На современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема поиска новых, интенсивных форм организации учебного процесса, что повлекло интеграцию информационных технологий в образование, выделение среди них дистанционных технологий обучения и формирование отдельного вида образования – дистанционного.
Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, профильного, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов. Но в школьном образовании, дистанционное обучение пока используется редко, хотя потребность в настоящее время реальная.
Учебный процесс в общеобразовательной школе построен таким образом, что учащиеся, временно не посещающие занятия вследствие болезни, неблагоприятных природных условий либо по другим причинам, занимаются самостоятельно в домашних условиях, используя традиционные учебные пособия. Они лишены возможности получить аттестацию по пропущенным темам, выполнив дома контрольные задания или тесты, и вынуждены «отрабатывать» пропущенные занятия после возвращения в школу. Школьники, находящиеся на домашнем обучении, в том числе дети-инвалиды, осваивают школьную программу, используя традиционные учебные пособия самостоятельно. При этом они имеют возможность получить консультацию учителя на дому и узнать, насколько успешно продвинулись в изучении того или иного учебного предмета посредством промежуточного или итогового контроля не чаще двух-трёх раз за учебную четверть. Школьники, прибывшие из других регионов СНГ и имеющие разницу в учебных планах, также вынуждены осваивать пропущенные темы, занимаясь по традиционным учебникам и выполняя контрольные задания после уроков в часы консультаций. Учащиеся, которые не поняли материал определённой темы в ходе традиционного очного обучения, осваивают соответствующие темы с помощью тех же учебных пособий и консультаций учителя после уроков.
Организация учебного процесса с использованием информационной среды, дистанционного обучения в общеобразовательной школе позволили бы решить проблему компенсации пробелов в знаниях для всех выше перечисленных категорий учащихся, а также для обучающихся по системе экстерната, семейного обучения и для обучения школьников, прибывшие из других регионов СНГ и имеющих разницу в учебных планах.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Оно применяется в школьной аттестации, при проведении вступительных экзаменов, при итоговом контроле и т.д. Своего рода апогеем применения этой методики стал ЕГЭ – Единый Государственный Экзамен. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Само слово тест, в переводе с английского, означает - проверка, испытание. Здесь, под тестированием мы понимаем опрос: вопросы с предложенными ответами, из которых испытуемый выбирает один (или несколько) верных.
Педагогическое тестирование — это форма контроля знаний учащихся, основанное на применении педагогических тестов.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Виды тестов по способу предъявления
- С выбором готового ответа
- С предъявлением ответа в краткой форме
- С предъявление развернутого ответа
Виды тестов по цели назначения
- Первичное закрепление
- Контроль ЗУН
- Разминка в начале урока
- Тренажер
Различные виды тестовой деятельности
- Диктант
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Фронтальный устный опрос
- Тренировочная работа
- Зачетная работа
- Индивидуальный опрос по карточкам
- Заполнение пропусков
- Сопоставление явления (события) и его характеристики
- Распознавание понятия
- Составление последовательности
- Конструирование моделей
Виды тестов по месту использования
Этапы урока:
- Актуализация ЗУН
- Первичное закрепление ЗУН
- Упражнения
- Контроль ЗУН
Виды тестов по объему содержания и времени проведения
Контроль ЗУН:
- Стартовый контроль
- Тематические тесты
- Итоговый зачет
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
Преимущества тестирования: · Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически ,исключая субъективизм преподавателя.
Тесты это более объемный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный – 3 – 5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырех.
Недостатки:· Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
Использование тестов в дистанционном обучении дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая в случае необходимости откорректировать те или иные элементы темы.
Тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. Учащиеся с удовольствием выполняют тестовые задания.
Тестирование – методика, способная решить ряд вполне реальных, даже наболевших проблем. Оно позволяет справиться с субъективностью преподавателей, случайным характером получения вопросов на зачетах и экзаменах, дает возможность стандартизовать и упростить процедуру проверки знаний учащихся, сэкономить время.