению детей с недостатками речевого развития.
Художественно-творческая деятельность, и в частности, изобразительная, является мощным средством эстетического и нравственного воспитания, развития и формирования познавательной деятельности, наблюдательности, памяти. Кроме того, она напрямую сопряжена и направлена на развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двигательной координации, речи, мыслительной деятельности.
Изобразительная деятельность способна
развивать личность ребенка, раскрывать его
индивидуальное восприятие мира, корректировать
и формировать представления о предметах и
явлениях, расширяя знания об их взаимосвязях и
взаимодействии. Поэтому так необходимо
использовать в работе с детьми с ОНР
художественно-творческую деятельность.
В изобразительной деятельности дети с ОНР
испытывают определенные трудности,
обусловленные наличием нарушения речи:
наблюдается обедненный запас представлений,
нарушения восприятия формы, пропорций, умения
выделять характерные информативно важные детали
и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом
решении. При анализе образца или рисунка дети не
могут выделить форму и количество элементов, их
взаимное расположение. Дети с трудом запоминают
последовательность действий. Возникают
трудности при самостоятельном планировании
работы, при составлении отчета по своим
действиям. Обозначенные трудности ограничивают
изобразительные возможности детей с ОНР,
сказываясь, в конечном счете, на развитии
воображения и творческого потенциала. Кроме
того, имеются проблемы, связанные с недостаточно
развитой общей и тонкой моторикой, двигательной
координацией, а также с отсутствием умения
использовать разнообразный изобразительный
материал. Особенности развития детей с ОНР
проявляются в несовершенстве работы такими
традиционными изобразительными материалами, как
кисти, краски и карандаши, требующими четкости и
точности движений руки и глаза. Этим
усугубляются причины трудностей
изобразительного характера, требующих наличия
графических и живописных навыков.
Ряд авторов [3,4] отмечают особую важность понимания специфики применения тех или иных изобразительных средств, техник и материалов в зависимости от замысла. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений.
Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники, как «коллаж», создание композиций из природного материала, аппликации. Используемые для аппликаций материалы могут быть как традиционными (цветная бумага, картон), так и нетрадиционными (ткани, тесьма, блестки, кружева, шпон и т.д.). Картон тоже может быть разным: «веселым», «волшебным», голографическим, гофрированным. Цветная бумага может быть бархатной, двусторонней, «веселой», металлизированной. Работы из таких материалов получаются очень яркие, необычные, доставляют детям радость и удовольствие.
С целью развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики полезно размазывать по поверхности (картон, дощечка) пластилин и другие пластические массы (глину, соленое тесто). В исследованиях [2] отмечается, что глина, пластилин, соленое тесто подходят для работы с агрессивными детьми. Также для развития мелкой моторики актуальной является «рваная» аппликация.
У детей с ОНР зачастую присутствует и синдром гиперактивности. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации и самоконтроля. В данном случае, предлагается использовать веревочную технику, выполнение различных аппликаций из крупы, семечек, ракушек, спичек, соли.
Очень интересно детям выполнение работ на больших листах ватмана, обоях. Большой формат предполагает использование широких кистей, дети рисуют размашистыми движениями, что помогает преодолевать замкнутость, эмоциональную зажатость.
В детском возрасте возникают определенные трудности по раскрытию сюжета, связанные, прежде всего, с отсутствием опыта. Эта проблема особенно касается детей с ОНР. Облегчить поставленную задачу поможет использование техники цветного клейстера, которая направлена на получение всегда неожиданного изобразительного результата, заставляет работать фантазию на основе полученных изобразительных эффектов, облегчает работу цветом.
Очень сложной задачей для детского творчества является передача фактуры материала. Использование техники штампов поможет справиться с ней более быстро и на более высоком изобразительном уровне. В качестве таких штампов используется мятая бумага, губка, скрученная в трубочку бумага, марля, ткани. Попробуйте так же предложить детям в качестве штампов ватные палочки, веревочку, спичечный коробок, катушки, пуговицы, ключи, листья растений.
Как сделать фон похожим на текстурную бумагу? Можно предложить детям несколько вариантов. Первый вариант – это акварель по сырой бумаге плюс соль. Получается очень необычный фон. Еще один вариант – это акварель плюс целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов. Использование акварели и упаковочного материала с «пузырьками» – еще один нетрадиционный способ тонировки бумаги. Из такой текстурной бумаги можно сделать очень красивые открытки. [5]
Техника «Рисование по мятой бумаге» интересна тем, что краска затекает в места сгиба бумаги и образует эффект потрескавшейся штукатурки.
Рисунок с резервом или батик получается, когда часть рисунка покрывается специальными материалами, на которые не ложится краска (акварель) и контурный рисунок сохраняется. Основой для резерва могут быть разные материалы: канцелярский клей, свеча восковая или парафиновая, восковые мелки.
Полезной для детей с ОНР является техника работы пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, моторно-двигательную координацию. Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: ладошки могут превращаться то в елку, то в крылья птицы, то в гребешок петушка, а то в забавного человечка.
Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка с общим недоразвитием речи, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательные способности детей, развивает их творческий потенциал.
Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи.
Литература:
- Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.
- Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112
- Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.