Обобщение. Басни И.А. Крылова. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: продолжить знакомство с баснями И.А.Крылова.

Задачи: создать условия для развития творческих способностей детей, интереса к чтению, коммуникативных способностей.

Тип урока: комбинированный урок.

Учащихся в классе: 18.

Краткое описание: Урок литературного чтения «Обобщение. Басни И.А.Крылова» разработан по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

По типу – урок обобщения.

Учебный материал: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация (Приложение 1), портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням И.А. Крылова, выставка книг И.А. Крылова, костюмы для инсценирования басен, карточки (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент, настрой на урок. (Слайд №1, приложение 1)

Наш урок я хочу начать с улыбки. Мы добры и приветливы, ласковы и доброжелательны.

Я желаю вам хорошего настроения, творческих успехов, бережного отношения друг к другу.

II. Определение темы и задач урока. 

Учитель. Ребята, прочитайте стихи и постарайтесь определить, тему нашего урока. (Слайд №2, приложение 1)

Дети читают стихи:

«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.»

Итак, вы готовы назвать тему нашего урока? (Басни И.А.Крылова)

Да, вы правы, у нас сегодня вновь состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что такое БАСНЯ, познакомились с некоторыми из них. (Слайд №3, приложение 1)

А чем же сегодня мы займемся на уроке? (Предположения детей) Сегодня на уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новой басней, будем работать над выразительным чтением по ролям, узнаем новые биографические сведения об авторе.

(Слайд №4, приложение 1)

III. Повторение изученного.

Учитель. Сначала я предлагаю вам вспомнить, что вы уже знаете о баснях. Поработайте с тестом. Работу выполните в парах. (Слайд №5 - 6, приложение 1)

(Детям предлагается тест один на пару. Работа в парах проводится таким образом: дети работают ручками разных цветов; первое задание выполняет один и обводит выбранную букву, если второй согласен с выбором, то он тоже обводит эту букву, а если не согласен, то обводит свою букву; второе задание объясняет другой и т.д.)

  1. Басня – это:
    А) краткий рассказ;
    Б) поучительный рассказ;
    В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
  2. Басни писались с целью:
    А) высмеять пороки людей
    Б) научить правильному поведению
    В) показать пример для подражания
    Г) рассмешить
  3. Форма речи басни имеет:
    А) прямое значение
    Б) иносказательное значение
  4. В басне:
    А) есть вывод – мораль
    Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
    В) вывод не нужен

(Самопроверка по слайду №7, приложение 1)

IV. Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове

Учитель. Писали басни так же Ломоносов, Пушкин, Л. Толстой, С. Михалков. Но самыми известными стали басни И.А. Крылова.          

- Ребята, а что вы знаете о детстве И.А. Крылова? (Слайд №8, приложение 1)

(Выступление ученика).

«И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

Учитель. (Слайд №9, приложение 1) Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Иван Андреевич часто сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял.

Сегодня мы имеем возможность увидеть сцены из басен великого Крылова.

Для того, чтобы сегодня получились яркие выступления, должны были поработать только одни артисты? (Нет.) Расскажите, пожалуйста, как вы готовились к этому уроку?

(Класс разделился на три группы. В каждой группе распределили роли: артисты, костюмеры, оформители.)

(1 группа показывает басню «Ворона и лисица», (Слайд №10, приложение 1)

2 группа – «Мартышка и очки», (Слайд №11, приложение 1)

3 группа – «Стрекоза и муравей») (Слайд №12, приложение 1)

Ученики других групп оценивают выступление одноклассников:

Что оценивать

Как оценивать

отлично

хорошо

удовлетв.

1гр

2гр

3гр

1гр

2гр

3гр

1гр

2гр

3гр

Выступление актёров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костюмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Молодцы наши артисты. Давайте скажем спасибо и нашим костюмерам и оформителям. А сейчас я хочу вас познакомить с новой басней «Лебедь, рак и щука».

(Дети прослушивают аудиозапись.) (Слайд №13, приложение 1)

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете басни великого Крылова. Вам сейчас придётся продолжить работу в своих группах. (Слайд №14, приложение 1)

(Задание для групп: каждый берет себе вопрос (на карточке) и определяет, какая это басня, затем говорит ведущему; если ведущий с ним согласен, то он вписывает номер вопроса в свою таблицу, а если не согласен, то исправляет и записывает верный вариант.)

 

«Ворона и Лисица»

 

«Стрекоза и Муравей»

 

«Мартышка и очки»

 

«Квартет»

 

«Слон и Моська»

Вопросы:

А. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?

Б. Из какой басни эти строки:

«Лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

В. В этой басне два героя – один очень маленький, а другой – очень большого роста.

Г. В этой басне 5 действующих лиц. Что это за басня?

Д. Героиня что-то от людей слыхала, но не знала, как это применить. Как называется это произведение?

Учитель: Ребята, посмотрите какие замечательные рисунки сделали художники к басням Крылова. Наши ребята тоже постарались и сделали свои рисунки.

(Рисунки на доске.)

- А теперь задание по иллюстрации отгадать басню. (Слайд №15 – 16, приложение 1)

Все ли иллюстрации вам были знакомы? (Нет.)

А вы хотите узнать больше басен Крылова? Я вам предлагаю два варианта знакомства с новыми баснями:

  1. вы можете прочитать, воспользовавшись папкой, которую я для вас приготовила;
  2. вы можете прослушать записи басен, воспользовавшись аудиокнигой, которую я так же приготовила для вас.

Право выбора за вами.

(Слайд №17, приложение 1)

- Ребята, вы сегодня прикоснулись к творчеству великого баснописца И.А. Крылова. Мы обязательно будем и дальше читать басни Крылова.

Домашнее задание будет таким: самостоятельно познакомиться с новыми баснями и записать их в читательский дневник.

Комментарии: Если на уроке останется время, то можно просмотреть фрагмент мультфильма «Стрекоза и муравей» или предложить детям раскрасить картинку к басне «Лебедь, щука и рак».