Обобщающее повторение по теме "Описательная статистика"

Разделы: Математика


Цели урока:

образовательные:

  • повторить и закрепить основные понятия: среднее арифметическое, медиана, размах, отклонения, дисперсия;
  • развивать умения работать с таблицами и навыки обработки полученных данных;

развивающие:

  • способствовать развитию самостоятельности, воображения, логического и образного мышления;
  • расширять математический кругозор;
  • развивать навыки исследовательской деятельности

воспитательные:

  • развивать умения быстро анализировать информацию;
  • развивать умения принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор;
  • развивать чувство ответственности за выполнение задания;

Задачи урока:

  • проверить понимание и качество усвоения темы;
  • закрепить полученные знания в ходе выполнения практических заданий урока;

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки для самостоятельной работы, презентация к уроку (приложение 1).

План урока

Этап урока

Цель этапа

Время, мин

1

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих учащихся в классном журнале.

2

2

Проверка домашнего задания

Выборочная проверка домашнего задания, исправление ошибок по домашней работе.

5

3

Фронтальная работа

Повторение теоретического материала, пройденного на предыдущем уроке.

10

4

Закрепление ранее изученного материала

Формирование у учащихся навыков вычисления среднего арифметического, медианы, размаха, отклонения, дисперсии. Подготовка учащихся к выполнению практического задания.

10

5

Физкультминутка

Разминка для спины, рук и глаз.

2

6

Самостоятельная работа

Закрепление знаний полученных на уроке.

10-15

7

Подведение итогов

Обобщение полученных знаний.

2

8

Домашняя работа

Консультация по домашней работе.

2

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих учащихся в классном журнале, настройка учащихся на успешную работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания: выборочно.

3. Фронтальная работа: повторение теоретического материала, пройденного на предыдущем уроке, слайды 2-6, приложение 1,

4. Закрепление ранее изученного материала: слайды 7-8, приложение 1.

Учащиеся находят соответствие в таблицах 1 и 2 определений понятий описательной статистики и заполняют таблицу 3.

Таблица 1

A

Отношение суммы нескольких чисел к их количеству – это …

B

Число, которое разделяет упорядоченный числовой набор на две одинаковые по численности части - это …

C

Число, которое в числовом наборе встречается чаще других – это …

D

Разность между наибольшим и наименьшим числом набора чисел – это …

E

Среднее арифметическое квадратов отклонений от среднего значения – это …

Таблица 2

1

МОДА

2

ДИСПЕРСИЯ

3

РАЗМАХ

4

СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ

5

МЕДИАНА

Таблица 3

A

B

C

D

E

 

 

 

 

 

Таблицы 3 и 4 представлены в индивидуальных карточках учащихся в Приложении 2, количество индивидуальных карточек распечатывается в соответствии с количеством учащихся в классе.

5. Физкультминутка: разминка для спины, рук и глаз.

6. Самостоятельная работа: слайд 9, приложение 1, (учебник стр.47, таблица 3)

Задание для самостоятельной работы:

Население шести крупнейших городов Московской области в разные годы, тыс. чел.

№ п.п.

Город

1959

1970

1981

2002

1

Коломна

118

136

150

147

2

Люберцы

95

139

163

163

3

Мытищи

99

119

145

158

4

Подольск

129

169

205

190

5

Химки

47

85

121

136

6

Электросталь

97

123

143

146

Найдите среднее арифметическое, медиану, размах и дисперсию числа жителей городов Московской области в разные годы. Полученные данные занесите в таблицу 4.

Учащиеся должны проанализировать:

  • I вариант - данные населения городов Московской области в 1959 г.
  • II вариант - данные населения городов Московской области в 1979 г.
  • III вариант - данные населения городов Московской области в 1981 г.
  • IV вариант - данные населения городов Московской области в 2002 г.

Затем учащиеся находят среднее арифметическое, медиану, размах и дисперсию числа жителей городов Московской области в разные годы. Полученные данные заносят в таблицу 4 и сдают учителю на проверку.

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание: учебник, стр.54, таблица 6. По данным таблицы найти статистические характеристики среднего арифметического, медианы, размаха, отклонения, дисперсии.

Используемая литература:

  1. Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика»
  2. Е.А. Бунимович , В.А. Булычев «Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы»
  3. В.В. Бородкина и др. «Теория вероятностей и статистика. Контрольные работы и тренировочные задачи. 7-8 класс»
  4. Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика. Методическое пособие для учителя»