Тип урока: урок закрепления, проверки, оценки, коррекции знаний, умений, навыков.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Задачи урока:
- Образовательные – обеспечить повторение и систематизацию материала темы,
- Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти,
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.
Образовательные технологии: элементы технологии развивающего обучения, проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии.
Оборудование и источники информации: экран; мультимедийный проектор; компьютер. У учащихся на партах карточка с заданиями (Приложение 1).
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Информационный проект «Научная деятельность М.В.Ломоносов».
- Закрепление и проверка знаний обучающихся.
- Физкультминутка.
- Закрепление и проверка знаний обучающихся.
- Рефлексия.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Линейная функция у = kх + m. Линейная функция у = kх». На уроке мы закрепим навыки построения графиков линейных функций у = kх + m и у = kх. Урок у нас необычный. 19 ноября 2011 года исполнится 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова. И мы, выполняя задания по этой теме, совершим экскурс в биографию выдающегося ученого, нашего земляка Михаила Ломоносова.
2. Актуализация опорных знаний
1. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года недалеко от Холмагор, что в Архангельской области, в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681-1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. А в какой деревни родился Михаил знаем, выполнив задание. (Слайд)
Задание № 1. Вычислите: (слайд)
С 0,5 · 1,3 А – 24,48 : (– 6) Е 4,2 · (– 3) Н – 0,27 : 9 В 6,4 – 7 О – 2,4 + 3,9 Д – 5 + 2,9 И – 18 – 32 К 1,23 : (– 0,3)
Заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы (слайд)
24 |
–12,6 |
–0,03 |
–50 |
0,65 |
1,5 |
–0,6 |
–4,1 |
4,08 |
Михаил родился в деревне Денисовка. Ныне оно
переименовано в Ломоносово.
2. Мать Михаила Ломоносова научила читать сына
еще в юном возрасте и привила любовь в книге.
Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия
Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах
Симеона Полоцкого и арифметику. Кто автор
арифметики, узнаем, выполнив задание.
Задание №2. Раскройте скобки (слайд)
И 4(– 2х + 7) Г – 2(2х + 1) М 2(х + 1) И – 2(– 3,5х – 4,8) Н – (4а + 3) Ц 5(– 1,2а + 0,4) А 3(в – 1) Й 6(1 – 3с + в) К – (8,3а – 5,2)
Заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы (слайд)
2х + 2 |
3b – 3 |
– 4х – 2 |
– 4а – 3 |
– 8х + 28 |
– 6а + 2 |
– 8,3а + 5,2 |
7х + 9,6 |
6 – 18с + 6b |
Михаил любил читать арифметику Магницкого. Это первый русский печатный учебник по математике.
3. Так что, отправляясь в Москву, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. В каком году это было?
Задание №3. Задает ли уравнение линейную функцию? (Cлайд)
0 у = 3х 1 y = 6 + 2 у = (х – 2)(х + 3) 3 у = 4 у = х + 5 + х2 5 у =3 + х3 6 у = – х2 7 у = – х 8 у =
1730 год (слайд)
3. Информационный проект «Научная деятельность М.В.Ломоносова»
. Михаил Васильевич Ломоносов сумел объять в своём творчестве все главные области знаний. Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла, физическая химия, наука о стекле. Наука о стекле соприкасается одновременно с другими дисциплинами: физикой, приборостроением и оптикой. Михаил Васильевич разработал летательный аппарат вертикального взлёта – первый прототип вертолёта. Внес вклад в «Российскую грамматику». М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. В связи с развитием науки о стекле, с производством художественного стекла, Михали Васильевич открывает мозаичную мастерскую. Вам представлены работы мозаичных картин. (Слайд)
4. Закрепление и проверка знаний обучающихся
– Как и многие ученые того времени, Михаил Ломоносов «все испытал и все проник», говоря словами Пушкина. Но главные его открытия касаются и астрономии. Ученый наблюдал за прохождением Венеры между Землей и Солнцем, создав новый вид инструмента. Узнаем его, выполнив задание.
Задание №4 (слайд)
Постройте графики функций и определите, в каких точках они пересекаются с осью ординат.
1. у = х + 2,
2. у = 5,
3. у = 2х + 7,
4. у = – 3х – 2,
5. у = – 3,
6. у = 3х – 6,
7. у = х,
8. у = –7х + 4
Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.
5. Физкультминутка
6. Закрепление и проверка знаний обучающихся
Построив графики линейных функций на заданных промежутках, мы узнаем, под каким созвездием родился Михаил Васильевич.
Задание № 5 (слайд)
Постройте графики линейных функций на заданных промежутках
1) у = 2х + 14, [–7; –6]
2) у = – х – 7, [–7;–5]
3) у = – 2, [–5;–2]
4) у = 0,5х – 1, [–2;0]
5) у = 3х – 1, [0;1]
6) у = 0,75х + 1,25, [1;5]
7) у = х, [5;6]
8) у = 6, [6;10]
9) у = 3х – 15, [7;8]
10) у = – 3х + 27, [7;8]
Созвездие скорпион.
7. Рефлексия
Обучающие заполняют карточку:
- Сегодня на уроке было интересно, потому что …
- Я бы хотел(а) похвалить себя за то, что …
8. Итог урока (слайд)