Цели:
- Образовательная: ввести понятие и определение логарифма числа; ознакомить со свойствами логарифмов и вывести некоторые из них.
- Развивающая: выработать умение находить логарифмы чисел, упрощать и вычислять выражения, используя основное логарифмическое тождество; выработать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; формировать самостоятельность мышления.
- Воспитательная: показать взаимосвязь математики с окружающей действительностью; формировать навыки общения, диалога, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы обучения: частично-поисковый, диалоговый.
Оборудование: мультимедиа-пректор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник Алгебра и начала анализа 10-11/А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин, Б.М.Ивлев, С.И. Шварцбурд.
План урока.
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация знаний – 4 мин.
- Мотивация – 5 мин.
- Объяснение нового материала – 10 мин.
- Закрепление – 15 мин.
- Срезовая работа – 7 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д. Пойа)
2. Актуализация знаний
Я предлагаю решить следующее уравнение: 4x
= 16.
Оно показательное, т.к. х находится в показателе
степени, x = 2, т.к 42 = 16. Верно!
А теперь попробуйте решить похожее
показательное уравнение: 4x = 10.
Что-то не так? Заметили, что 41 = 4, а 42 =
16. Значит х заключается между числами 1 и 2. Как
найти такое число? В первую очередь нужно
осознать, что такое х.
х – это такое число, в которое нужно возвести 4,
чтобы получить 10.
Назовем это число логарифмом 10 по основанию 4 и
запишем как х = log410. Вот это и есть ответ,
который мы искали.
Решите уравнение 3x = 16. Ответ: x = log316,
а ещё такое: 5x = 46. Ответ: x = log546.
Легко, не правда ли?
Тогда сформулируйте определение логарифма c
= logab.
Логарифмом называют такое число с,
что если возвести в него а получим b
(Слайд 2).
3. Мотивация
Давайте выясним, имеет ли смысл решать логарифмы. Может это просто головоломки, которые придумали математики? Где применяются логарифмы и нужны ли они нам в жизни? Об этом вам расскажет презентация (Слайды 3-7).
4. Объяснение нового материала
До сих пор мы знали, что нельзя делить на ноль и
извлекать корень чётной степени из
отрицательного числа. Для логарифмов а
> 0, а =/= 1 и b > 0.
Существуют также понятия десятичный и
натуральный логарифм. В математике они
употребляются очень часто.
log10b = lgb
Основание 10 не пишется, буква "о" пропадает. Такие логарифмы называются десятичными (Слайд 8).
logеb = lnb
Логарифмы по основанию "е" называются натуральными. Число е = 2,71828182845..... (Слайд 9)
Задание. Найдите значение выражения:
- log232 + log416 =
- log7343 – log5125 =
По определению логарифма в первом примере log232 = 5, log416 = 2, тогда log232 + log416 = 5 + 2 = 7; во втором log7343 = 3, log3125 = 3, то log7343 – log3125 = 3 – 3 = 0.
Не всегда возможно решить задачу таким путем, поэтому математики вывели и доказали 10 свойств логарифмов, ознакомиться с ними поможет презентация (Слайды 10-19).
5. Закрепление
Давайте попробуем решить следующие упражнения, используя знания полученные сегодня на уроке.
1) Найдите логарифм числа по основанию:
а) 2 числа 32
b) 4 числа 64
с) 5 числа 125
d) 7 числа 343
e) 2 числа
f) 3 числа
g) 6 числа
2) Решите уравнение:
а) log2x = 5
b) logx36 = 2
с) logx = –
d) logх = –
3) Найдите x по данному его логарифму:
а) logx = log7 – log3 + log8
b) logx = 2log3 + log6–log9
с) logx = log3 + log5 – log4
d) logx = log(a + b) – (loga + 2log(b + c))
4) Решите уравнения:
а) log(2x + 3) = 0
b) log0,2(x – 1) = 4
с) log5x2 = 2
d) log3(9 – 2x) = 3 – x
5) Решите уравнения:
а) log0,1(x2 + 1) = log0,1(2x – 5)
б) lg(x2 + 75) – lg(x – 4) = 2
6. Срезовая работа
Предлагаю решить задания по карточкам.
Вариант I 1. Найдите логарифм по основанию 2: |
Вариант II 1. Найдите логарифм по основанию 3: |
7. Итог урока
Обменяйтесь своими работами и поставьте отметки. Ответы даны на доске:
Вариант I 1.–2; 2.3; 3.2; 4.1; 5.(–3;4). |
Вариант II 1. –3; 2.32; 3.10; 4.2; 5. . |
За 3-4 правильных ответа – «4», за 5 или 4 и 5-е с незначительной ошибкой – «5». Сдайте работы.
Ответьте на вопросы:
– Что называют логарифмом?
– Какие свойства логарифмов вы знаете?
– Чему равен логарифм произведения?
– Чему равен логарифм частного?
– Чему равен логарифм степени?
8. Домашнее задание.