Цели урока:
образовательные:
- повторить и закрепить основные понятия: среднее арифметическое, медиана, размах, отклонения, дисперсия;
- развивать умения работать с таблицами и навыки обработки полученных данных;
развивающие:
- способствовать развитию самостоятельности, воображения, логического и образного мышления;
- расширять математический кругозор;
- развивать навыки исследовательской деятельности
воспитательные:
- развивать умения быстро анализировать информацию;
- развивать умения принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор;
- развивать чувство ответственности за выполнение задания;
Задачи урока:
- проверить понимание и качество усвоения темы;
- закрепить полученные знания в ходе выполнения практических заданий урока;
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки для самостоятельной работы, презентация к уроку (приложение 1).
План урока
№ |
Этап урока |
Цель этапа |
Время, мин |
1 |
Организационный момент |
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих учащихся в классном журнале. |
2 |
2 |
Проверка домашнего задания |
Выборочная проверка домашнего задания, исправление ошибок по домашней работе. |
5 |
3 |
Фронтальная работа |
Повторение теоретического материала, пройденного на предыдущем уроке. |
10 |
4 |
Закрепление ранее изученного материала |
Формирование у учащихся навыков вычисления среднего арифметического, медианы, размаха, отклонения, дисперсии. Подготовка учащихся к выполнению практического задания. |
10 |
5 |
Физкультминутка |
Разминка для спины, рук и глаз. |
2 |
6 |
Самостоятельная работа |
Закрепление знаний полученных на уроке. |
10-15 |
7 |
Подведение итогов |
Обобщение полученных знаний. |
2 |
8 |
Домашняя работа |
Консультация по домашней работе. |
2 |
Ход урока
1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих учащихся в классном журнале, настройка учащихся на успешную работу на уроке.
2. Проверка домашнего задания: выборочно.
3. Фронтальная работа: повторение теоретического материала, пройденного на предыдущем уроке, слайды 2-6, приложение 1,
4. Закрепление ранее изученного материала: слайды 7-8, приложение 1.
Учащиеся находят соответствие в таблицах 1 и 2 определений понятий описательной статистики и заполняют таблицу 3.
Таблица 1
A |
Отношение суммы нескольких чисел к их количеству – это … |
B |
Число, которое разделяет упорядоченный числовой набор на две одинаковые по численности части - это … |
C |
Число, которое в числовом наборе встречается чаще других – это … |
D |
Разность между наибольшим и наименьшим числом набора чисел – это … |
E |
Среднее арифметическое квадратов отклонений от среднего значения – это … |
Таблица 2
1 |
МОДА |
2 |
ДИСПЕРСИЯ |
3 |
РАЗМАХ |
4 |
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ |
5 |
МЕДИАНА |
Таблица 3
A |
B |
C |
D |
E |
|
|
|
|
|
Таблицы 3 и 4 представлены в индивидуальных карточках учащихся в Приложении 2, количество индивидуальных карточек распечатывается в соответствии с количеством учащихся в классе.
5. Физкультминутка: разминка для спины, рук и глаз.
6. Самостоятельная работа: слайд 9, приложение 1, (учебник стр.47, таблица 3)
Задание для самостоятельной работы:
Население шести крупнейших городов Московской области в разные годы, тыс. чел.
№ п.п. |
Город |
1959 |
1970 |
1981 |
2002 |
1 |
Коломна |
118 |
136 |
150 |
147 |
2 |
Люберцы |
95 |
139 |
163 |
163 |
3 |
Мытищи |
99 |
119 |
145 |
158 |
4 |
Подольск |
129 |
169 |
205 |
190 |
5 |
Химки |
47 |
85 |
121 |
136 |
6 |
Электросталь |
97 |
123 |
143 |
146 |
Найдите среднее арифметическое, медиану, размах и дисперсию числа жителей городов Московской области в разные годы. Полученные данные занесите в таблицу 4.
Учащиеся должны проанализировать:
- I вариант - данные населения городов Московской области в 1959 г.
- II вариант - данные населения городов Московской области в 1979 г.
- III вариант - данные населения городов Московской области в 1981 г.
- IV вариант - данные населения городов Московской области в 2002 г.
Затем учащиеся находят среднее арифметическое, медиану, размах и дисперсию числа жителей городов Московской области в разные годы. Полученные данные заносят в таблицу 4 и сдают учителю на проверку.
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: учебник, стр.54, таблица 6. По данным таблицы найти статистические характеристики среднего арифметического, медианы, размаха, отклонения, дисперсии.
Используемая литература:
- Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика»
- Е.А. Бунимович , В.А. Булычев «Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы»
- В.В. Бородкина и др. «Теория вероятностей и статистика. Контрольные работы и тренировочные задачи. 7-8 класс»
- Ю.Н. Тюрин и др. «Теория вероятностей и статистика. Методическое пособие для учителя»