Классный час по правилам дорожного движения "А + Б"

Разделы: Начальная школа


Цель: пропаганда правил дорожного движения среди уч-ся; предупреждение дорожно-транспортного травматизма; проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улице.

Оборудование: детские рисунки на тему «Зелёная улица»; дорожные знаки; сигнальные карточки (круги красного и зелёного цвета для каждого ученика).

Ход классного часа

1. Вступление.

- Здравствуйте, ребята! Наш классный час называется «А+Б» - «Азбука безопасности». Сегодня мы с вами поговорим о том, как надо вести себя на улице. Где и когда можно переходить дорогу.

2. Дорожные ситуации.

- Вы каждый день, когда идёте в школу, переходите самые разные улицы, по которым едут автобусы, автомобили. Все они подчиняются правилам дорожного движения. Вы уже знаете основные правила дорожного движения. А вы соблюдаете их? Послушайте, пожалуйста, истории, герои которых не соблюдали правила дорожного движения, и что из этого вышло. (Стихи читают заранее подготовленные ученики).

Жил в нашем городе маленький Зайка,
Был этот маленький Зайка – зазнайкой.
Надо пройти по проспекту немножко,
Здесь пролегала в белых шашках дорожка,
Жёлтая стрелка горит: «Переход»,
Дружно идёт по дорожке народ.
Но бегал Зайчишка в любую погоду
Там, где на улице нет перехода.
Прыгал у самого носа машин,
Возле сердито надувшихся шин.
Слушаться старших никак не хотел,
И на него грузовик налетел.
Так наш косой под машину попал.
Глаза лишился и лапу сломал.
Мама и папа, сестрёнка и брат
Сказали Зайчишке: «Ты сам виноват!»

- Почему Зайчишке сказали, что он сам виноват? А среди вас есть такие Зайки – зазнайки? Где можно переходить улицу?

Приобрёл сегодня Петя где-то книжку «Винни-Пух».
Позабыв про всё на свете, важно шествует петух.
Про мальчишку-шалунишку он читает по складам.
Убирай-ка, Петя, книжку, зазеваешься – беда!
Мостовая – не читальня, будь внимателен за двух,
Может кончиться печально чтенье книжки «Винни-Пух».
Ты пройди ещё немножко: по соседству у ворот –
Пешеходная дорожка, рядом стрелка – «Переход».

- Почему Пете сказали, что чтенье может кончиться печально? А теперь, послушайте истории из жизни. (Читает учитель).

Долгожданный подарок.

Родители подарили Сергею велосипед. От радости Серёжа слова вымолвить не мог. Он давно мечтал о такой машине: серебряные спицы, блестящий руль и звонок – звонкий-презвонкий. Едва дождавшись следующего дня, Серёжа вышел во двор с новым велосипедом.

Ребята ещё не собрались, и пока их не было, хотелось опробовать подарок. Весело закрутились педали, свежий ветер засвистел в ушах. «Отлично!» - задыхаясь от восторга, кричал Серёжа. Он сделал десять кругов вокруг двора и совершенно забыл о папином предупреждении – не выезжать на дорогу.

Нарушая правила дорожного движения, Серёжа выехал на проезжую часть. Движение возле дома было слабое, но редкие машины всё время сигналили, а водители грозили кулаком. Ещё бы: ехал Сергей посередине дороги.

Проехав немного по своей улице, Сергей выехал на проспект, где очень оживлённое движение. Разгорячённый быстрой ездой, Сергей выехал на красный свет, и через мгновение всё закрутилось перед его глазами, а от удара он потерял сознание. Очнувшись, он увидел людей, склонившихся над ним, и совершенно разбитый велосипед.

- Вот так печально кончилась эта история. Почему? С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? А пока вам не исполнилось 14 лет, где вам можно ездить?

Игра в хоккей.

Холодно на улице. Разгулялся мороз не на шутку. Редкие прохожие кутаются в шубы, да и тех совсем мало. А на дороге, где не часто, но проезжают автомобили, развернули хоккейную баталию мальчишки. Вот кому мороз не страшен! Слышен звонкий смех, громкое дыхание. Гоняют ребята шайбу и ворота такие придумали: из ящиков, в которых молоко возят. Тут же и болельщики собрались. Если видят подъезжающую машину – кричат, и все ребята покидают своё «хоккейное поле».

Совсем жаркая игра завязалась, счёт ничейный. И вдруг в ворота Алёши влетает шайба… Пока доставал шайбу Алёша, грузовик показался на дороге. Ребята все успели отбежать, а Алёша не успел. Тормоза завизжали, но скользко очень… Хорошо, что шофёр попался опытный, остановил машину перед мальчиком.

- Вот такая не очень весёлая история произошла с ребятами из нашего двора. Не было бы её совсем, если бы… Закончите предложение.

3. Разминка.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да» и «Нет». Отодвиньтесь от парты. Я буду читать стихи, а вы хором отвечать «Да», а на ответ «Нет» - топать ногами.

  • Старушка, преклонные очень года,
    Ты место в автобусе уступишь ей…?
  • Быстрая в городе очень езда,
    Правила знаешь движения…?
  • Вот в светофоре горит красный свет,
    Можно идти через улицу?
  • Ну, а зелёный горит, вот тогда
    Можно идти через улицу?

- Сядьте на свои места. Теперь вы будете светофорами. У вас красный и зелёный сигналы. Я буду задавать вопрос и давать на него несколько ответов. Если ответ правильный, вы показываете зелёный сигнал, если нет – красный.

На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

  • Красный
  • Жёлтый
  • Зелёный

Можно ли играть на мостовой?

  • Можно, если нет машин
  • Никогда нельзя, это опасно
  • Можно, особенно зимой в хоккей, потому что снег там плотно укатан

Что такое тротуар?

  • Дорога для велосипедистов
  • Дорога для пешеходов
  • Дорога для транспорта

Можно ли вблизи дорог кататься с горок на лыжах или санках?

  • Можно, но осторожно
  • Иногда можно, если на дороге нет машин
  • Нельзя, это опасно

Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами ДТП?

  • Переход дороги в неустановленном месте
  • Игры на мостовой
  • Хождение по проезжей части

- Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? А сказки? Значит, знаете сказочных и мультяшных героев. Тогда проверим, как вы знаете их транспортные средства.

- Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

- На чём летал Старик Хоттабыч? (Ковёр-самолёт).

- На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке).

- Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

- Во что превратила фея тыкву для Золушки? (В карету).

4. Дорожные знаки.

- А сейчас мы попадём в сказку (Инсценировка детей).

- Жила-была девочка. И звали её Красная Шапочка. Вот однажды испекла её мама пирогов и отправила Красную Шапочку к бабушке. А путь был неблизкий и опасный. Бабушка переехала в город, в дом с девятью этажами. И мама строго настрого наказывала: «Выходить на дорогу не спеши, т.к. на дорогах очень много машин». И вот пришла Красная Шапочка в город.

Кр.Ш.

Как интересно устроили в город:
Сколько рисунков висит вдоль дорог,
Здесь, видно, ходят лишь, кто немолод
(показывает на знак «Ограничение скорости»),
Здесь кто-то велосипед продаёт
(«Движение велосипедам запрещено»),
Там впереди огород за забором
(«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»),
Здесь можно бегать и даже играть
(«Дети»),
А для чего этот знак нарисован?
Здесь самолётики можно пускать?
(«Низколетящие самолёты»),
Как хорошо тот прожектор моргает,
Вот он зелёный, вот красный опять.
Может он улицу днём освещает?
Надо у бабушки будет узнать.

Ведущ.

Долго вертелась она у дороги –
Всё интересно, но бабушка ждёт.
Дом уже виден, и вот без тревоги
Красная Шапочка прямо идёт.
Мамин наказ позабыла напрасно.
Думала всё: «Ну какой от них прок?»
Вот и случилось – ну просто ужасно –
И на пути появляется волк!

Волк:

Что это делаешь ты на дороге?
Или не страшно? Ведь ты не в лесу?

Кр.Ш.

Страшно-то страшно, и путь-то был долгий,
К бабушке в город гостинцы несу.
Волк, объясни, для чего эти знаки?
Что освещает прожектор цветной?

Волк.

Этот горит, чтоб не сбиться во мраке,
Знаки висят, чтоб вертеть головой.
Ладно, садись, вмиг до бабки доедем,
Ездить в машине – не ползать пешком.
Эх, похвалился бы перед медведем
Я бы своим таким быстрым конём.

Ведущ.

Бабушка внучку дождётся едва ли.
Волк не знал правил и даже прав не имел.
Знаки нужны не для того, чтобы вертеть головой,
А чтобы правильно действовать на мостовой.
Всё это знать надо вам непременно,
Чтобы по улицам смело ходить.
Чтоб не бояться дорог совершенно,
Правила надо читать и учить.

- Ребята из нашего класса приготовили загадки. Отгадайте их.

  • Вот большой зелёный сквер, а напротив буква «Р».
    Не простая буква «Р», а в квадрате буква «Р».
    Надо милиционера подозвать и расспросить,
    Неужели возле сквера «Р» нельзя произносить?
    Захочу сказать «Ура», а получиться «Уа»…
    Что означает этот знак? (Стоянка).
  • Нарисован человек, землю роет человек.
    Почему проезда нет? Может быть, здесь ищут клад?
    И старинные монеты в сундуке большом лежат?
    Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный царь?
    Что за знак? (Ремонт дороги).
  • Отчего бы это вдруг стрелки дружно встали в круг,
    И машины друг за другом мчатся весело по кругу?
    Что такое, в самом деле, словно мы на карусели?
    Что означает этот знак? (Круговое движение).

5. Итог

- Наш классный час хочется закончить такими словами:

Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог,
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Чтоб не случилась с тобою беда,
Азбуку города помни всегда.