Цель: комплексное развитие познавательно -речевой деятельности детей.
Задачи:
- обучать звуко-слоговому анализу слов;
- развивать умение соотносить числа и цифры; упражнять в сравнении количества предметов, используя математические символы ( <, >, = );
- воспитывать способность действовать в коллективе, чувствовать и понимать друг друга.
Форма проведения занятия: игра «Поле чудес».
Материалы и оборудование: шляпа с надписью «игра», карточки с буквами (ф, е, д, о, р, а), магниты, демонстрационная доска, фишки (круги) красного, зеленого, синего цвета (по 6штук); карточки с цифрами от 1 до 10 (2-а комплекта), счетные палочки красного и синего цвета, карточки с математическими знаками ( <, >, = ); «сюрпризница» с двумя призами.
Методы: практический, наглядный, словесный, игровой, поисковый.
Приёмы: сюрпризный момент, игровой, соревнование, анализ, сравнение.
Предварительная работа: чтение произведений К.И. Чуковского, рисование по мотивам сказок К.И. Чуковского, знакомство с математическими знаками.
Ход работы
Вводно-информационная часть
- На улице волшебника я встретила вчера.
Он шляпу подарил мне. Здесь надпись есть: «Игра».
Уверена, по вкусу придётся вам она.
В волшебной шляпе – буквы.
Того, кто угадает их, ждут приз и похвала.
Всех смелых, любознательных и находчивых прошу занять места за игровым столом.
Основная часть
- Внимательно посмотрите на доску. Перед вами пустые клеточки. Необходимо заполнить их буквами, и вы прочтёте слово, которое обозначает героя /героиню сказки К.И. Чуковского. За каждую правильно угаданную букву игроку вручается счетная палочка. Победит тот игрок, кто наберёт наибольшее количество палочек (мальчикам - синие палочки, девочкам – красные палочки).
Игроки по очереди называют буквы. Ведущий размещает их в нужные клеточки.
Прочтём полученное слово: «Федора».
Как называется произведение К.И. Чуковского, в котором упоминается данная героиня? – «Федорино горе».
- Посчитайте, сколько букв в данном слове. Выберите карточку с нужной цифрой и поместите её в конце слова.
- Назовите гласные звуки. Сколько их? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красными фишками закройте все буквы, обозначающие гласные звуки в этом слове.
- Назовите согласные звуки. Сколько их? Чем согласные звуки отличаются от гласных? Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? Все ли согл асные звуки звучат одинаково? Сравните: флоксы – фиалки; форма – ферма; фрукты – финики; Фома – Филипп. В чём разница? Согласные звуки могут звучать мягко и твёрдо. Синими/зелёными фишками закройте буквы, обозначающие согласные звуки?
- Разделим доску на 2-е части. В правой части разместим фишки, обозначающие гласные звуки (красные), в левой – фишки, обозначающие согласные звуки. Посчитайте, сколько фишек в правой части и, сколько в левой части. Обозначьте их количество нужными цифрами (3 и 3). Какой математический знак нужно поставить? Выберите из трёх знаков один. Что можно сказать о количестве гласных и согласных звуках в слове? (их поровну; 3=3).
- Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Обозначьте количество мягких и твёрдых согласных нужными цифрами и поставьте между ними нужный математический знак (1<2). Каких больше, каких меньше?
- Посчитайте свои палочки. Сколько у каждого? У кого больше? Аплодисменты победителю.
- Разделимся на 2 группы по цвету ваших палочек. Каждая группа сложит из своих палочек дорожку. Дорожка, какого цвета оказалась длиннее/короче? На сколько? Как узнали? (сосчитали палочки или измерили)
- Соревнование: «Кто быстрее?»
Все участники выстраиваются на линии старта. Обозначают линию финиша. На финише размещают сюрпризницу с призами. Каждый участник называет слово, обозначающее героев сказок К.И Чуковского, и делает в направлении финиша столько шагов, сколько слогов в названном слове. Например: Мой – до-дыр (3 шага); Цо-ко-ту-ха (4 шага). Победит тот, кто первым дойдёт до финиша.
Заключительная часть
Стоя в кругу, без слов только с помощью жестов и мимики, каждый участник передаёт своё настроение от проделанной работы. Вручение призов.
Используемая литература:
- Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М., 1989.
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/Под научной рекомендацией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2007.- 128с.
- Соловьёва Е.В. «Моя математика». Методические рекомендации для воспитателей.