Одним из важнейших направлений деятельности школы является объединение ее усилий по воспитанию детей с семьей.
В настоящее время предполагается, что школа призвана быть важнейшим социальным институтом, который осуществляет не только воспитание детей, но и педагогически управляет семейным воспитанием. Действительно, школа может расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание и т. п. Но для этого нужна целенаправленная и систематическая работа, которая складывается годами путем отбора ее рациональных форм и методов. При этом необходимо помнить, что нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям и т. п. Чтобы проводить такую работу, педагог сам, прежде всего, должен обладать высокой профессиональной педагогической культурой.
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной человека. На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным помогало совершенствованию личности ребёнка во всей её полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В.А Сухомлинского «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться, «- как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матери и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание.»
Педагог, работающий с коллективом учащихся, в данном случае классный руководитель, должен хорошо себе представить формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношение в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления формы работы с родителями.
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними.
Достичь успеха в воспитании моих учеников мне помогают родители, которые являются союзниками в работе. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны : это посещение семьи школьника, конференции по обмену опытом воспитания, родительское собрания, участие в подготовке и проведении праздников, в постановке спектаклей.
Первая встреча с родителями в новом учебном году происходит при посещении семьи школьника в первой четверти( сентябре, октябре). Каждая семья это большой и сложный мир. В каждой из них свои привычки, традиции, свои отношения. Во всём это надо разобраться, выявить сильные и слабые стороны в воспитании детей. Изучение внутрисемейных отношений, разуметься дело сложное, но нужное. Без этого трудно дать конкретнее советы родителям. В беседе с родителями выясняю, чем их ребёнок занимался летом, участие его в домашнем труде, выполнение установленного режима школьника, как отдыхал, что прочитано ребёнком, как оборудовано рабочее место для приготовления уроков. Хорошее значение школьников позволяет конкретно планировать воспитательную работу и проводить её с большим успехом. Первое задание для учащихся нарисовать рисунок, написать сочинение «Как я провёл лето», изготовление самых разных различных поделок, беседа о выполнении режима дня летом. На первом родительском собрании оформляем выставку работ: поделок, рисунков. Хочется чтобы родители знали: их ждут в школе рады встреч с ними.
Родители приходят не только на родительские собрания, но и на традиционные классные мероприятия. Очень интересен был классный час для мам «Спасибо, Вам, Мамы» где ребята читали стихи , пели песни, частушки, показывали сценки, сочиняли стихи для мам.
Праздники – это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои потребности. Традиционным стал праздник «Встреча нового года», дети мастерили новогодние игрушки, вырезали снежинки, делали гирлянды, учили, стихи песни, а поскольку класс небольшой родители активное участие приняли в сценарии. К 9 мая прошёл классный час «Никто не забыт, ничто не забыто». Были приглашены родители, библиотекарь. На фоне тихой музыки военных лет рассказывали о ветеранах. Были организована выставка рисунков по прочитанным книгам о войне.
Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают. Помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания. Родители не меньше детей волнуются, переживают. Они большую роль помощь оказывают в учёбе. Все ребята в классе учатся на хорошо и отлично.
В конце учебного года вместе с родителями мы ремонтируем классную комнату. Мне не приходиться уговаривать родителей, их поддержку и помощь хочется делать многое.
Мои дети любят выступать. Читать стихи. Ставить сценки. Очень активны. Я благодарна за помощь. Хочется верить. Что так же творчески. С огоньком они будут работать и дальше. Помогая классному руководителю.
Единство воспитательной деятельности педагогов. Родителей создаёт наиболее благоприятные условия всестороннего развития личности. В процессе совместной слаженной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребёнка, накапливается опыт правильного поведения в разной обстановке. При этом формирование чувств, взглядов, убеждений и соответствующих им поступков, составляющих основу единства сознания и поведения личности. Осуществляется более планомерно. Без срывов и конфликтов. Посредством единых требований взрослых укрепляется воля детей. Они становятся заметно активнее, настойчивее в достижении цели, решительнее в преодолении трудностей, содержание в обычном поведении.