Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- Знакомство с понятием слов «толерантность», «простить», «прощение».
- Помочь ребятам осознать важность, пользу прощения, развивать умения находить компромиссные решения.
- Воспитание дружелюбия, умения прощать, развитие коммуникативных навыков.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, у вас в классе дети часто сорятся? А мальчики в часто дерутся?
(Ребята высказывают свои мнения).
- Скажите, а отчего в фильмах, особенно в боевиках, герои часто дерутся ?
-А отчего случаются войны на земле?
-Вы совершенно правы. Действительно, на земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Поэтому сегодня мы поговорим о толерантности.
-Давайте вспомним, что это слово обозначает?
(Дети говорят свои ответы)
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
А теперь сядьте удобно и послушайте сказку о жаркой Африке
3. Сказка «Болезнь непрощения»
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.
4. Беседа по сказке.
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)
– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?
– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать?
(Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
5. Игра «Ситуации»
А) - Я предлагаю сейчас разыграть несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни. Мы разделимся на три группы и каждая группа получит свое задание. В конце игры группы должны предложить свои варианты решения ситуации.
1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?
2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
– А теперь, по итогам нашей работы, попробуем составить правила толерантного общения.
(На доске записываются «Правила толерантного общения»)
6. Правила толерантного общения
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чём говорят другие.
- Отстаивай своё мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
7. Игра «Сенквейн»
Попробуйте в конце занятия в парах составить Сенквейн.
1 существительное | Толерантность |
||||
2 прилагательных |
уважительное |
различное |
|||
3 глагола |
признавать |
защищать |
сохранять |
||
Фраза из 4 слов |
Право человека быть разным |
||||
Вывод |
Закон |
Дети зачитывают получившиеся ответы.
8. Рефлексия.
- Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Выскажите свое мнение:
- Привлекло меня тем, …
- Показалось интересным, …
- Заставило задуматься ….
- Навело меня на мысли …