Конспект досуга для подготовительной к школе группы "Жизнь и творчество В.А. Моцарта" из цикла "О великих композиторах"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


“Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…”
А.С. Пушкин

“Вечный, солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт! ”
А.Рубинштейн

“Моцарт – это истинное чудо!”
Д.Кабалевский

Цель:

  • развивать интерес к музыке и творчеству Моцарта;
  • воспитывать чувство прекрасного;
  • расширять кругозор детей.

Оборудование: запись музыки: “Лакримоза”, “Симфония № 40”, “Фантазия”; кроссворд, презентация о жизни В.Моцарта и о городе в котором он родился - Зальцбурге, свечи, подсвечники, плакат, мультимедиа проектор.

Ход мероприятия

Ведущий: - Сегодняшний день мы посвящаем великому австрийскому композитору В.А. Моцарту. А.С. Пушкин сказал: “Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…”

Итак, мы в 18 веке.

(Звучит музыка – Третья часть Симфонии № 40. Учащиеся старших классов исполняют “Менуэт”)

- Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в маленьком австрийском городке Зальцбурге (изображение Зальцбурга). Разбросанный по склонам высоких холмов, с его чудесными улицами, садами, великолепными по архитектуре дворцами и соборами, город был одним из живописнейших уголков Австрии.

Его отец – Леопольд Моцарт, был композитором, скрипачом. Организатором при дворе архиепископа (демонстрируется картина Моцарта с отцом).

Талант мальчика проявился очень рано – в трехлетнем возрасте. Из воспоминаний отца, Леопольда Моцарта: Ему было 4 года, когда я понял: он сочиняет музыку… Однажды я застал его с пером: - Что ты делаешь? И четырёхлетний ребёнок ответил: - Я сочиняю концерт для клавесина… Я расхохотался… . Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты… . По детскому неразумению он макал перо в чернильницу до дна. И как только подносил перо к бумаге – падала клякса. Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты четырёхлетнего мальчика составили сложнейшую музыку. Из глаз моих полились слёзы – я возблагодарил Творца. И сказал себе: должен жизнь этому Божьему Чуду…”

В шесть лет он сочиняет музыку, записанную отцом, а в 7 лет уже публично выступает, исполняя свои сочинения. О нем пишут: “Семилетний мальчик – это чудо, превосходящее все, что когда было раньше и существует в наше время”

Отец считает, что пора показать Европе своих талантливых детей. В течение нескольких лет, попросив отпуск у архиепископа, Моцарт (отец, дочь, сын) разъезжают по городам Европы: Вена, Париж, Лондон рукоплещут чудо детям. В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везёт музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо – мальчика, решает избрать его академиком. 13 – летний академик! Так счастливо начинается творческая жизнь Моцарта. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, триумф, сопутствующий чудо-ребёнку со временем поблек. Интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Он автор 20 опер, около 50 симфоний, 35 сонат для фортепиано и скрипки. 19 месс, многочисленных серенад. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах.

Давайте и мы с вами будем композиторами и отгадаем, какие музыкальные инструменты мы бы взяли для своей симфонии.

(Отгадывается кроссворд.)

1. Медный духовой инструмент.
2. Струнно-клавишный инструмент, разновидность фортепиано.
3. Клавишный духовой инструмент, разновидность гармоники.
4. Ударный инструмент с неопределённой высотой звука.
5. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию.
6. Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра.

Если горизонтальные строки будут заполнены правильно, то по вертикали ты сможешь прочитать название седьмого музыкального инструмента.

Осознав свое место в эпохе, Моцарт понял, что не может жить и работать лишь для того, чтобы угождать ограниченным вкусам аристократии, но, чтобы мало-мальски существовать и кормить свою семью, вынужден был состоять на службе у какого-нибудь князя, герцога, архиепископа, в качестве придворного или церковного музыканта.

Моцарт в своей жизни испытал множество влияний. Сначала влияние отца, затем композиторов – современников: И.С. Баха, И.Гайдна. Многочисленные творческие влияния, которым он легко поддавался и бесконечная тяга к свободе, отсутствие услужливости, эти противоречивые качества сформировали его натуру.

Моцарт, вслед за Бахом, но более решительно, попытался разрушить эту тягостную и унизительную зависимость. Он порвал с отцом, первым своим учителем, которого так безгранично любил. Старый Леопольд Моцарт оказался не в состоянии понять его новых устремлений. Моцарт был обречен на скитание и нищету.

(Звучит Фантазия ре-минор).

Постепенно Моцарт становится одиноким. Те, кто ещё недавно восхищался им – чудо – мальчиком, перестают понимать его. Но не угождать вкусам “сильных мира сего”, сочиняя музыку, а обращаться к обыкновенным людям, таким же, как и он сам, воплощая в музыке их радости и печали – вот в чем Моцарт видит смысл жизни человека, и эта тема становится темой его творчества.

Итак, мы назвали трех великих композиторов. А каких ещё композиторов вы знаете?

(Ребята называют композиторов).

Нищета намертво вцепилась в горло. Но и в этот, один из самых тяжелых периодов своей жизни, Моцарт создал величайшие творения. Одно из них – 40 симфония. Которая была создана летом 1788 года.

В ней, как и положено, в классических симфониях той поры, четыре части: быстрая, медленная, традиционно-танцевальная и стремительный финал.

Музыка её торжественно славит бытие, воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь.

Слишком много красоты! Слишком много богатства! Это было непонятно тем, кто искал в музыке лишь легкого, безудержного развлечения. Моцарта не только перестали понимать, его начали забывать.

(Звучит Симфония № 40)

Один критик писал: “В его музыке слишком много богатства и красоты для того. Чтобы их можно было бы воспринимать” (Демонстрируется слайд о жизни Моцарта)

За несколько месяцев до смерти к Моцарту, уже больному, сломленному трудом, пришел таинственный незнакомец в черном и, пожелав остаться неизвестным. Предложил написать “Реквием” - заупокойную мессу. Этот незнакомец потряс воображение больного композитора: ему кажется, что он сочиняет “Реквием” для самого себя. Он спешит закончить работу. Рождаются гениальные страницы “Реквиема” - трагические и суровые, нежные и печальные, потрясающие поэмы о жизни и смерти.

Композитору не удалось закончить “Реквием” - используя оставшиеся эскизы и черновики, это гениальное произведение закончил ученик Моцарта Зюсмайер. За сутки до смерти Моцарта, его друзья, собравшись около постели, исполнили по черновым листкам отрывки из “Реквиема”.

Мы послушаем “Лакримозу” (слезная). Эта часть, лирико – драматическая кульминация всего произведения. Тихо плачут скрипки, это фон, на котором возникает полная печали минорная мелодия.

(Звучит “Лакримоза вместе со стихотворением Н.Рубцова”)

В минуты музыки печальной,
Я представляю желтый плес.
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей.
И путь без солнца, путь без веры,
Гонимых снегом журавлей,
Давно блуждать душа устала,
В былой любви, в былом хмелю.
Давно пора понять настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких –
Попробуй их останови!-
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время не причем…
В минуты музыки печальной
Не говорится ни о чем.

В день похорон великого, но всеми забытого музыканта, жена Констанца была больна и не могла выйти из дома. Провожать в последний путь пошли несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно.

(Демонстрируется слайд о жизни Моцарта)

Через несколько лет молва обвинила Сальери, известного музыканта, учителя Моцарта в том, что он отравил своего гениального собрата. Слухи эти упорно держались. Они и послужили толчком к созданию трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” и причастность Сальери к гибели Моцарта: до сих пор является предметом споров и рассуждений.

(Исполняется сцена из трагедии “Моцарт и Сальери” в исполнении учащихся)

Тело Моцарта без отпевания в простом сосновом гробу было отвезено на кладбище св. Марка и опущено в одну из общих могил для венских бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где похоронен Моцарт. Лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А. Моцарт. Но это не могила – только памятник.

Вспыхнув на музыкальном небосклоне подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас, сгорел лихорадочно в пламени творческого перенапряжения.

П.И. Чайковский говорил: “Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Но никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он”.

(Звучит фрагмент из Симфонии № 40)